Тайные общества Черного континента: часть II Люди-крокодилы, люди-буйволы

Один современный ученый как-то изрек «Magic is the science of the jungle»
(С) К.Г.Юнг Архаичный человек

Граница между людьми и животными в сознании большинства представителей традиционного африканского общества порою оказывается настолько зыбкой и «обратимой» , что вкупе с психическим настроем на глубинное единство всей живой природы создает возможность толкований в духе самых удивительных с нашей точки зрения взаимопревращений элементарных в принципе событий. Юнг привел по-своему классический пример такого рода «инверсионной» логики из личных полевых наблюдений. Некий каторжник из числа местных жителей ускользнул от стражи и, переправляясь через реку, наткнулся на крокодила . Когда он появился в родной деревне, будучи покалеченным громадной рептилией, никому из сородичей и соседей не пришло в голову ничего иного, кроме того, как объявить, что в личине крокодила оказался на самом деле отправленный за ним в погоню полицейский. В конце концов с этим согласился и сам беглец, радовавшийся уже тому, что остался жив и оказался на свободе, хотя чувство освобождения и было омрачено серьезной физической и психической травмой. Причем вопрос о том, полицейский ли принял обличье крокодила, либо крокодил добровольно взял на себя функции блюстителя закона, был, можно сказать, почти риторическим, второстепенным, не играющим в происшествии и его оценке сколько-нибудь существенной роли. Ведь границу между миром «своей» природы и самим собой эти люди ощущают гораздо слабее, нежели отличие европейца в автомобиле от крокодила в родной реке. 

В странах Африки, по территории которых протекает величественная водная артерия Конго , неотъемлимыми персонажами местных тотемических и мифологических представлений выступает как раз крокодил и связанные с его культом тайные общества. Люди-«крокодилы» , ничем внешне не отличающиеся от окружающих, могут незаметно и ловко подкрасться к намеченной жертве и утащить ее под воду на самое глубокое место. О них написал в своем романе «Нгандо» Ломани Чибамба «Когда наступила ночь, эти люди, днем — обыкновенные рыбаки, собрались на свое дьявольское празднество. Используя магические способности и какие-то колдовские снадобья, известные только людям из их общества „ликунду”, они превратились в полудухов и принялись исполнять посреди острова Мбаму чудовищный, жуткий танец, устрашающе кружа около своих жертв». 

В народных трудовых песнях прибрежных племен типа нашей «Дубинушки» их героем нередко выступает именно крокодил. В частности, люди народности фонг , населяющие бывший Заир , Габон и Камерун , призывают его на помощь как могучего и мудрого старшего родственника в трудных ситуациях охоты и войны.

Крокодил, придай нам сил!
Приналяжем, подтолкнем,
Покровитель наших предков,
Заклинаем мы тебя –
Защити своих детей.
Западня уже готова,
Западня добычу ждет.
Покровитель наших предков,
Будь для нас всегда отцом,
Будь для нас отцом всегда,
Вот тебе от нас еда.
Ох, тверда земля, тверда!
Приналяжем, подтолкнем.
О, священный крокодил,
Для победы дай нам сил!
Не дозволь упасть нам в воду,
Удержи на берегу.
Помогал ты нашим предкам –
Победить не дай врагу!..

…На просторах саванн, между раскаленными пустынями и влажными тропическими джунглями, люди-буффало до сих пор время от времени совершают устрашающие грабительские набеги на “провинившиеся” селения, в масках, украшенных рогами, покрытые бычьими шкурами, с имитацией буйволиного рева под глухой барабанный бой и распевание угрожающих куплетов:

Буйвол — двурогая смерть,
И ребенок в ужасе
На колючее лезет дерево.
Умирает буйвол в лесу —
И люди в деревне
Под крышами хижин прячутся.
Буйвол легко, как бабочка,
Летит по саванне, не касаясь травы.
Но когда ты слышишь гром без дождя,
Это — топот бегущего буйвола.

Судя по классическому мандингскому эпосу XIII века «Сундиата» (кстати, сюжетно созвучному былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике ), мать главного героя Соголон была попеременно то мягкой, покладистой женщиной, то неистово жестокой буйволицей, убившей сто семь и ранившей семьдесят семь незадачливых охотников на нее — из мести брату, лишившему ее справедливой доли в наследстве. Даже профессиональные охотники панически боятся встречи с непредсказуемо жестокой, яростной и могучей буйволицей.

«Многие охотники-спортсмены считают самым опасным из крупных зверей Африки буйвола. Многое говорит за справедливость этого мнения. Буйвол продолжает нападать, несмотря на огнестрельную рану. Он чрезвычайно агрессивен и бросается в нападение при малейшем поводе. При этом он выставляет вперед большое утолщение на лбу у основания рогов, и лишь пуля из очень тяжелого ружья может его остановить. Если буйвол собьет охотника, он почти всегда возвращается, чтобы растерзать свою жертву. Кроме того, буйвол отличается большой хитростью. 
Уходя от преследующего его охотника, он делает петлю и устраивает на него засаду у своего следа. К этому приему обычно прибегает раненый буйвол, который чувствует, что дальше идти не может. Как я уже указывал, у слонов и носорогов прекрасное обоняние, но плохое зрение. У львов и леопардов хорошее зрение, однако довольно слабое обоняние. У буйвола же в равной степени хорошо развито зрение, слух и обоняние. Все это составляет грозное сочетание». 

(С) Д.Хантер «Охотник»

 

«Буйволистость» матери африканского Ильи Муромца, царицы Соголон, проявилась в ее уродливости по сравнению с принятыми в средневековой империи Мали эталонами женской красоты: горбатости, физической мощи, необходимой для рождения богатыря, и неприступности для недостойных претендентов на роль мужа и отца ее детей. При приближении нежеланного мужчины тело ее покрывалось буйволиной шерстью и наливалось нечеловеческой силой…
(C) И.Л.Андреев Тамтам сзывает посвященных

https://svart-ulfr.livejournal.com/213134.html

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: