На протяжении многих веков как в Европе, таки в Анатолии превалировало погребение в два этапа. Это означает, что разрозненные кости, в первую очередь -черепа, собирали и перезахоранивали после того, как они, в результате разложения или каким-либо другим путем, были избавлены от плоти. Распад плоти — переходный этап между жизнью и смертью, однако это не конец цикла; истинным символом смерти были голые кости. Перед тем, как вновь присоединиться к сообществу предков, мертвое тело должно было полностью освободиться от плоти путем экскарнации (как правило, его выставляли на поживу хищным птицам) или кремации. Очищенные кости помещали в могилу того рода, к которому принадлежал покойник.
В эпоху раннего неолита (VIII — середина VI тысс до н.э.) на Ближнем Востоке и в Европе не выявлено особых мест для погребения за пределами жилья, Младенцев, детей и женщин хоронили под полом дома, однако в целом виде археологи находят только скелеты новорожденных, которых зарывали в позе эмбриона. Черепа взрослых , как правило, погребали отдельно, а у расчлененных костяков часто недостает тех или иных частей. Мужские захоронения просто отсутствуют: по всей видимости, их тела отдавали грифам, а кости затем хоронили где-то за пределами поселения. Подобного рода могилы с расчлененными скелетами обнаружены в Греции. Кроме того, под полом жилищ и в свайных ямах находят бычьи и оленьи рога, собачьи черепа и каменные топоры. Хотя после 5500 г. до н.э. в Юго-Восточной Европе и на Дунае стали появляться специальные погребальные участки судя по всемv практика вторичного захоронения какое-то время еще продолжала существовать: на это указывает довольно частое отсутствие у скелетов голов рук или ног В ряде случаев черепа перезахоранивали отдельно, в особо отведенной части могильника окружив их черепами и рогами оленей,челюстями кабанов,свиней и волов (подобная практика к примеру была характерна для культуры хаманджия).
Убедительное и зримое свидетельство существования экскарнации можно видеть на стенах храмов Чатал-Хююка, где Богиня представлена в облике грифа, спускающегося на обезглавленное тело (см. рис. 7-26). Судя по этой фреске, череп, считавшийся важнейшей частью тела, отделяли от туловища еше до экскарнации. В храмах Чатал-Хююка черепа складывали под букраниями, которые символически ассоциировались с маткой. В докерамическом Иерихоне (долина реки Иордан) эпохи неолита под полом жилищ были найдены черепа, у которых лицевая часть воссоздана из гипса, а вместо глаз вставлены раковины В Северной Европе покрытые слоем синей глины черепа были обнаружены в могильнике Звейниекс (Латвия) VI-Vтыс. до н.э.; в их глазные впадины были вставлены янтарные кругляки.
О широте распространения вторичных захоронений свидетельствуют и коллективные погребения западноевропейских мегалитических гробниц, в которых обычно сложены расчлененные кости. За очень редким исключением, в них не бывает целых скелетов. В тех местах, где, как в Нью-Грейндже, обычай требовал кремации, археологи заметили, что не сгоревшие кости расколоты на мелкие части и рассыпаны по коридору, по камере и в нишах. Это, возможно, указывает на желание содействовать их быстрейшей дезинтеграции в царство предков*.
Теперь чуть более подробно остановимся на нескольких интересных захоронениях и гробницах Европы, для которых, с одной стороны, характерны экскарнация и вторичное захоронение, а с другой — богатство символического языка: это поселение Лепенски-Вир в Северной Югославии, гипогеи Мальты и Сардинии, пещера Скалория в Юго-Восточной Италии, а также курган Айсбистер, расположенный в Шотландии на Оркнейских островах. В заключение мы скажем несколько слов о символике, характерной для мегалитических гробниц Западной Европы.
Лепенски-Вир
Лепенски-Вир — погребальный комплекс с полуподземными святилищами: он расположен на Дунае неподалеку от Железных Ворот (Северная Югославия); в 1965—1968 гг. раскопки здесь проводили Д.Срейович и З.Летица. Это место производит сильное впечатление уже в силу своих природных особенностей, поскольку стоящие на берегу святилища обращены к гигантскому водовороту («вир» на сербскохорватском означает «водоворот») и голым скалам противоположного берега. Треугольные/трапециевидные постройки небольшого размера (собственно, треугольные, но с одной квадратной стороной) стоят полукругом, их входы смотрят на Дунай (рис. 7-100). Эти святилища были построены в период с 6500 по 5500 г. до н.э. (Табл. 2); не исключено, что здесь же мертвые тела выставляли птицам для ритуальной экс-карнации. Кости затем собирали и хоронили под храмовыми алтарями, сопровождая эту процедуру реге-нерационными обрядами.
![]() |
Рис. 7-98 Гробницы яйцевидной формы из некрополя культуры линейно-ленточной керамики в Нит-ре, Словакия. Ок. 5000 г. до н. э.
Рис. 7-99 Череп в сосуде яйцевидной формы, который подпирают камни. Культура ворон-ковидных кубков, Метцен-дорф, район Харбурга, Ни-дерзаксен. IVтыс. до н.э.; высота 42,5 см. Лепенски-Вир нельзя считать обычным поселением, которое существовало с такого-то по такое-то время. Его священные постройки возводились постепенно на протяжении почти тысячи лет. Были проведены раскопки более 50 святилищ, отличающихся большим сходством форм и структуры. Пол в них сделан из смеси красного известняка и глины, — смеси такой прочности, что ее не смогли разрушить тысячелетия дунайских разливов. В середине каждого святилища сохранились остатки прямоугольного каменного алтаря, окруженного плоскими камнями в форме «V», которые образовывали непрерывный ряд треугольников, стоявших острым концом вниз ). У алтарного изголовья — одна-две статуи из красного известняка, валуны яйцевидной формы или коробы для приношений высотой в 50-60 см. Одним из них служила окрашенная красной охрой яйцевидная скульптура из песчаника в виде набухшей вульвы . В общей сложности было обнаружено 54 круглых, овальных или эллиптических скульптуры, причем у 15 из них были либо антропоморфные лицо и грудь, либо рыбьи глаза и рты. Кроме того, найдены изображения трехпалых рук которые принято считать птичьими лапками. У ряда скульптур можно видеть признаки всех трех ипостасей’ Богини смерти и возрождения -женщины рыбы и хищной птицы Многие украшены резным орнаментом в виде лабиринта и полностью или частично окрашеныкраснойохрой Таким образом здесь преобладает символика регенерации с характерными для нее образами птицы,рыбы лабиринта и везде присутствует красный цвет Очертания фундаментов этих святилищ напоминают женский лобковый треугольник. В центре установлен алтарь , к которому вели два ряда камней, как бы указывая путь в утробу Богини. В изголовье алтаря стояла скульптура, представлявшая либо саму Богиню, либо ее регенерирующее лоно: в символическом смысле они были вполне взаимозаменяемыми. Почти все обнаруженные здесь предметы были украшены регенерационными символами — лабиринтами, спиралями, сетями и рыбами. Внутри прямоугольных алтарей были найдены кости рыб, маралов, собак и дикого кабана. Изучение символики доисторической и исторической эпохи показывает, что собаки и кабаны были свитой и ипостасью Богини смерти, тогда как маралы и рыбы символизировали другую ее часть — ту, что относится к рождению и регенерации. Выбор для жертвоприношений именно этих животных говорит о том, что Лепенски-Вир — не обычное поселение, чье население жило охотой, но место, требовавшее отбора лишь подобающих Богине животных. В нескольких алтарях были обнаружены целые скелеты Похожие на Лепенски-Вир сакральные сооружения были найдены еще в 14 местах по обоим берегам Дуная; они менее богаты археологическими материалами и считаются ответвлениями культуры лепенски-вир. Некоторые из них хронологически предшествовали титульному поселению. К примеру, в 3 км к юго-востоку от Лепенски-Вира расположено поселение Власац IX тыс. до н.э., а на румынской стороне -Куина-Туркулуй XII—XI тыс. до н.э. Считается, что культура лепенски-вир была прямым продолжением палеолитической культуры граветт. Аналогичные погребальные практики и жертвоприношения продолжали существовать на протяжении тысячелетий. Лежащие в этих местах человеческие останки в основном имеют произвольную, а не анатомическую последовательность. Особо тщательного захоронения удостаивались черепа, которые — как по отдельности, так и сразу по несколько штук, — окружали или покрывали камнями. Младенцев 5—6 дней от роду хоронили под полом святилищ. Кости обсыпали охрой, иногда обкладывали зубами крупных пород рыб, которые соседствовали с челюстями собак ид иких кабанов, а также с рогами, черепами и лопатками маралов. о Власаце были кроме того обнаружены кремированные кости. О том, что здесь практиковалась экскарнация говорят найденные перед святилищами останки хищных птиц — орлов, сов, пеликанов, воронов и сорок. Части скелетов, с которыми не могли справиться птицы, собирали и захоранивали рядом со святилищем или под ним. Гипогеи Мальты и Саадинии Гипогей Халь-Сафлиени (Восточная Мальта) -одно из самых примечательных святилищ Древней Европы. Его центральный зал и 33 камеры, равно как и великолепный фасад с тремя проемами и ступенчатый свод, высечены из известняка. Эта работа длилась много веков: первые слои восходят где-то к 3600 г. до н.э. (период мгарр), а завершающие датируются приблизительно 2500 г. до н.э. (период тарксиенны). Комплекс высечен внутри холма и покрывает площадь в 480 кв. м, если учитывать те три уровня, что были раскопаны: внизу остается гораздо больше, но до них раскопки пока не дошли. Восемь помещений первого уровня отличаются более или менее яйцевидными очертаниями, неправильной формой и грубой отделкой, что делает их похожими на подземные гробницы Ксемксийи(Северо-Западная Мальта). На среднем уровне 19 комнат и примерно 14 небольших ниш; проходы более широкие их украшают как высеченная из известняка храмовая архитектура так и напоминающие древо жизни красные спирали и диски которыми рас-писаны стены и потолок (рис. 7-104). На нижнем уровне— 6 комнат и столько же высоких и узких ниш В нескольких могилах обнаружень керамика статуэтки и съестные приношения, и почти во всех кости лежали в полном fiеспорядке—— не исключено что их перенесли в мавзолей после экскарнэллии В некоторых гробницах были найдены кости телят, козлят, ягнят и кроликов, а также, по всей видимости, останки ежей, лягушек и свиней — священных животных Богини возрождения. Наличие черепов косуль с рогами указывает на то, что ритуалы здесь проводились весной, поскольку косули сбрасывают рога в октябре, а новые у них вырастают к марту. Кроме того, среди находок есть схематичная статуэтка из кости столбообразного типа изображение Белой Богини смерти, а также подвески в виде пары ягодиц и статуэтки из алебастра и известняка с яйцеобразными ягодицами. Два нижних уровня обильно украшены красной охрой, символически связанной с кровью, жизненной влагой. А такие символы циклического обновления жизни, как деревья, лозы, змеи и спирали, лучше всего видны в так называемой «комнате оракула» и в центральном зале. Весь гипогей с его окрашенными красной охрой покоями является воплощением регенерирующей утробы Богини. Это сочетание образов могилы и лона, в придачу к прочим регенерационным символам, — еще одно свидетельство того, что гипогей и гробницы Мальты были сакральными местами, где проходили ритуальные церемонии, участники которых приобщались к великому круговороту смерти и возрождения. Тем же, кто скептически относится к этой древней «символике чрева», стоит напомнить, что самый знаменитый греческий оракул располагался в Дельфах, а слово «delphys» означает «лоно».
Использовались как гадательный инструмент. — Прим. ред В более поздние эпохи, когда кости стали ассоциироваться с возможностью реинкарнации, истребление и размалывание костей означало невозможность возрождения. Так поступали с врагами и преступниками. — Прим. ред. |
Добавить комментарий