Гимбутас M. Г Цивилизация Великой Богини: Мир Древней Европы (предисловие)

Мария Гимбутас принадлежит к блистательной плеяде ученых-гуманитариев XX века, труды которых дали толчок для создания целого ряда работ по истории, этнографии, религиоведению и в гендерной области. Более двадцати монографий вышло из-под пера исследовательницы. Начав публиковать статьи, посвященные языческим культам в Литве, она в дальнейшем расширяет ареал своих исследований на Восточную Европу и страны Балтии.
После выхода в середине пятидесятых годов книги «Доисторическая Восточная Европа» и вскоре другой работы «Древнейшие символы в народном искусстве Литвы» она заслуженно становится в один ряд с
крупнейшими исследователями европейской истории и культуры. Наиболее значительной монографией того периода стала замечательная книга «Боги и Богини Древней Европы». Коллега Марии Гимбутас профессор Джозеф Кемпбелл в предисловии к книге
«Язык Богинь» сравнивает ее заслуги перед наукой с заслугами Ф. Шампольона, расшифровавшего египетские иероглифы. В начале шестидесятых Гимбутас назначают куратором международной программы раскопок европейского неолита и она в течение
пятнадцати лет посвящает свою жизнь археологическим
раскопкам в Югославии, Греции, Северной Италии и Румынии. Итогом многолетней работы стали ее последние монографии: «Язык Богинь» и «Цивилизация Великой Богини: мир Древней Европы».
Эта книга, пишет исследовательница, описывает способы существования, социальные структуры и верования народов, населявших Европу с седьмого по третье тысячелетие до нашей эры. Сенсационные археологические открытия середины двадцатого века
в Европе кардинально изменили представления людей об истоках цивилизации. Список древнейших центров мировой культуры пополнился таким огромным ареалом, как Южная и Восточная Европа. Египет и Месопотамия уступили пальму первенства Малой
Азии и Средиземноморью, а известное еще по раскопкам девятнадцатого века украинское село Триполье вкупе с румынской деревушкой Кукутень стали центрами великой европейской цивилизации.
В исторической науке существовали две точки зрения на поздний неолит и ранний бронзовый век. Гимбутас в своей последней книге ставит вопрос о существенном различии этих эпох. Именно при энеолите происходит смена матриархальной формации на патриархальную….Гимбутас пишет о коренном изменении характера
культуры и упадке земледельческих сообществ, которые угасали под натиском вторгшихся с востока кочевых племен. Бронзовые зеркала, браслеты и фибулы уступили место оружию. В коллективных захоронениях земледельцев встречались предметы обихода, статуэтки богинь и украшения, а в богатых могилах скотоводческих вождей были кони, оружие и убитые слуги.
Земледельцы не знали колеса как средства передвижения,но использовали его как сакральный символ небесной богини. Металл и колесо — вот истинные признаки культуры кочевников индоевропейцев.
Не меньшей заслугой Гимбутас стало иное определение цивилизации. Она поставила вопрос о существенной коррекции этого понятия: «Слово «цивилизация» нуждается в объяснении. С точки зрения
археологов и историков, оно подразумевает наличие политической и религиозной иерархии, военного искусства, классов и высокого разделения труда. Такого рода структуры действительно характерны для патрилокальных сообществ… Я не согласна с тем, что понятие
«цивилизация» приложимо исключительно к патриархальным и воинственным сообществам».
Высокий уровень жизни города с большой численностью населения, священные письмена, изысканные предметы искусства, ремесла, торговля — все это объединяла собой религия Великой Богини с
очень сложным пантеоном. Неоспоримое богатство религиозного символизма Центральной Анатолии и Древней Европы — результат непрерывного развития, начавшегося в эпоху позднего палеолита…
Ольга Чугай

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: