Секвана — кельтская богиня реки Сены и целебных источников

Бронзовая фигурка богини Секваны на лодочке-утке, сокровища Источников Сены, гало-романский период 2-3 в. до н.э.
Богиня Секвана в галло-римский период считалась покровительницей реки Сены и патронимным божеством кельтского племени Секванов.
Особым даром богини считались чудотворные источники у истоков Сены, который назывались «Fontes Sequanae» («Источники Секваны»), расположенные на плато Шатийон, к северо-западу от Дижона в Бургундии. Здесь во 2-1 в. до н.э. была создана Святыня, связанная с исцелением. Но поклонялись ей в этих местах с 500 года до н.э.


Статуя Секваны, лишенная головы, из известняка, 1 в. н.э. Она была найдена в комнате, которая выходила на первый Святой Источник, что говорит о том, что эта «комната» была изначальным святилищем богини. Её поза, восседающей  на троне Матроны в богатом хитоне, выдает ту важность и влиятельность, которую она имела для почитателей

Позднее, когда Святилище было захвачено римлянами, они построили здесь два храма с колонадами.


Бронзовое изображение Секваны 100 г. н.э.

Характерная для Секваны иконография — женщина в диадеме, которая протягивает руки, в приветственном жесте паломникам, пришедшим в её святилище ища исцеление себе и своим близким. Она обычно изображается стоящей на лодочке, имеющей форму утки или иной водоплавающей птицы. Если присмотреться, то можно обратить внимание, что в клюве утки иногда есть какой-то предмет, чаще круглый, который трактуют, как жемчужина.
Причем, подобные уточки встречались и в других местах проживания кельтов.


Бронзовая уточка из Форта железных веков Мильбер Даун в графстве Девон (Англия), в клювике птицы зажат предмет, похожий на торт или некую гранулу. Уточка представлена плывущей по воде, это заметно по линии на её теле.

Именно эта лодочка-утка, считается тем коренным исконным кельтским элементом, который Секвана сохранила после пришествия римлян. Интересно то, что в фольклоре тех местностей, где проживают кельтские народы встречаются упоминания о самодвижущих лодочках в форме лебедя (или иной водоплавающей птицы), как например, в истории о Гроах (морской ведьмы) озера Лох на островке архипелага Гленан (Британия), которая доставляла путников на дно озера в хрустальный дворец, где проживала роковая красавица, пожирающая влюбленных мужчин, для продления молодости.

Таких уточек не редко находят в могилах детей.
Утинообразную ладью Секваны трактуют, как объединение солнечного символа с водной птицей, традиция, которая шла с  европейского бронзового века. В этот период солнечные символы и божества катались на лодках-утках, что представлено в изображениях на вазах и ювелирных изделиях. Эта традиция объединять солнце и водоплавающих птиц продолжилась в железном веке, когда распространяются бронзовые подвески с солнцем на утиной лодочке, а так же ожерелья с солнечным колесом в окружении уток.
То есть в этом контексте, Секвану можно трактовать, как небесную богиню, и даже божество солнца. Её связь с исцелением и источниками так же говорит в пользу этого, поскольку уже не раз была отмечена связь солнечной богини с целебными источниками. В этот период кельтские солнечные божества считались хозяевами вод и подземного мира мертвых. И именно водоплавающая птица, которая могла летать в небесах, плавать по воде, а так же погружаться под воду (в мир мертвых), как нельзя лучше подходили на роль такого универсального символа для не менее универсального единого божества.
Уточка во многих религиях присутствует в мифах сотворения как собственно мора,так и земли,Она достает землю со дна океана,ее разбившееся яйцо создает основу мироздания.Это образ древний, почти хтонический

Реконструкция галло-римского святилища богини Секваны у истоков Сены, в месте её Источников. Сам бассеин со Святым источником в центре

Секване, как и другим подобным богиням, делали посвящения в её Святилище на реке Сена, приносили дары, в том числе части тела, которые нуждались в излечении.


Рука из дерева  и нога из камня. Их могли преподнести богини люди, страдающие от инвалидности

Деревянные грудная клетка и легкие. Древние кельты не были большими знатоками медицины и имели мало представлений о том, как выглядели внутренние органы.

Бронзовые таблички, изображающие глаза, вероятно, больное место дароносцев

Запеленаный младенец из камня, один из вотивных даров  Секване
Хоть я и не уверена в трактовк табличек с глазами именно как просьб об исцелении, так как чаще подобные изображения символизирвали самого жертвователя,вернее его постоянное пребывание в присутствии и под пкровительством божества.
Кроме исцеления, поломники проводили в Святилище ритуал Инкубации, когда они засыпали и ожидали, что богиня явится им, чтобы побыстрее излечить их. Затем жрецы толковали эти сны, говоря от имени Секваны. Предполагают, что подобная традиция была привезена кельтам из Древней Греции, где сществовало святилище Эпидавр, посвященное богу врачевания Асклепию. Обряд инкубации был одним из основных, связанный с этим божеством.обряды эти берут начало в храмах Египта


Деревянные скульптуры, изображающие двух паломников, найденные у Источников Секваны

Богиня Секвана считалась очень важной, ведь кроме излечения она покровительствовала торговцам, которые осуществляли перевозку своих товаров по реке Сена.

Святилище было частично разрушено во время германского нашествия в 3 в. н.э. А в 534 г. в 10 км к югу от бывшего места поклонения богини было создано крупное аббатство, где поклонятись Святой Сене или Секване. Вплоть до 19 века сюда приходили многочисленные паломники на мессу и по традиции бросали в воду кубки.
Уже в начале средних веков рассказывали легенду, что источники создал ослик Секваны для того, чтобы напиться.

Так сегодня выглядят Источники Секваны, место превращено в парк

Статуя Секваны, работы Ярансуа Жуффруа, в искуственном гроте на месте её бывшего храма, и грот и статуя созданы в 19-м веке, когда город Париж купил эту местность. Ныне эта богиня олицетворяет реку Сена, которая является одним из символов Парижа. Она выглядит, как классическая нимфа с фруктами в руке и венком на голове, утиной лодочки у неё больше нет

Сейчас посетители продолжают древнюю традицию и бросают в воды монетку.

Образ Секваны шире, чем просто богиня исцеления. Она была патронимным божеством для племени Секванов, так же как Бригантия для племени Бригантов. И как многие патронимные божества кельтов, Секвана была верховной богиней, олицетворявшим Святое Святых кельтов — солнце. Со временем она могла поглотить некоторых более мелких богинь, в том числе и Нимфу Источников. И именно эта её функция, в основном из-за римлян, которые построили свой храм у истоков Сены, более известна и изучена.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: