Слобожанская писанка

Писанка… Крошечное произведение искусства народного и предмет старинного языческого культа, который сохранился, дошёл до наших дней каким-то неимоверным чудом.

egg-0

 

Рассматривая орнаменты на писанках Слобожанщины , мы словно читаем письмена своих пращуров, которые обращены… может быть, именно к нам?Но, конечно, прочесть их сможет только тот, кому хорошо знакома азбука символов языческого мира. К сожалению, многое в понимании символики утрачено навсегда. Есть символы, присущие только Слобожанщине, есть и такие, которые подчеркивают единство её с Азией и Европой.

Уже в конце XIX ст. многие ревнители украинской культуры проявили живой интерес к писанкарству, которое, безусловно, существовало на Слобожанщине с самых древних времён.

Это случилось во время возрождення украинства, когда выдающиеся учёные, писатели, композиторы поняли, что необходимо собирать и охранять эти свидетельства материальной и духовной культуры своего народа, которые с развитием капитализма начали катастрофически быстро исчезать.

Первая книжка о писанках была издана Пелагеей Литвиновой в 1878 году. Туда вошли писанки из Глухова и Чернигова. На следующий год появился в печати альбом, составленный Оленой Бджилкой( мамой Леси Украинки,в тексте она записана как Пчелка).

В 1891 году Николай Сумцов издал свою работу «Писанки». Для написания этой работы он исследовал и собрал остатки ещё сохранившихся писанок, либо заказал их тем мастерицам, которые в то время ещё были живы. Сумцовская коллекция является ныне сокровищем Харьковского исторического музея. 

Излюбленными элементами писанкарей Слобожанщины были солярные знаки («звёзды», «рожи»), растительные орнаменты (преимущественно цветочные, и «листки» различной конфигурации), геометрические (использовались для разнообразных «поясков» для деления поверхности яйца). Есть даже орнамент «мотылёк».

Среди солярных знаков доминирует «рожа», или «мальва», с 8 и 12 лепестками. Обращает внимание отсутствие других солярных знаков — свастик, ломаных крестов, геометрических узоров. Слобожанские писанкарки употребляли мотив «бесконечника», который воспринимался как оберег от нечистой силы. «Дорожка» применялась только в качестве разделителя поверхности яйца, в основном с точками, которые символизировали звёзды на небе, либо с элементом растительного орнамента — веточками хвоща. Дорожки образовывали на поверхности яйца квадраты либо треугольники (символ триединства бытия, означавший вначале Землю, Небо и Огонь, а затем — Троицу). Характерно и то, что крест, как мотив, на слобожанских писанках почти не встречается, что свидетельствует об их древнейшем происхождении.

Самый излюбленный из слобожанских орнаментов — растительный. Именно в нём можно увидеть всё богатство человеческой фантазии — отпечаток земледельческого и садоводческого бытия народа, который населял этот уголок Украины. Все растительные орнаменты не имеют определённых ботанических признаков, кроме мотивов «листва дуба» и «сосна». Мотив растительнного орнамента «трилистник» встречается в весьма разнообразных стилизованых формах.

Другие мотивы только названием указывают на желание осмыслить «абстрактную геометричную форму как реальный предмет» (Народна творчість та етнографія.- 1990.-№2.-С.70).

Цветочный мотив более всего используется в слобожанской писанке. Цветы также не имеют явных ботанических признаков и состоят из треугольников, ромбов, сердечек, крючочков. Наиболее часты цветки с  7 либо 8 лепестками.

Характерным является и использование цветов: в ходу чёрный, жёлтый, оливковый, коричневый, зелёный — то есть цвета земледелия. Только 3 писанки  имеют красный, жёлтый и зелёный цвета (из села Островерховки).

Существенным признаком слобожанских писанок является разделение площади яйца на три части — либо параллельными линиями вдоль окружности, либо деление прямыми линиями, которые образуют «корзиночку». Почти всегда разделителем служит «поясок» с маленьким орнаментом — точками, звёздочками, хвощиком.

 

Среди регионов Украины свой отдельный альбом писанок имеет только Черкащина. Его составили известный этнограф Вадим Мыцык и художник Олесь Фисун, опираясь на коллекцию Д.Щербаковского и бытующие писанки Черкащины, в частности, на коллекцию писанкарки Ялинки Ратушняк.

Но и Харьковщина, разумеется, должна иметь такой альбом, далеко ведь не все регионы располагают таким сокровищем, как сумцовская коллекция.

К сожалению, время не щадит такое хрупкое произведение, как писанка: со временем она просто может рассыпаться. Да и любые просчёты и небрежности наносят урон драгоценному наследию… Остатки коллекции Сумцова, хранящиеся в Харьковском историческом музее, были перепутаны с другой коллекцией, поэтому писанки, из которых она состоит, нужно тщательно изучить для того, чтобы определить их слобожанское происхождение. Более трёхсот уцелевших писанок необходимо описать, проанализировать. Огромную работу в этом направлении провели сотрудница музея С.Бахтина, составившая научное описание этих писанок, и художник В.Титинюк, которая зарисовала их. А затем в музей пришла член Харьковского клуба писанкарства Наташа Олейник (теперь — Кравченко) и с великими трудом и любовью переписала сумцовскую коллекцию заново. Ныне стараниями клуба ведётся поиск спонсоров по изданию каталога сумцовской коллекции. Так что крепнет надежда, что альбом слобожанских писанок всё-таки будет издан.

natasha

Натальья Олейник с оригиналом и копией писанки из коллекции Сумцова.

 

 

Комментарии запрещены.

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: