«Яйце-Райце»

e1ab17c4ee744e90e7fd88b961308417…современное состояние планеты заставляют нас вновь и вновь обращаться к теме осмысления взаимосвязи всех сторон жизни Вселенной.Это обращение может носить как научный системный подход, так и осуществляться через различные аспекты существования человека во Вселенной. Неиссякаемым источником для понимания основ развития человечества, взаимообусловленности всех сторон жизни во все времена является богатейшее наследие традиционной  культуры. И что очень важно – его прорастание в современную культуру.

Традиционная культура – это стройная система взглядов, которая пронизывала всю жизнь наших предков , и без анализа ее невозможно понять и идеологию народа. Вопросы эволюции  религии, первые попытки построения картины мира и выработка миpовоззpения , создание сложной знаковой системы в искусстве — все это pазpаботано задолго до появления христианства…

Многогранность языческих представлений, их поразительная живучесть,характерны для народного осознания мира. Некоторые из этих явлений, запечатленные в сказках, песнях, хороводных играх и других видах народного искусства, перешедшие в христианство, дожили до наших дней. Все это,может быть исторически осмыслено только с учетом древнего  миропонимания.Яйцо есть символ творца всей природы, вседействующего, вездесущего и все в себе вмещающего.(Плутарх)

Одним из первых носителей устойчивых элементов знаковой традиционной культуры было яйцо, из которого потом выросло дивное искусство – яйцо-писанка, крошечное чудо малого – миниатюрной росписи по живому яйцу.

055b2f1cc6398b63404daaf1e7ef99e7
Еще в глубокой древности наши предки считали яйцо прообразом Вселенной.
Образ Мирового Яйца известен в мифопоэтических традициях многих народов. «Из него возникает вселенная или некая персонифицированная творческая сила: бог-творец, культурный герой-демиург, иногда – род людской», – отмечал В.Н. Топоров . Во многих случаях оно описывается как золотое, иногда ему присущи и другие атрибуты солнца. В египетском мифе солнце возникает из Мирового Яйца, снесенного птицей«великий Гоготун». В китайской традиции небо и земля слиты воедино как куриное яйцо. «В мифах известны примеры, когда с образом Мирового Яйца связывается временная структура целого (брахман находится в яйце в течение года), а с образами
отдельных яиц – более частные членения времени (ср. русскую загадку о годе и его частях: лежит брус через всю Русь, на этом брусе двенадцать гнезд, в каждом гнезде по четыре яйца, а в каждом яйце по семь цыплят)»

Космогонические мифы были у многих народов. Этой теме посвящен
фундаментальный труд   А.Н. Афанасьева («Поэтические воззрения
славян на природу»). Согласно его исследованиям, также «персы верили, что вначале не было ничего, кроме божества; потом родилось яйцо, и когда оно созрело – из него явилась вселенная с ясным солнцем и луною; индийское предание о создании мира говорит о золотом яйце, которое плавало в водах, т.е. в дождевых потоках облачного неба. По преданию, записанному Геродотом, мир создан из яйца, положенного баснословной птицею Фениксом в святилище Гелиоса. Греческие и римские философы происхождение вселенной вели от яйца (ab ovo)… а в наших старинных рукописях
повторяются византийские уподобления мира – яйцу; так, например, в одной рукописи читаем: «О яйце свидетельство Иоанна Дамаскина: небо и земля по всему подобны яйцу – скорлупа аки небо, плева аки облацы, белок аки вода, желток аки земля» ]. В русских сказках известен мотив яйца, уроненного уткой в воду.
По «Калевале» также утка снесла яйцо, из которого создалась Вселенная:
Из яйца, из нижней части,
Вышла мать-земля сырая;
Из яйца, из верхней части,
Стал высокий свод небесный .
Уподобляя круглый свод неба верхней половине яичной скорлупы, древние
предполагали, что нижняя ее половина спускалась вниз и замыкала собою подземный мир. Таким образом, не только солнце, но и вся Вселенная представлялась одним огромным яйцом. Творение солнца из яичного белка, а луны из желтка согласуется с теми эпитетами, которыми равно обозначалось и сияние небесных светил, и блеск благородных металлов; как солнце и луна уподоблялись золоту и серебру, такое же уподобление допускалось и по отношению к составным частям яйца. «Яйцо, –заключает Афанасьев, – как метафора солнца и молнии, принимается в мифологии за символ весеннего возрождения природы, за источник ее творческих сил. Когда холодное дыхание зимы налагает на небо и землю печать смерти и разрушения, в этом
яйце таится зародыш будущей жизни, и с приходом весны из него созидается новый мир. Эти космогонические мифы суть, собственно, сказания о весеннем обновлении природы»

Яйца, как крашеные, так и белые, играли важную роль в весенней обрядности: с хлебом, солью и белым яйцом выезжали на пашню, его разбивали о голову пашущего коня. Яйцо было обязательной принадлежностью обрядов при посеве. Ученые свидетельствуют: их закапывали в землю, катали по полю, клали под ноги скоту при
выгоне на Юрьев день, клали в воротах хлева, чтобы скот переступил через них, с ними обходили скот и дарили их пастухам. Обязательной принадлежностью весенней заклинательной обрядности стала
писанка (от слова «писать», то есть расписывать, наносить узоры) – яйцо, украшенное сложными рисунками.

Космологический смысл композиций на писанках говорит о том, что яйцо, предназначенное для ритуала, должно было изображать мир в целом, со всеми его земными и небесными разделами. В наших музейных этнографических коллекциях хранятся тысячи писанок, являющихс самым массовым наследием языческих времен.

По археологическим данным, писанка возникла более пяти тысяч лет назад

Писанка сопровождала человека от рождения до смерти. Обрядов и обычаев,
связанных с писанкой, очень много. В древности писанки писали весь год. Женщина, ожидая ребенка, расписывала писанки с цветами или птицами, обозначавшими символы души, которая должна прийти в этот мир. Их писали и пчелам, чтобы в ульях был мед, и в поле, чтобы уродился урожай. Писанку клали в колыбель младенцу, ее дарили на свадьбу с пожеланиями молодым, ею поминали предков. Готовя подарок девочкам, расписывали писанку с изображением распускающихся бутонов, чтобы росли и расцветали, а мальчикам – с дубовыми листочками и сосновыми веточками,
чтобы росли сильными, крепкими и здоровыми, как эти деревья. Женщинам дарили писанки с цветами и звездами, чтобы они цвели и освещали мир вокруг себя. Воинам, уходящим в поход, также с собой давали писанки, чтобы те оберегали их в дороге и в бою. Писанками лечили. Даря писанку, можно было выразить свою благодарность или любовь. Бездетной женщине дарили писанку с изображением курицы. Чтобы получить обильный урожай, в первую и последнюю борозду поля закапывали яйца с изображением пшеничных колосьев и земледельческим орнаментом. Для защиты от
пожара в доме хранили писанки, по некоторым преданиям, с голубым и зеленым орнаментом в виде меандра. Если пожар все-таки разгорался, писанки обносились вокруг него, чтобы не дать огню распространиться.

В весенней обрядности повсеместно во всем славянском мире широко применялись различные магические действа с яйцами. На протяжении всей весны происходили раскраска яиц – «писанок», «крашенок» – и различные игры с ними. В основном же роспись приходилась на дни весеннего равноденствия. В это время больше писалось красных писанок, цвета солнца. Считалось, что таким образом люди помогают весеннему солнцу набирать силу на лето. Весенние писанки несли в себе образы возрождения природы: распаханные и засеянные поля, растения, семена и плоды –символы будущего урожая. Такую писанку хранили целый год до следующей весны

Обрядовое почитание писанки, считает современный исследователь писанки,
художник З.Н. Иваницкая, связано с поклонением Ладе – языческой богине любви, красоты, свадебного венца. Ученые полагают, что церковный пасхальный календарь в значительной мере заслонил архаичную сущность обрядов, связанных с яйцами, но содержание росписи писанок по-прежнему сохраняло символику глубокой архаики. Это и небесные олени, и картина мира, и множество древних символов жизни и плодородия.

Так, богиня Лада, считают, трансформировалась в образ Пресвятой Богородицы, а писанка стала главным символом Воскресения Христова.

А.Н. Афанасьев пишет: «У нас красные и желтые яйца играют важную
роль на праздник Светло-Христова Воскресения, совпадающего со временем
древнеязыческого чествования творческих сил весны, и самый цвет, в который они окрашиваются, знаменателен: оба эпитета красный и желтый связываются с понятием яркого солнечного света. На Светлую неделю простолюдины катают красные яйца, бьются и меняются ими… В глазах народа яйцо, особенно – красное, пасхальное, получило значение средства, наделяющего плодородием и здоровьем. На праздник Пасхи крестьяне ставят на стол кадку с зернами пшеницы, зарывая в ней яйцо, и зерна эти берегут для посева; отправляясь сеять лен, кладут в мешок, наполненный семенами,яйца, а при посеве конопли разбрасывают по полю яичную скорлупу с таким приговором: ”роды, Боже, конопли билы, як яйца!” В день Вознесения ходят на поля, засеянные рожью, и подкидывают кверху красные яйца, чтобы рожь так же высоко поднялась (вознеслась), как подброшенное яйцо… При пожарах обносят вокруг загоревшегося здания яйцо, которым христосовались на первый день светлого праздника, и верят, что огонь далее не распространится; яйцо это, брошенное в пламя пожара, по мнению крестьян, тотчас же погашает его; средства эти почитаются особенно спасительными в тех случаях, когда пожар произошел от удара грозы. Чехи,
чтобы предохранить избу от громового удара, бросают яйцо, снесенное в зеленый четверг (Donnerstag)- Чистый четверг в католических странах, и освященное на светлый праздник. Те же поверья соединяются и  с Перуновой веткою (Donnerruthe)- веткой вербы

З.Н. Иваницкая пишет, что в Светлое Воскресение, рано утром, девушка на выданье шла в сад встречать утреннюю зарю; там, у яблоньки, с писанкой в руках она просила у нее красоты и здоровья. Потом эту писанку она дарила своему любимому в знак согласия стать его женой. Девушка, опорочившая себя свободным поведением, лишалась таких прав. Эти обряды требовали особого ритуального ухаживания. Так, парень, не умеющий должным образом ухаживать за девушкой, не мог рассчитывать на писанку.
На Светлый Понедельник — Обливаный понедельник, приходился другой обряд. В этот день парни обливали девушек водой, ходили по домам с песнями, прославляющими Христа, за что им дарились писанки.

В Белоруссии этот день получил название волочебного (отсюда
волочиться, ухаживать). А дети в понедельник пирогами и писанкой благодарили крестную.
Писанка отмыкала сердце для любви, придавала силу плодородия, защищала от сглазу и порчи, наговоров, болезней, стихийного бедствия, бедности, даровала красоту и богатство, надежду на счастливое замужество и урожай. Дарением писанки скреплялось родство. В доме она хранилась на уровне иконы. Особое место яйцо имело в свадебном ритуале. Лучшим временем для любовной магии, замечает Иваницкая, было первое весеннее новомесячье . Яйцо, снесенное молодой курочкой, в этот период обладало особой силой плодородия и совершенством. Оно расписывалось обережными знаками, защищающими молодую семью. На пасхальном столе центральное место отводилось писанкам. И до сих пор их укладывают вокруг кулича (с
той разницей, что пасхальную писанку сейчас вытеснила крашенка).
Этнографы определили, что писанки были обязательным атрибутом погребальных обрядов и поминальных трапез. Для таких целей они писались отдельно, как семейное послание душам своих усопших родственников, соответственно с родовым традиционным узором (иначе они не смогут прочитаться). Каждый год в  Правую Пятницу — время празднования: «полпути», середина между Пасхой и Пятидесятницей (днём Святой Троицы).  по воде они отправлялись как вестники наступившей весны

.Как говорили мои бабци,»щоб шкаралупки доплыли до рахманив на рахманский святый день»,что бы и души умерших предков знали ,что на земле наступил праздник,что пора им в путь собираться ,к своим детям и внукам на Весенние Деды.

Наиболее же писанка, как уже рассматривалось, благоприятствовала в создании семьи»Да и сама семья уподоблялась яйцу, одной половинкой которой являлся муж, другой – жена.

по материалам Н.Н. Ткаченко Писанка. Искусство росписи по скорлупе

Комментарии запрещены.

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: