Древние перуанские погребальные куклы культуры Чанкай

Чанкай— доколумбовая цивилизация , которая сузществовала на территории современного Перу с 1000-1200 до 1450 годов. в. Культура Чанкай существовала в долинах Чанкау и Чильон, Римак и в округе Лурин на центральном побережье Перу.  
фото:Погребальные куклы Чанкай.

Чанкайские погребальные «куклы» — элемент погребальной церемонии, о истинном значении которого до сих пор не известно точно

Очень мало известно о культуре Чанкай, одна из главных причин — отсутствие письменных источников. Таким образом, большая часть наших знаний об этой цивилизации основана на  археологических находках, а также этноистории.

Исходя из  существующей информации можно судить, что культура Чанкай имела определенную степень государственной организации, возможно, даже централизованное  государственное устройство. Однако, эта культура не достигла того уровня организации, как некоторые другие доколумбовые цивилизации, например, империя инков.
NsX35MBY75wbosfRwq2XANpbyRd2Z7sPT1xfRBspYefxC8Sne6YuGzZ-r2J1WRXBX4wLRoevUye2BELwSfV_KPmnB7exIzP0vncyV2Fzmol6E9zNM3GxA_1xI9WoeHykmfrcIWFxuGJ7YsIN3SNIRQ

Три куклы, представленные на фото, являются современными перуанскими предметами, изготовленными с использованием фрагментов древних тканей. Эти куклы почти точно копируют традиционное изготовление кукол, которое существовало на засушливой центральной части побережья Перу 1000 лет назад. Эти современные куклы являются примером возвращения коренных перуанских ремесленников к истокам древних отраслей своих предков ради обеспечения себе нового источника доходов. Бывают случаи, когда современные куклы обманным путем продаются в качестве ценных экспонатов древности, но чаще всего андские ремесленники, продают их как предметы народного искусства современного стиля, имеющего древние корни. Эти куклы прекрасная демонстрация размывания граней между прошлым и настоящим.

Современные коренные перуанские ремесленники воссоздают кукол Чанкай  в старинном стиле, используя древние ткани. Главное отличие между древней и современной куклой в том, что у древних кукол лица так же были сделаны из тканой материи. Ткань для лиц изготавливалась специально. У современных кукол черты лиц обычно вышиты на простой ткани. Кроме того, поскольку есть рынок сбыта для кукол, текстильные фрагменты используемые в производстве современных кукол продаются со всей территории Анд. Поэтому неудивительно, что в производстве современной куклы применяется сочетание тканей из различных районов вдоль прибрежного Перу — от северного побережья к южному побережью, а также из различных временных периодов, разделённых во времени тысячами лет. Большинство кукол, таких как на фото выше, преимущественно изготовлены из Чанкайских тканей с центрального побережья.
Тысячи образцов Чанкайского текстиля сохранились в музеях по всему миру. Отчасти это из-за хороших условий хранения на перуанском побережье, но вероятно также является результатом высококачественного производства. Чанкайцы были прекрасно знакомы с более широко известной и интенсивно изучаемой культурой Чиму с северного побережья. Между народами Чанкай и Чиму часто происходили конфликты из-за общей границы, разделявшей их. Тем не менее, именно из-за этого у них много общего в производстве текстиля. Оба региона были завоеваны и включены в империю инков в середине-конце 13-го века нашей эры.

Большинство из сохранившихся найденных древних кукол были помещены в могилы в качестве предметов домашнего быта. И действительно, подавляющее большинство древних перуанских тканей представленных в сегодняшних музеях, как, например, фрагменты использованные для одежды кукол на фото, были, скорее всего, извлечены прямым или косвенным образом из мест захоронений. Это потому, что подобные места имеют меньше шансов быть разрушенными с течением времени, так же как и потому, что они менее зависимы от прочих аспектов, чем другие, более активные места, например как окружающие их жилые районы.

Прибрежные районы Перу и Чили, а также засушливые склоны Западных Анд очень благоприятны для сохранения текстиля. Влажность, — враг для предметов, сделанных из растительных или животных волокон. Пустыння в западных Андах — одно из самых засушливых мест в мире. Благодаря низкой влажности на побережье, множество образцов перуанского текстиля прекрасно сохранилось в сухой песчаной почве. Тканые образцы, сохранившиеся на протяжении тысячелетий, добавили значительное количество информации к тому, что нам уже было известно о доколумбовых народах Анд.

Неизвестно, делались ли Чанкайские куклы специально для размещения их в могилах, в качестве погребальных подношений, или они представляют собой предметы из жизни, вместе с которыми были похоронены их владельцы. Было выдвинуто множество версий. По одной из версий, куклы, возможно, использовались для мемориальных торжеств или в качестве «компаньонов» . По другой версии предполагалось, что они использовались в качестве обычных игрушек или даже марионеток. Интересно, что внутри некоторых кукол были обнаружены небольшие предметы, такие как веретено с пряжей, наряду с обычной набивкой из жестких волокон растений.

Орнаменты на юбке у куклы слева и на повязке на голове у куклы справа являются типичными узорами для текстиля древних Анд. Узор из переплетённых морских птиц на юбке у куклы слева выполнен в коричневом цвете и нанесён поверх желтовато-коричневого оттенка основы хлопчатобумажной ткани. Орнамент был нанесён трафаретным способом. Использование трафарета, а также печати цилиндрическим или плоским штампом широко использовались для массового производства декорированных тканей.

Птицы являются самым распространённым элементом в доколумбовых орнаментах Анд. Их высоко чтили из-за их способности передвигаться между небом и землёй, о чём свидетельствуют записи первых испанских летописцев. Кроме того, морские птицы имели большое значение для жителей сухих прибрежных регионов, во-первых, из-за их ассоциации с водой, а во-вторых потому, что их экскрименты были источником удобрений для сельскохозяйственных культур.

Фигуры на повязке на голове у куклы справа представляют собой переплетение похожих на кошачьи хвостов и похожих на птичьи голов))). Гибридные существа, которые являются смесью кошек, птиц и других животных не являются редкостью, и, возможно, символически представляют собой смесь качеств различных животных.
Центр культуры Чанкай находился примерно в 80 км к северу от Лимы. Находилась в основном на пустынных землях, в которых, однако, встречались долины с полноводными реками, богатые ресурсами, в которых можно было заниматься сельским хозяйством.Долина Чанкай была заселена ,по крайней мере,в 111тыс до н.э. Некоторые докерамические стоянки , например у Рио-Секо (исп.»Сухая река»)датируются 1800 г до н.э. На побережье жили рыболовы и собиратели.Здесь Фредерик Энгель обнаружил семь холмов,под которыми скрывались полуподземные строения из камня.Археолог предположил,что это были помещения для общественных ритуальных собраний или хранилища. Не известно по какой причине их покинули обитатели.И лишь в У!!-!Х в тут появилась культура ,получившая название Чанкай,она была довольно типична для Перу начала 11 тысячилетия

Возникновение чанкайской культуры совпало с упадком культуры Уари. Чанкайская культура вела интенсивную торговлю с другими регионами и благодаря этому поддерживала широкие контакты с различными культурами.

Чанкайская культура погибла в XV веке в результате инкского завоевания.

Кувшин Чанкай.
Хозяйство чанкайской культуры основывалось на сельском хозяйстве, рыболовстве и торговле.

Для развития сельского хозяйства были сооружены водохранилища и оросительные каналы. Поскольку чанкайская культура находилась рядом с морем, в ней было распространено рыболовство и сбор приморских растений. Кроме того, чанкайцы торговали с другими регионами.

В поселениях Лаури, Лумбра, Тамбо-Бланко, Пасамано, Пискильо-Чико и Тронкональ проживали ремесленники, производившие большое количество керамики и тканей.

Чанкайская культура была первой из перуанских культур, которая освоила массовое производство керамики, тканей и металлических изделий — как ритуальных, так и для домашнего использования. Также изготавливали товары, вырезанные из дерева.

Швейные инструменты из культуры Чанкай.

Хотя культура Чанкай оставила после себя  некоторые архитектурные постройки, они были описаны в научной литературе как «ничем не примечательные».

Керамика Чанкай является более распространенным типом археологических артефактов . Кроме посуды, которая имеет большие размеры и довольно своеобразный вид, чанкайська культура производила и глиняные куклы (чаще всего женского пола) . Однако, глиняные куклы не использовали в погребальных церемониях. Частью погребального церемониала стали именно текстильные изделия.
Текстильная Кукла Чанкай.

В чем народ Чанкай преуспел более всех своих соседей,так это в ткачестве. Язык,на котором говорит современное население — аймара. И слово «чанка» на ацмара означает»нить»,»ткать». Текстительные типы артефактов культуры Чанкай,больше всего известны  и являются ее визитной карточкой. Однако, такие техники ткачества использовались и другими доколумбовскими культурами. Открытие одинакового типа текстиля связывает большинство артефактов доколумбовских захоронений в Перу. Однако, именно текстильные погребальные куклы выделяют чанкайскую культуру из общего ряда других перуанских культур. Ткани изготавливались разных типов — цветные с тканным рисунком,плотные с набивным рисунком,тонкие ткани и кружева,многоцветные ковры.

Погребальные куклы и ткань

Погребальные куклы культуры Чанкай изготовлены из тканого материала сделанног из  тростника или шерстяного  волокна. Куклы одеты в гендерованую декоративную одежду и имеют драматические черты лица. Некоторые из найденных кукол держат в своих руках шарики из хлопка, кусок пряжи или даже музыкальный инструмент. Эти куклы, как считалось, представляют человеческое бытие, а не сверхъестественных существ (например, богов или духов), которые изображены на деталях их костюма.

Женская фигурка, Чанкай, Перу, 1000-1450 гг.

Функция чанкайських погребальных кукол до сих пор неизвестна. Много спекуляций было сделано по этому поводу. Тот факт, что эти куклы были найдены в могилах добавляет сложности этому вопросу.

Например, было предложено, что фигурки служили детскими игрушками, отсюда использование термина «куклы». Можно предположить, что эти игрушки были использовались ребенком , пока  он / она была жива, а потом похоронены с ними или же сделаны специально для похоронных целей. Еще одно предположение заключается в том, что они имели аналогичную функцию фигуркам в захоронениях у древних египтян и служили в качестве слуг в загробной жизни.

Глиняный идол cuchimilco из культуры Чанкай.

Кладбища чанкайской культуры были большими.

Существовали два характерных типа погребения. Одно из них — для высшего класса, для высокопоставленных вельмож, с глинобитными камерами прямоугольного или квадратного сечения, с крышей и стенами из тростника, уходящими на несколько метров в землю, и погребальной утварью — керамическими изделиями, тканями, золотыми и серебряными украшениями. В погребальную камеру вели ступеньки.

Обычные люди захоранивались неглубоко, почти у поверхности, накрывались саваном и рогожей. Вместе с ними в могилах лежали немногочисленные предметы утвари.

по материалам : http://earth-chronicles.ru/news/2016-02-24-89408

http://www.sciencebuzz.org/museum/object/2005_05_chancay_dolls

Комментарии запрещены.

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: