
седая голова.
Он прокрался с гор
и спрятался в коровнике.
Спрятался за перегородкой
и украл сливки с молока,
пока доярка
разговаривала с пастухом.
með gráa hausinn sinn.
— Hann skreið ofan úr gili
og skaust í fjósiр inn.
Hann faldi sig í básunum
og froðunni stal,
meðan fjósakonan átti
við fjósamanninn tal.
Кстати, можно вспомнить, что силлабаб (как раз весьма популярный в Англии и сопредельных державах, включая Исландию, в период складывания образов йоласвейнар) раньше делали, сдаивая парное молоко от подходящей коровы прямо в ведерко с сидром или иным хмельным напитком, смешанным с медом и пряностями, а потом уже взбивали (варианты со взбитыми сливками появились уже позже) — так что в целом становится понятна веселость Гильягура и его тяга к уворовыванию такой вкусноты.
Вторым из йоласвейнар в человеческие города и поселки приходит Гильягаур, Giljagaur, «Тот, кто живет в овраге», Овражник. Все говорят (а уж он сам — особенно), что Гильягаур — самый красивый и весёлый из всех братьев, и самый добродушный к тому же.
Овражник, как и первый братец, тоже очень любит молоко, вот только уже не овечье, а коровье, чуть постоявшее, чтобы сверху успели собраться сливки. Так что он первым делом отправляется в какой-нибудь симпатичный ухоженный коровник, воровать сливки с парного молока (если, конечно, доярка отвлечется), а при удачном стечении обстоятельств может выпить и все надоенное с вечера молоко. Сам доить коров он ленится, всегда ждет, пока кто-нибудь это сделает вместо него.
Кстати, часто говорится, что он ворует не сливки, а «пену» с надоенного молока, то есть влечет его именно взбитое молоко, и тут можно припомнить об одном прекрасном йольском лакомстве, которое добралось до Исландии и стало там популярно как раз в то время, когда складывались представления о тринадцати основных йольских братцах: это силлабаб (syllabub), в самом простом варианте представлявший собой свежее жирное молоко, сбитое вместе с вином, сидром или хмельным медом и подслащенное. Говорят, что изначально его делали, сдаивая парное молоко от подходящей коровы прямо в ведёрко с сидром или другим напитком, потом смешивали с медом и пряностями, а потом сбивали — так что становится понятна весёлость Овражника и его тяга к уворовыванию ведёрок с молоком — а вдруг там окажется силлабаб?
И еще одно стихотворение Елены Фельдман из цикла о йоласвейнар:
Ждите вторым из скалистых ущелий
Брата Овражника-весельчака.
Редкий талант у него: до похмелья
Может упиться глотком молока!
Строит доярка приятелю глазки,
А за спиною Овражка, как кот,
Палец засунул в ведро без опаски
И с наслаждением сливки крадет.
текст: © Shellir Lirian — проект Огам
© Skvorty — журнал «Ведьмин Котёл»
© стихотворение Елена Фельдман aka Flash — Ежевичные строки Елены Фельдман
Добавить комментарий