Образ медведя в фольклоре

Фрагменты статьи Ханджани Лейлы и  Паям Бахрамияна

У многих народов распространено представление, что медведь прежде был небесным существом, наделённым божественными качествами, но позже спущен небесным богом на землю то ли за за ослушание,толи за попытку испугать бога,либо чтобы карать грешников (в ряде традиций считалось, что задранный медведем человек — грешник; когда убитым оказывался медведь, верили, что он прогневил небесного бога, который и покарал его).
Медведь — родной брат лешему. Его иногда и называют лешим или лесным чертом. Некоторые лесные духи имеют облик медведя. В то же время нечистая сила боится медведя. Черт бежит от него прочь. Медведь может одолеть и изгнать даже водяного. Когда медведь поднимается на задние лапы, он похоже на человека. Поэтому неудивительно, что медведь был священным, тотемным животным у многих славянских племен (тотем — являющееся предметом поклонения растение или животное, от которого, по преданию, произошло племя). Отсюда распространенность образа медведя в славянском, фольклоре .
Вместе с тем в других этиологических легендах, прослеживается происхождение медведя от человека. Легенды русского Севера, например, связывают появление медведей с детьми первых людей — Адама и Евы. С помощью медведя снимали порчу с дома и со скота. Чтобы не допустить к скоту «лихого домового», в конюшне вешали медвежью голову, а когда домовой шалил, в хлев вводили медведя
В ряду подобных сведений стоит и восприятие медведя в традиционной культуре восточных славян как вестника смерти или болезни. Так, у белорусов болезнь могла представляться в виде медведя, а видение этого зверя во сне могло предвещать не только свадьбу, но также болезнь и смерть. Болезнь в образе медведицы представлялась и у русских в Сибири. Представления о посреднической роли медведя между мирами жизни и смерти использовалась в гадании, известном в Поволжье во второй половине XIX века: медведям, водимым по городам для потехи, давали из своих рук кусок хлеба; если зверь хлеб съедал, верили, что давший его проживет долго.
Встреча с медведем в дороге считалась хорошим предзнаменованием и сулила удачу. У русских широко бытовало представление о том, что медведь уводит к себе женщин, чтобы жить с ними. Это представление нашло отражение не только в поверьях, но и в сказках. Охота на медведя считалась одной из самых серьезных. В Вологодской губернии, чтобы медведь наверняка вышел на охотника, с собой брали летучую мышь. По русским поверьям, особенно опасна была сороковая охота на медведя: в народе существовало твердое убеждение, что сороковой медведь обязательно покалечит или убьет охотника. Традиционно в России медведь — объект охоты. «Если кто-то идет на медведя, то это значит, что он уже опытный охотник» ..
Во многих традициях считалось, что целительная сила медведя распространяется не только на людей, но и на скот (коров, оленей и др.).
ВНовгородской губернии существовало представление о том, что женщина излечится от бесплодия, если через нее переступит прирученный медведь.
С идеей плодородия связан обычай рядиться медведем во время свадьбы и в Святки.
Шерстью медведя окуривают рожениц и больных лихорадкой.
Сквозь челюсти медведя протаскивают больного ребенка.
Съевший сердце медведя исцеляется от всех болезней.
Салом медведя мажут лоб, чтобы иметь хорошую память.
Правый глаз медведя вешают ребенку на шею для храбрости.
Когти и шерсть используют как амулет.
В традиционном сознании медведю приписывались защитные функции в области скотоводства. У русских для оберега скота от проделок чужого или своего, но злого домового в конюшне вешали медвежью голову. В случае падежа скота в некоторых местностях при совершении обряда опахивания селения носили с собой медвежью голову.
Вывешивание черепа, когтей и шерсти медведя в хлеву, по народным представлениям, обеспечивало не только оберег, но и плодовитость скота. Хозяин до восхода солнца отправлялся на скотный двор и ходил там с медвежьей головой между домашними животными, после чего закапывал ее посреди двора.
С той же целью — чтобы скот хорошо плодился — следовало слегка поцарапать коровье вымя лапой медведя
. У русских известен также обряд вождения медведя вокруг деревни, направленный на очищение полей и, соответственно, на обеспечение хорошего урожая.
Мужская символика медведя и мотив его главенства нашли отражение в святочных обрядовых песнях — колядках, где звучало величание хозяина дома и сравнение его с хозяином леса: Хозяин в дому Что медведь в бору; Хозяюшка в дому, Что оладья в меду.
Медведь — частый персонаж русских народных сказок. В одних сказках он сильный, неуклюжий, неловкий зверь. Он давит все, что попадается ему на пути, как в сказке «Теремок». Звери в сказках признают огромную силу медведя и поэтому боятся его. Но есть сказки, в которых медведь показан глупым. В сказке «Колобок», главный герой открыто говорит о глупости медведя: «Ну, где тебе, косолапому, меня съесть!» В сказке «Медведь и лиса» все хитро спланировав, лиса стала жить у медведя дома, съела у него весь мед и обвинила медведя, а глупый медведь и поверил.
Образ медведя к нам пришёл из далёкого прошлого от наших предков Особенности поведения медведя замечены народом и отразились в образных выражениях. Например, некоторая неповоротливость медведя привела к появлению устойчивого сравнения: неповоротлив как медведь. Если у человека совсем нет музыкального слуха, то о нем скажут: медведь на ухо наступил. Отдаленное и малонаселенное место назовут медвежий угол. Медвежьей услугой у русских называется неудачная неуместная помощь.
Медведь. Мишка — один из любимых героев русских народных сказок. Там он обычно не очень умен, но силен и помогает герою сказки. В отличие от многих других животных, у медведя в сказах есть фамилия топтыгин, зовут его по имени, а иногда и по имени и отчеству: Михаил, Миша, Михайло Потапыч или Михайло Иваныч. . Медведь является персонажем русских народных сказок, анализ которых раскрывает картину образа медведя в сознании русского народа. Сказочный образ медведя в русской сказке неоднозначен. Где-то он является сильным и справедливым защитником слабых («Медведь и собака»), где-то легкомыслен, ограничен и простодушен («Мужик и медведь», «Медведь и лиса»). Также он имеет «роль помощника и дарителя». В некоторых сказках, медведь является похитителем, испытанием для героев. В сказке «Маша и медведь» зверь похищает девочку, заставляет ее работать.
Другие сказки, например, «Медвежье ушко», которое повествует о рождении героя от человека и медведя, выражают «брачную» роль медведя, который иногда может превращаться в человека. В подобных сказках медведь выполняет роль испытания для девочки, которая, преодолевая трудности, становится «красной девицей», то есть девушкой на выданье. Например, в сказке «Про медведя и трех сестер, медведь требует демонстрировать брачные способности ткачества: «Девица, девица, садись за красеньци. Выткёшь — замуж возьму, не выткёшь — голову отсеку».
Медведь как символ плодородия, помогают женщинам развивать свою женскую природу, становиться женами и матерями.
В мифологических представлениях и ритуале русского народа Медведь может выступать как божество в частности, умирающее и возрождающееся, культурный герой, основатель традиции, предок, родоначальник, дух-охранитель, дух-целитель, хозяин нижнего мира, священное и жертвенное животное, воплощение души, даритель, звериный двойник человека, помощник шамана и оборотень.
Медведь — один из главных героев животного эпоса, сказок, быличек, песен, загадок, поверий, заговоров и др. Значение Медведя определяется, прежде всего, его подобием человеку, толкуемым мифопоэтическим сознанием как указание на общее их происхождение или происхождение друг от друга. Кроме того, целый ряд свидетельств изображения Медведя, а также находки большого скопления медвежьих костей в пещерах Скандинавии, Урала, Восточной Сибири, собранных в определённом порядке, что имеет аналогии в современных медвежьих ритуалах, делает несомненными архаичность мифопоэтических представлений о Медведе и связанных с ним культов и исключительную устойчивость взгляда человека на природу Медведя и его сакральное значение.
. У ряда сибирских народностей известны разные типы миметической «медвежьей пляски», совершаемой в связи с предстоящей охотой.
Широкое распространение имело представление, что души наиболее могущественных шаманов обладали способностью оборачиваться Медведем.
Также в силу того, что медведь является символом могущества и власти, имеются также многочисленные данные об участии медведей в обрядах более формального характера, главная функция которых сводилась к репрезентации царского величия.
В древневосточных описаниях «звериных» кортежей Медведь играл особую роль наряду с другим «царём зверей» — львом. «Совместность» Медведя и льва характерна для библейской
. С медведем у восточных славян связывались разнообразные приметы и поверья. Встреча с медведем в дороге считалась хорошим предзнаменованием и сулила удачу, но была весьма опасной. Обычно, чтобы дикий зверь не тронул, прикидывались мертвыми. ..По данным иранского фольклора существует следующий рассказ: Два друга идут на охоту медведя и по дороге разговаривают о еще не убитым ими медведе. И вдруг они встречают медведя. Один из них, испугавшись, лезет на дерево, а другой ложиться на землю и притворяется мертвым. Медведь подходит к нему и, обнюхав, уходит. Другой охотник с дерева наблюдает за происходящим. После ухода медведя, он слезает с дерева и спрашивает у друга: «Что медведь сказал тебе на ухо? А второй отвечает: «Аблах! Херси кешекар накарди пусташ ра нафруш», что на русском языке будет: «Глупец! Не продавайшкуры неубитого медведя».
По русским поверьям, особенно опасна была сороковая охота на медведя: в народе существовало твердое убеждение, что сороковой медведь обязательно покалечит или убьет охотника таких охотников, которые шли на медведя, рискуя своей жизнью, называли «отпетыми».
. Ввиду географического расположения и климата Ирана, медведь в Иране не так часто встречается. Обычно место обитания иранского бурого медведя — леса северной части страны, побережье Каспийского моря, горные районы Эльбруса, провинции Гилян и Мезандеран
Медведь также является важным персонажем персидского фольклора. Среди гилянских крестьян существует поверье, что медведь очень любит красивых молодых девушек. Медведь крадет красивых девушек, уносит их в свою берлогу и чтобы они не могли убежать лижет подошву их ног до тех пор пока не сойдет кожа и не появятся раны.

Ханджани Л., Паям Б. Образ медведя в русской и персидской культуре и литературе [Текст] // Филологические науки в России и за рубежом: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 3-7. — URL https://moluch.ru/conf/phil/archive/233/11600/ (дата обращения: 29.11.2018).

Образ медведя в фольклоре: 2 комментария

Добавьте свой

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: