Образ медведя в славянской мифологии

 

Одним из самых могущественных и таинственных животных славянских мифов, безусловно, является медведь..

Известно, что у южных народов царем зверей всегда был лев, в то время, как у наших предков в зверином мире царствовал медведь. Он — славянский хозяин леса, покровитель охоты и рыбалки. Особенность медведей впадать в зимнюю спячку (на Воздвижение) и пробуждаться весной (Масленица или Благовещенье) стало ключевым фактом в представлении о медведе, как об аналоге Дажьбога, который замыкает зиму и отмыкает весну.

Медведь в поверьях славян на разных отрезках времени считался  родственником человеку (из-за умения ходить на задних лапах, лазить по деревьям, питаться той же едой, что и человек, а так же схожести лап медведя с человеческими ступнями  и пальцами); его прародителем и, наоборот, потомком;  духом – защитником и олицетворением бога Велеса ( часто изображался рядом с ним или носил его знак).

Настоящее имя медведя было запрещено: сегодняшнее  название «медведь» это своеобразный заменитель его настоящего имени и означает он: медом ведающий, знающий где мед, к меду ведущий, в украинском варианте (добывающий мед). Таких имен — заменителей  у медведя было несколько десятков, среди них самые распространенные: «сам», «хозяин», «черный зверь», «мохнатый», «косолапый», «бортник», «старик», «лесной человек», «дедусь»…  Истинное же название медведя, постоянно встречающееся на древнеславянских рунах, настенных и бытовых надписях и изображениях звучит как bеr или  bar (производное от названия берлоги – логово медведя).

Как до принятия христианства, так и после него на Руси существовала богатая брачная  медвежья символика. Тотальное изменением идеологии, произошедшее в 20 веке, привело к утере множества народных традиций праздников, народных игр и примет. Свадебные обряды и гуляния, имевшие древнеславянские корни, были вытеснены новыми традициями — регистрацией брака в ЗАГСе, застолья с одним ведущим, словесных тостов и бытовых подарков гостей. Последнее двадцатилетие наша культура все больше впитывает традиции Запада: мальчишники и девичники полностью утратили свое первоначальное предназначение, появился ритуал прохождение к свадебной арке,  бросание букета незамужним подругам  и др.
Если же вернуться к истокам, мы увидим, что отношение к свадьбе у славянского народа было ответственным и священным — жениться один раз и на всю жизнь. Поэтому свадебный обряд был не только красив, но и наполнен различными знаками, символами и ритуалами. И медведь, надо заметить, играл здесь одну из ведущих ролей.

На некоторых территориях славянского ареала существовали игровые обряды ряжения в медведя во время сватовства. До наших дней дошли сведения о двух ритуальных играх «Охота на медведя» и «Медвежья песня». Обряд «Охота на медведя » отображал сюжет  героизма жениха, завоевание возлюбленной своим смелым подвигом: ряженый в медвежий тулуп, с измазанным сажей лицом молодой мужчина «медведь» изображал ходившего по лесу хищника, желавшего схватить себе в поживу корову (одну из гулявших на поляне девушек). Девушки весело убегали от медведя, приговаривая: «отдай свою силу, лесной хозяин, отдай ее моему суженому». В этот же момент играли трембиты и появлялись «разбуженные» криками охотники – молодые юноши  (жених и его друзья), они совершали обрядовый боевой танец и, наконец, один из них, самый сильный и смелый, (жених) убивал медведя. В ритуале «Медвежья песня» центром обряда становился медведь, символизирующий сильного, умного мужчину, который добивается любви избранной девушки. Здесь «Медведь» пытался привлечь и удивить возлюбленную своими несказанными умениями: вырвать дерево с корнем, словить руками рыбу, принести на одном плече бочку с медом…  При этом остальные действующие лица обряда подбрасывали ему те или иные задания, с которыми силачу нужно было справиться, задания могли быть комическими – станцевать, повторяя движения настоящего медведя, сыграть на музыкальном инструменте или спеть, настоящими хозяйскими задачами – перевезти груженую телегу, перенести мешки с зерном. Если  герой справлялся со всеми трудностями, он превращался в юношу (с него снималась медвежья шкура) и заходил в дом невесты свататься.


Еще одна подготовительная предсвадебная традиция, тесно связанная с  медведем – девичник. Девичник всегда считался очень важным элементом приготовления и прощания невесты с родным домом. У невесты собирались подруги:  «шитницы» и «девишницы», вместе они шили до поздней ночи, пели прощальные песни, приговаривали причитания. Вечером невесту обязательно навещал жених со своими друзьями,  он  привозил девушкам  сундук с угощениями ( пряниками, орехами, конфетами) и украшениями (румянами, гребнем, мылом, зеркальцем, иногда колечками ). В ответ невеста так же угощала чаем жениха и его друзей и дарила будущему мужу фигурку медведя «Тихона», которую делала сама перед свадьбой.  По оберегу судили — чем больше, интересней и детальней была фигурка, тем большее уважения и почитания в душе невесты к суженому.

Во время свадебного обряда образ медведя так же занимал центральное место. Здесь ключевым было народное поверье, согласно которому медведь, как чистое животное, защищает людей от нечисти и зло не может принять его облик. Ряженая в шкуру медведя старшая женщина выполняла защитную функцию, оберегая жениха и невесту от происков зла.

Мать встречала  новобрачных после венчания в вывернутом мехом наружу медвежьем тулупе (шкуре), что символизировало установку на богатство и плодовитость.

Еще одна малоизвестная древнерусская свадебная традиция времен язычества — дарить молодоженам фигурку медведя с обязательно вырезанным именем “Тихий” ( позже“Тихон”) как мощный оберег счастья и благосостояния в браке. Во времена Киевской Руси медведь считался хранителем домашнего очага, а его изображения, фигурки  и изваяния приносили семье благополучие, достаток, спокойствие и удачу.


Позже, когда образ медведя стал шире и приобрел символику плодовитости, его обереги были направлены на усиление одной из главных целей брака — рождение детей. Здесь медведь уже защищал и умножал плодовитость, деторождение, появление на свет здоровых детей мужского пола,  помогая семье укреплять род.
В некоторых регионах существовало довольно мощное поверье, что женщина может навсегда излечиться от бесплодия, если ее переступит медведь.

Мифическим значением медведя объясняются некоторые народные приметы и суеверия: перебежит ли дорогу медведь — это знак удачи; в море не должно поминать медведя, не то подымется буря: такова примета астраханских промышленников. По указанию Эдды, видеть медведя во сне предвещает ветр и непогоду—явления, обыкновенно сопровождающие грозу. Для лучшего успеха в промысле, охотник, застрелив медведя, моет свое ружье в его крови; медвежья кровь имеет здесь то же символическое значение, что и кровь ворона, приносителя живой воды, а кровью этой птицы смачивают дуло ружья, чтоб оно не давало промахов, — как не дает промахов молниеносная стрела Перунова, омытая в дождевой воде. Чтобы усмирить лихого домового и отвратить зловредное влияние нечистой силы, крестьяне просят медвежьего поводилыцика обвести зверя кругом двора или берут медвежьей шерсти и окуривают ею дом и хлевы, с приличными заклинаниями; чтобы водилась скотина, употребляют то же средство, а на конюшню вешают медвежью голову, с полным убеждением, что это защитит лошадей от проказ домового. Лихорадку лечат так: кладут больного лицом к земле и заставляют медведя перейти через него, и притом так, чтобы зверь непременно коснулся его спины своею лапою. В Томской губ. от ломоты в ногах мажут их медвежьим салом. Немцы приписывают медведю силу отстранять от домашней скотины злое колдовство ведьм. В статье о суевериях, внесенной в сборник прошлого столетия, говорится о следующем гаданье: “и чреваты жены медведю хлеб дают из руки, да рыкнет — девица будет, а молчит — отрок будет”.( А. Афанасьев)

Вероятнее всего, оно уходило корнями в легенду о женщине,   которая не могла родить  ребенка. Женщина уходила в лес, где находилось капище языческих богов, и пела свои печальные песни, прося в них о материнстве. В один из таких дней на поляну вышел медведь, слушал ее, не приближаясь. Так было до тех пор, пока он вдруг не побежал на нее. Женщина легла на землю, желая умереть от своего горя, но медведь лишь с ревом переступил ее и убежал прочь. Сказание, завершается песней о богатой  и счастливой  матери, благословленной медведем,  имеющей девять сыновей: богатыря, теслу, купца, кузнеца, скобаря, скорняка, гончара, корабела и лукодела ( прародители основных славянских ремесел).

народные традиции

Образ медведя встречается не только в любовной, но и в лечебной магии, и в народном соннике. Если девушке приснится медведь – пусть ждет жениха, если во сне кушают медвежатину – к свадьбе,  медведь гонится, преследует – к пополнению семейства.  В одном из сводов – лечебников, найденном в дальних пещерах Киево – Печерской  лавры упоминается о том, что в давние времена куревом медвежьей шерсти  лечили от испуга, лихорадки;  медвежьим салом натирали при обморожении, радикулите и ломоте в суставах. Так же считалось, что писарь и чтец должен натирать жиром медведя виски и лоб, тогда он будет запоминать все до последнего слова. Практически во всех приговорах от порчи именно медведь на своем хребте относит хворь в « темные леса да топкие болота». Фигурки, когти и лапы медведя использовались  как мощный оберег от несчастий, травм, болезней и  сглаза.

Еще один источник (древняя рукопись, найденная на раскопках на Харьковщине) открывает перед нами необычную языческую легенду о том, что медведь произошел от человека.
Тут уже прослеживается некая схожесть верований славянских народов с легендами далеких жителей Сибири и североамериканских индейских племен, где практически в точности описывается история про «старика», который делает мужчину медведем, после чего у медведя рождаются медвежата и он уходит в лес, далеко  от людей.  Изредка возвращается он к людям, чтобы помогать некоторым из них. У разных народов эта история видоизменяется: мужчина, не превращен кем-то в медведя, он — могущественный шаман,  который во время обрядов сам может превращаться в дикое животное. Ему так нравилось быть в теле зверя, что, в конце концов, он им и остался и ушел от людей, ставши прародителем медведей. Периодически, покидая свое дикое жилище, он приходил к людям и лечил заболевших, особенно детей, мальчиков. Лечил не всех, только избранных, тех, которым предстояло стать воинами или лекарями. Написано, что многие из излеченных им впоследствии действительно приходили к власти или так же оказывались наделенными магической силой и умели принимать медвежье обличье.

Раскопки одного из славянских могильников ведают нам о представлениях восточных славян про медведей – оборотней. В злых оборотней  по своей воле превращаются ведуны, чтобы творить зло. В добрых оборотней превращаются мужчины — жертвы, заколдованные ведьмами или колдунами, в наказание за некий проступок. Всем известны истории о медведях – спасателях, которые внезапно появлялись из леса в момент нападения на стадо или на людей волков. Они отгоняли хищников, спасая скот и пастухов, после чего просто исчезали в лесу. Именно таким медведям – спасителям и приписывались черты «заколдованного человека », который, чаще всего, до конца своей жизни всячески помогал людям и пользовался огромным уважением у скотоводов, считаясь хранителем домашних животных. Таких медведей охотники обязательно «метили». В последствии, когти, лапы и голова меченого медведя служили мощными оберегами, которые цеплялись у входа в стойла, хлев, служа залогом здоровья, безопасности, плодовитости скота, его шерстью обкуривали постройки, где жил домашний скот, считалось, что туда никогда не зайдет лиса или другой хищник. Если мужчина не был охотником или же на его долю не выпадала удача найти такого медведя, он заказывал подобные амулеты у местных мольфаров, которые изготавливали их в определенные ночи из дерева с тканью (обереги — мотанки), реже , из бурой глины или  воска. Обереги, изображающие Медведя – охотника (со стрелами) делались только для мужчин, их задачей было покровительство во время охоты, приумножение в мужчине смелости, решительности и отваги. Обереги, где Медведь изображался с хлебом, служили защитой для детей, больше мальчиков, особенно если ребенок был слабый и болезненный.

Таким образом, медведь для наших предков был магическим животным, чей образ присутствовал в свадебных обрядах, устном творчестве, подарках. Это оберег семейного счастья и благоденствия. Подарок фигурки-оберега медведя жениху, молодоженам, детям был одной из многочисленных добрых традиций, которые оказались забытыми, но сегодня постепенно возрождаются.
https://www.livemaster.ru/topic/2206937-obraz-medvedya-v-slavyanskoj-mifologii

Образ медведя в славянской мифологии: 2 комментария

Добавьте свой

  1. Уведомление: Велес — ЛУННЫЙ ДОМ

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: