
Омела — еще одно священное для зимних праздников растение. Вечнозелёная, она становится хорошо видна в середине зимы, когда листья деревьев облетают, и золотисто-зелёные шары омелы со множеством белых ягод становятся хорошо видны в высоких ветвях.
Омела — растение паразитическое, и предпочитает она расти на лиственных деревьях: на березах и клёнах, яблонях и грушах, на дубах. С давних времен люди видели силу омелы: она оставалась зелёной под снегом, её скромные золотисто-желтые цветки появляются осенью, когда природа уже увядает и ни о каком цветении других растений не может быть и речи, а к снежному времени на ней появляются жемчужно-белые полупрозрачные ягоды, полные клейкого сока. Так что Омела — это символ жизни, бессмертия и возрождения, витальности. Также её считали и целебным растением — побеждающая зиму, способная вырасти на ветвях самых сильных деревьев, омела считалась мощным целительным средством, и правильно собранную омелу использовали для лечения самых разных болезней. Иногда говорили, что сила дерева, на котором растёт омела, на зиму уходит в её хрупкие побеги и листья, так что зимняя омела воспринималась, как растение двойной силы — у неё есть своя жизненная сила и свойства, и сила дерева-носителя тоже считалась заключенной в ней. Особенно сильной считалась омела, выросшая на дубе (дуб — растение сильное, и омела не всегда приживается на его ветвях), и даже сохранилось одно из её старых названий Sú Darach (сок дуба).
Омела почиталась друидами как священное и целебное растение, даже её старое гэльское название Drualus переводится как «трава друидов», а Плиний описывал обряд срезания друидами омелы с дубовых ветвей в определенный лунный день золотым серпом.
Подобная священность омелы у язычников в христианское время обернулась тем, что омелу долгое время отрицали, как часть рождественского обряда, а веточки «нечистой» омелы было даже запрещено приносить в церкви и на освященную землю.
Но омела все же осталась в зимней праздничной обрядности как часть народной традиции, и именно эта традиция и сохранила для нас её значения: омелу, по всей видимости, воспринимали как растение, разрушающее границы, устраняющее препятствия и соединяющее несоединимое. Она, например, использовалась в похоронном обряде, облегчая переход из мира живых в мир мёртвых и облегчая возрождение. Она использовалась в зимних праздничных обрядах, как символ возрождения солнца. Под связками веточек омелы целовались даже в строгое викторианское время – там, где простирает свои ветки омела, не существует никаких ограничений, рамок и норм.
Но при этом считалось, что омела и защищает, служа стражем в «мире без границ и рамок», который она сама же создает. И поэтому омела — еще и символ мира, который не может нарушить никакое зло.
Вечнозеленые омела и падуб нередко воспринимались как парные растения, женское и мужское, хотя периодически случались разночтения в том, что же из них связан с мужским началом, а кто — с женским.текст © Shellir Lirian — проект Огам
© Skvorty — журнал «Ведьмин Котёл«
Добавить комментарий