Погребение в два этапа: экскарнация и перезахоронение

На протяжении многих веков как в Европе, таки в Анатолии превалировало погребение в два этапа. Это означает, что разрозненные кости, в первую очередь -черепа, собирали и перезахоранивали после того, как они, в результате разложения или каким-либо другим путем, были избавлены от плоти. Распад плоти — пе­реходный этап между жизнью и смертью, однако это не конец цикла; истинным символом смерти были го­лые кости. Перед тем, как вновь присоединиться к сообществу предков, мертвое тело должно было пол­ностью освободиться от плоти путем экскарнации (как правило, его выставляли на поживу хищным птицам) или кремации. Очищенные кости помещали в могилу того рода, к которому принадлежал покойник.

В эпоху раннего неолита (VIII — середина VI тысс до н.э.) на Ближнем Востоке и в Европе не выявлено особых мест для погребения за пределами жилья, Младенцев, детей и женщин хоронили под полом дома, однако в целом виде археологи находят только скелеты новорожденных, которых зарывали в позе эмбриона. Черепа взрослых , как правило, погребали отдельно, а у расчлененных костяков часто недостает тех или иных частей. Мужские захоронения просто отсутствуют: по всей видимости, их тела отдавали грифам, а кости затем хоронили где-то за пределами поселения. Подобного рода могилы с расчлененными ске­летами обнаружены в Греции. Кроме того, под по­лом жилищ и в свайных ямах находят бычьи и оле­ньи рога, собачьи черепа и каменные топоры. Хотя после 5500 г. до н.э. в Юго-Восточной Европе и на Дунае стали появляться специальные погребальные участки судя по всемv практика вторичного захоронения какое-то время еще продолжала существовать: на это указывает довольно частое отсутствие у скелетов голов рук или ног В ряде случаев черепа перезахоранивали отдельно, в особо отведенной части могильника окружив их черепами и рогами оленей,челюстями кабанов,свиней и волов (подобная практика к примеру была характерна для культуры хаманджия).

Убедительное и зримое свидетельство существо­вания экскарнации можно видеть на стенах храмов Чатал-Хююка, где Богиня представлена в облике гри­фа, спускающегося на обезглавленное тело (см. рис. 7-26). Судя по этой фреске, череп, считавшийся важнейшей частью тела, отделяли от туловища еше до экскарнации. В храмах Чатал-Хююка черепа скла­дывали под букраниями, которые символически ас­социировались с маткой. В докерамическом Иерихо­не (долина реки Иордан) эпохи неолита под полом жилищ были найдены черепа, у которых лицевая часть воссоздана из гипса, а вместо глаз вставлены раковины В Се­верной Европе покрытые слоем синей глины черепа были обнару­жены в могильнике Звейниекс (Латвия) VI-Vтыс. до н.э.; в их глазные впадины были вставлены янтарные кругляки.

О широте распространения вто­ричных захоронений свидетельст­вуют и коллективные погребения западноевропейских мегалитиче­ских гробниц, в которых обычно сложены расчлененные кости. За очень редким исключением, в них не бывает целых скелетов. В тех местах, где, как в Нью-Грейндже, обычай требовал кремации, археологи заметили, что не сгоревшие кости расколоты на мелкие части и рас­сыпаны по коридору, по камере и в нишах. Это, воз­можно, указывает на желание содействовать их бы­стрейшей дезинтеграции в царство предков*.

Теперь чуть более подробно остановимся на не­скольких интересных захоронениях и гробницах Ев­ропы, для которых, с одной стороны, характерны экскарнация и вторичное захоронение, а с другой — бо­гатство символического языка: это поселение Лепенски-Вир в Северной Югославии, гипогеи Мальты и Сардинии, пещера Скалория в Юго-Вос­точной Италии, а также курган Айсбистер, располо­женный в Шотландии на Оркнейских островах. В заключение мы скажем несколько слов о символике, характерной для мегалитических гробниц Западной Европы.

Лепенски-Вир

Лепенски-Вир — погребальный комплекс с полу­подземными святилищами: он расположен на Дунае неподалеку от Железных Ворот (Северная Югосла­вия); в 1965—1968 гг. раскопки здесь проводили Д.Срейович и З.Летица. Это место производит силь­ное впечатление уже в силу своих природных особен­ностей, поскольку стоящие на берегу святилища об­ращены к гигантскому водовороту («вир» на сербско­хорватском означает «водоворот») и голым скалам противоположного берега. Треугольные/трапецие­видные постройки небольшого размера (собственно, треугольные, но с одной квадратной стороной) стоят полукругом, их входы смотрят на Дунай (рис. 7-100). Эти святилища были построены в период с 6500 по 5500 г. до н.э. (Табл. 2); не исключено, что здесь же мертвые тела выставляли птицам для ритуальной экс-карнации. Кости затем собирали и хоронили под храмовыми алтарями, сопровождая эту процедуру реге-нерационными обрядами.

 

 

Рис. 7-98 Гробницы яйцевидной формы из некрополя культуры линейно-ленточной керамики в Нит-ре, Словакия. Ок. 5000 г. до н. э.

image1206

Рис. 7-99 Череп в сосуде яйцевидной формы, который подпира­ют камни. Культура ворон-ковидных кубков, Метцен-дорф, район Харбурга, Ни-дерзаксен. IVтыс. до н.э.; высота 42,5 см.

Лепенски-Вир нельзя считать обычным поселени­ем, которое существовало с такого-то по такое-то время. Его священные постройки возводились посте­пенно на протяжении почти тысячи лет.

Были проведены раскопки более 50 святилищ, отличающихся большим сходством форм и структу­ры. Пол в них сделан из смеси красного известняка и глины, — смеси такой прочности, что ее не смогли разрушить тысячелетия дунайских разливов. В сере­дине каждого святилища сохранились остатки прямо­угольного каменного алтаря, окруженного плоскими камнями в форме «V», которые образовывали непре­рывный ряд треугольников, стоявших острым кон­цом вниз ). У алтарного изголовья — одна-две статуи из красного известняка, валуны яйцевид­ной формы или коробы для приношений высотой в 50-60 см. Одним из них служила окрашенная крас­ной охрой яйцевидная скульптура из песчаника в виде набухшей вульвы . В общей сложности было обнаружено 54 круглых, овальных или эллиптических скульптуры, причем у 15 из них были либо антропоморфные лицо и грудь, либо ры­бьи глаза и рты. Кроме того, найдены изображения трехпалых рук которые принято считать птичьими лапками. У ряда скульптур можно видеть признаки всех трех ипостасей’ Богини смерти и возрождения -женщины рыбы и хищной птицы  Многие украшены резным орнамен­том в виде лабиринта и полностью или частично окрашеныкраснойохрой Таким образом здесь преобладает символика регенерации с характерными для нее образами  птицы,рыбы лабиринта и везде присутствует красный цвет Очертания фундаментов этих святилищ напоминают женский лобковый треугольник. В центре установлен алтарь ,

к которому вели два ряда камней, как бы указывая путь в утро­бу Богини. В изголовье алтаря стояла скульптура, представлявшая либо саму Богиню, либо ее регене­рирующее лоно: в символическом смысле они были вполне взаимозаменяемыми. Почти все обнаружен­ные здесь предметы были украшены регенерационными символами — лабиринтами, спиралями, сетя­ми и рыбами.

Внутри прямоугольных алтарей были найдены кости рыб, маралов, собак и дикого кабана. Изу­чение символики доисторической и исторической эпохи показывает, что собаки и кабаны были сви­той и ипостасью Богини смерти, тогда как маралы и рыбы символизировали другую ее часть — ту, что от­носится к рождению и регенерации. Выбор для жертвоприношений именно этих животных говорит о том, что Лепенски-Вир — не обычное поселение, чье население жило охотой, но место, требовавшее отбора лишь подобающих Богине животных. В не­скольких алтарях были обнаружены целые скелеты
собак: значит их не съели а принесли в жертву. Что касается рыбьих костей, то ни в основном принадлежат крупным видам — ocету, шуке карпу и полосатой зубатке От маралов остались черепа и ло­патки* которые по-видимому считались наделен­ными особой силой. ,

Похожие на Лепенски-Вир сакральные сооруже­ния были найдены еще в 14 местах по обоим берегам Дуная; они менее богаты археологическими материа­лами и считаются ответвлениями культуры лепенски-вир. Некоторые из них хронологически предшество­вали титульному поселению. К примеру, в 3 км к юго-востоку от Лепенски-Вира расположено поселение Власац IX тыс. до н.э., а на румынской стороне -Куина-Туркулуй XII—XI тыс. до н.э. Считается, что культура лепенски-вир была прямым продолжением палеолитической культуры граветт.

Аналогичные погребальные практики и жертво­приношения продолжали существовать на протяже­нии тысячелетий. Лежащие в этих местах человече­ские останки в основном имеют произвольную, а не анатомическую последовательность. Особо тщатель­ного захоронения удостаивались черепа, которые — как по отдельности, так и сразу по несколько штук, — окружали или покрывали камнями. Мла­денцев 5—6 дней от роду хоронили под полом свя­тилищ. Кости обсыпали охрой, иногда обкладыва­ли зубами крупных пород рыб, которые соседство­вали с челюстями собак ид иких кабанов, а также с рогами, черепами и лопатками маралов. о Власаце были кроме того обнаружены кремированные кос­ти. О том, что здесь практиковалась экскарнация говорят найденные перед святилищами останки хищных птиц — орлов, сов, пеликанов, воронов и сорок. Части скелетов, с которыми не могли справиться птицы, собирали и захоранивали рядом со святилищем или под ним.

Гипогеи Мальты и Саадинии

Гипогей Халь-Сафлиени (Восточная Мальта) -одно из самых примечательных святилищ Древней Европы. Его центральный зал и 33 камеры, равно как и великолепный фасад с тремя проемами и сту­пенчатый свод, высечены из известняка. Эта работа длилась много веков: первые слои восхо­дят где-то к 3600 г. до н.э. (период мгарр), а завер­шающие датируются приблизительно 2500 г. до н.э. (период тарксиенны). Комплекс высечен внутри хол­ма и покрывает площадь в 480 кв. м, если учитывать те три уровня, что были раскопаны: внизу остается гораздо больше, но до них раскопки пока не дошли. Восемь помещений первого уровня отличаются бо­лее или менее яйцевидными очертаниями, непра­вильной формой и грубой отделкой, что делает их похожими на подземные гробницы Ксемксийи(Се­веро-Западная Мальта). На среднем уровне 19 ком­нат и примерно 14 небольших ниш; проходы более широкие их украшают как высеченная из известня­ка храмовая архитектура так и напоминающие дре­во жизни красные спирали и диски которыми рас-писаны стены и потолок (рис. 7-104). На нижнем уровне— 6 комнат и столько же высоких и узких ниш

В нескольких могилах обнаружень керамика статуэтки и съестные приношения, и почти во всех кости лежали в полном fiеспорядке—— не исключено что их перенесли в мавзолей после экскарнэллии

В некоторых гробницах были найдены кости те­лят, козлят, ягнят и кроликов, а также, по всей види­мости, останки ежей, лягушек и свиней — священ­ных животных Богини возрождения. Наличие чере­пов косуль с рогами указывает на то, что ритуалы здесь проводились весной, поскольку косули сбрасы­вают рога в октябре, а новые у них вырастают к мар­ту. Кроме того, среди находок есть схематичная ста­туэтка из кости столбообразного типа изображение Белой Богини смерти, а также подвески в виде пары ягодиц и статуэтки из алебастра и известняка с яйце­образными ягодицами.

Два нижних уровня обильно украшены красной охрой, символически связанной с кровью, жизнен­ной влагой. А такие символы циклического обнов­ления жизни, как деревья, лозы, змеи и спирали, луч­ше всего видны в так называемой «комнате оракула» и в центральном зале.

Весь гипогей с его окрашенными красной охрой покоями является воплощением регенерирующей утробы Богини. Это сочетание образов могилы и лона, в придачу к прочим регенерационным симво­лам, — еще одно свидетельство того, что гипогей и гробницы Мальты были сакральными местами, где проходили ритуальные церемонии, участники которых приоб­щались к великому круговороту смер­ти и возрождения. Тем же, кто скепти­чески относится к этой древней «сим­волике чрева», стоит напомнить, что самый знаменитый греческий оракул располагался в Дельфах, а слово «delphys» означает «лоно».

 

Использовались как гадательный инструмент. — Прим. ред

 В более поздние эпохи, когда кости стали ассоциироваться с возможностью реинкарнации, истребление и размалывание костей означало невозможность возрождения. Так поступали с врагами и преступниками. — Прим. ред.

https://zdamsam.ru/b26116.html

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: