Традиции падуба, Йоль

Падуб, или остролист (Ilex aquifolium) — одно из европейских священных растений Йоля. В России ему слишком холодно, даже морозостойкие его разновидности не очень хорошо себя чувствуют при наших зимних морозах, а вот для Европы падуб, с его вечнозелёной нарядной листвой и ярко-алыми ягодами, стал одним из символов зимних праздников, и там он воспринимается как символ жизни, побеждающей зиму и смерть.
Традиция использования остролиста в качестве зимнего праздничного растения довольно стара, и падуб в этом качестве куда старше сосны или ели. Остролист был значимым растением в культуре кельтов, где он связывался, по всей видимости, с Зимними Королями Иного Мира, со Старыми Королями, Королями-колдунами, наделенными многими и многими волшебными способностями. Воплощением же Молодого Короля Лета был дуб, и два этих короля, хозяева тёмной и светлой половин года, сражались дважды в год, и в результате этого сражения власть переходила от одного к другому и двигалось само время — зима сменялась летом, а потом снова приходила зима…
Падуб многократно воспевался в средневековой поэзии, и в «Гимне падубу», например, говорилось, что именно падуб — лучшее и прекраснейшее из всех деревьев: «Из всех деревьев, что растут в лесу, Достоин падуб лишь носить корону».
Остролист в ирландской традиции часто оказывается связан с потусторонними существами или потусторонним колдовством. Например, в истории о зачарованной пещере из цикла о Финне мак Кумале, три ведьмы, дочери короля Аннуина, прядут колдовскую пряжу на веточки остролиста, и эта пряжа, подобная паутине, сковывает движения фениев и лишает их сил. Дротики из остролиста — оружие, которым часто оказываются вооружены воины Иного Мира: хоть это оружие считалось очень простым и «детским», оно часто оказывалось в руках весьма могущественных существ. Например, с остролистом нередко оказывался связан Мананнан мак Ллир — иногда он появлялся, вооруженный лишь тремя дротиками из остролиста, а еще в одной истории, когда Финн мак Кумал оказался заколдован и превращен в старика, спас его человек, назвавшийся Кулинном из Куальнге (Остролист из Куальнге), оказавшийся впоследствии Мананнаном.
Йольское время — это период, во время которого в мир людей приходят многие колдовские существа, и падуб, как их знак и символ, дарует людям своего рода «отмеченность их знаком»: прикалывая веточки падуба к одежде и украшая ими дома, мы, по сути, носим с собой знак Зимнего Короля и оказываем уважение и ему и его свите.
Колючие листики падуба отводят зло и отгоняют нечисть, а как все вечнозеленые растения он воплощает в себе всепобеждающую жизнь, ярко проявляющую себя в сердце зимы.

24993535_1732423333458158_5585268657308409500_n

текст © Shellir Lirian — проект Огам
© Skvorty — журнал «Ведьмин Котёл»

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: