Посейдон

Посейдон, Посидон или Посидаон (др.-греч. Ποσειδών, микен. po-se-da-o , Ποσειδῶν — «трясущий землю», ,беотийская форма Потидаон, откуда город Потидея) — в древнегреческой мифологии  бог морей. Второй сын Кроноса и Реи , брат Зевса, Геры, Деметры, Гестии и Аида.

При разделении мира ему досталось море. Постепенно Посейдон оттеснил древних местных богов моря: Нерея, Океана, Протея и других. Посейдон со своей женой Амфитритой и сыном Тритоном обитал в роскошном дворце на дне моря в окружении нереид, гиппокампов и других обитателей моря, мчался по морю на колеснице, запряженной длинногривыми конями, с трезубцем, которым вызывал бури, разбивал скалы, выбивал источники и т. д.

Когда Рея родила его, то положила у источника Арна в Аркадии, чтобы он воспитывался вместе с овцами, Кроносу же сказала, что родила жеребенка, и дала ему проглотить его . По версии, Кронос бросил его в море .( вариант появления коней в море?)

Воспитан на Родосе тельхинами . А по мифу нас убеждают ,что единственным не проглоченным ребенком был Зевс,вместо которого подсунули камень?)

Изготовил медную дверь для Тартара ( или он, или тельхины)). По словам критян, впервые занялся морскими трудами(в смысле грузоперевозками) и создал корабли.

Посейдон со своей женой богиней Амфитритой и сыном Тритоном обитают в роскошном дворце на дне моря в окружении нереид, гиппокампов и других обитателей моря, мчится по морю на колеснице, запряжённой гиппокампусами, с трезубцем, которым вызывал бури, разбивал скалы, ударял по земле, что приводило к образованию родников с пресной или морской водой.Его прекрасная супруга Амфитрита, дочь морского вещего старца Нерея, которую похитил великий властитель морской глубины Посейдон у ее отца. Он увидал однажды, как водила она хоровод со своими сестрами-нереидами на берегу острова Наксоса. Пленился бог моря прекрасной Амфитритой и хотел увезти ее на своей колеснице. Но Амфитрита укрылась у титана Атласа, который держит на своих могучих плечах небесный свод. Долго не мог Посейдон найти прекрасную дочь Нерея. Наконец открыл ему ее убежище дельфин; за эту услугу Посейдон поместил дельфина в число небесных созвездий. Посейдон похитил у Атласа прекрасную дочь Нерея и женился на ней. Сын Посейдона Тритон, громовым звуком своей трубы из раковины вызывающий грозные бури. Среди божеств — и прекрасные сестры Амфитриты, нереиды

Яростен гнев и тяжёл нрав этого бога, так же как и его стихия; с неумолимым гневом преследует он тех, кто его оскорбляет, основная черта, отличающая Посейдона в мифах — это властность, несокрушимая и бурная сила, которая проявляется нераздельно с его царственным величием; в изображениях античных произведений искусства его лицо носило большей частью выражение гнева и возбуждения, в противоположность олимпийскому спокойствию Зевса. Бог морей был равен по красоте самому Зевсу. По морю он передвигался на колеснице, в которую были впряжены дивные кони.

Существует несколько преданий о споре Посейдона за города с другими богами. Наиболее известен спор за Аттику с Афиной . Споря за Аттику, Посейдон ударил трезубцем в берег и произвел коня . Проиграв спор, он хотел затопить её, но Гермес по приказу Зевса запретил . Также судился с Афиной за Трезен, с Герой за Арголиду , с Зевсом за Эгину , с Дионисом за Наксос , с Аполлоном за Дельфы, с Гелиосом за Родос и Коринф  (согласно Евмелу) . Все эти тяжбы морской бог, разумеется, проиграл, кроме коринфской легендарная Атлантида называлась царством Посейдона и его потомков, которых Зевс покарал за падение нравов. Это говорит о том,что ранее эти все острова находились под покровительством Посейдона

В «Илиаде» Гомера упоминается, что Посейдон, мифология это подтверждает, был младше Зевса.Посейдон был вынужден признать главенство Зевса, но считая себя равным , выступил против него вместе с Герой и Афродитой (Или в заговоре участвовали Гера, Посейдон и Афина ), но потерпел поражение и был спасён Фетидой. Сам факт наличия в мифе темы заговора ,говорит о том,что главенство Зевса в пантеоне присоединенных народов, установилось не сразу.Интересен так же список «соучастников»,объединяющий Посейдона и Геру и еще одну из богинь Афину или Афродиту.

В наказание за заговор против Зевса вместе с Аполлоном служил Лаомедонту . Посейдон вместе с Аполлоном воздвиг стены в Трое при помощи царя Эгины Эсака , а когда царь Лаомедонт не отдал им обещанной платы, наслал на город морское чудовище, пожиравшее людей и затем убитое Гераклом. При помощи волшебного трезубца Посейдон управлял морской пучиной: если на море был шторм, то стоило ему протянуть перед собой трезубец, как взбесившееся море успокаивалось.

Согласно Филохору, на Теносе почитается врач Посейдон, ибо его храм там воздвигнут по оракулу Аполлона .А если вспомнить ,что во времена Гомера Троада была заселенной по преимуществу фракийскими племенами,то чьим богом был Посейдон?

В Троянской войне он был на стороне ахейцев. Ударом трезубца Посейдон разбил скалу и погубил Оилида. Затем Посейдон преследовал Одиссея за то, что тот ослепил его сына Полифема. Превратил в скалу корабль феаков .По преданию, ударом трезубца он открыл в Фессалии Темпейскую долину. Андромеду от принесения в жертву для укрощения гнева Посейдона спас Персей.Древние греки очень почитали это божество и, чтобы достичь его расположения, приносили подводному владыке множество жертв, бросая их в море. Это было очень важно для жителей Греции, так как их благосостояние зависело от того, пройдут ли торговые корабли по морю. Поэтому, прежде чем выйти в море, путешественники бросали в воду жертву Посейдону.

По А. Ф. Лосеву, древнейшее представление о Посейдоне связано с плодородием земли, пропитанной влагой, он отмечает: «Олимпийский Посейдон неразрывно связан именно с морской стихией, сохранив в качестве рудиментов эпитеты, указывающие на былую связь с землёй, мифы о зооморфных ипостасях Посейдона — коне и быке и предания о Посейдоне, своим трезубцем выбивающем из земли пресную влагу источников». В словаре Любкера отмечается: «В древнепеласгическое время Посейдон был не только богом моря, но и богом всех вод, распространённых на земле и вокруг неё; он дает начало источникам, рекам и озерам. Поэтому он был также питателем и оплодотворителем растительного царства и стоял близко к Деметре». Согласно Бетти Редис, Посейдон первоначально был богом землетрясений, а уже позже — моря. У Любкера он среди прочего отмечается как объемлющий и держащий землю, и как колебатель земли он производит землетрясения. В связи с этим отмечается, что древние считали, что землетрясения происходят от действия воды, проникающей в пещеры и земные углубления.

Посейдон считался покровителем коневодства и имел прозвище Гиппий (Конный), так как он впервые укротил коня или произвел его . Был изобретателем верховой езды . Либо потому, что превратился в коня, чтобы овладеть Деметрой ( вспоминаем ,что она решила спрятаться в конском табуне ,превратившись в кобылицу).Примечательно, что для утоления своей страсти с понравившимися богинями, нимфами и простыми людьми он нередко принимал облик животных подобен своему старшему братцу. Так, возжелав Арну, он принял вид быка, а с Феофаной был бараном.Хотя самой ревнивой женой на Олимпе считается Гера,но более 130 детей Посейдона заставляли ревновать и его жену. Миф про Посейдона гласит, что его жена была ревнивой и жестокой и многие возлюбленные его мужа поплатились за свою связь с ним. Медузу она превратила в чудовище (в более распространенной версии — это сделала Афина), у которой на голове вместо волос клубились и шипели змеи, а Сцилла приняла облик лающего монстра наподобие собаки, у которой было 6 голов и три ряда зубов у каждой.

Как отмечает Б. Редис, почитавшиеся вместе с ним его кони первоначально были хтоническими, а не морскими Именно он, по преданию, создал коня и научил людей управлять им. В его честь устраивали Истмийские игры с конными ристалищами.. Культ Посейдона был широко распространён во всей Греции, особенно в прибрежной части и на островах. Его храмы стояли на высоких мысах и перешейках,  особенно богат местами его почитания был Пелопоннес — ионийцы почитали его как покровителя своего племени.

Кроме коня, священными животными Посейдона были дельфин и бык — в частности чёрный, а священным деревом — сосна].

Изображали его могучим мужчиной зрелого возраста с длинными волосами и бородой, как правило, с трезубцем в руке. У него голубые глаза или глаза цвета моря. Ему посвящены XXII гимн Гомера и XVII орфический гимн. Он действующее лицо трагедии Еврипида «Троянки», комедии Аристофана «Птицы».

У римлян Посейдон отождествлялся с Нептуном, у филистимлян — отчасти с Дагоном.

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: