История игральных карт (1 )

История игральных карт [Вековые традиции создания карточных колод для игры, пасьянсов, фокусов и гаданий в разных странах и у разных народов] (пер. С. А. Белоусова) 26141K скачать: (fb2) — (epub) — (mobi) — Кэтрин Перри Харгрейв

Посвящается ДЖОНУ ОМВЕЙКУ,

с которым было радостно и интересно на протяжении без малого сорока лет собирать настоящие старинные письменные свидетельства прошедших пяти столетий, касающиеся древнего и благородного искусства карточной игры, а также чье терпение, понимание и помощь послужили подбору всех предлагаемых любезному читателю предметов и описаний, обернувшихся весьма удачным произведением

A History of Playing Cards by Catherine Perry Hargrave.

 

Предисловие

«Если правда говорят, что доброе вино в рекламе не нуждается, следует согласиться с тем, что интересная пьеса обойдется без эпилога; тем не менее доброе вино все активно рекламируют, а интересная пьеса идет на бис после умного эпилога». Следовательно, нашему повествованию, безусловно, совсем не помещает предисловие. И не ради уведомления читателя о его совершенстве или неказистости, а по причине необычности предлагаемой темы.

В начале XX века у члена Королевского географического общества англичанина Дж. Клулоу, считавшегося большим знатоком игральных карт, выкупили большую часть уникальной коллекции. Его коллекция – это самое полное и полезное с научной точки зрения собрание предметов за все времена. При этом в ней находились по-настоящему редкие вещи. Коллекция Дж. Клулоу периодически пополнялась, и к настоящему времени в ней насчитывается больше тысячи образцов игральных карт.

Наряду с тем интересом, который они могут представлять для художников и ремесленников, способных по достоинству оценить все эти предметы, стоит упомянуть редкие и подчас трогательные образцы ранней печати, гравировки и клише, а также очень простое их обаяние.

Они служат тропинкой в наше прошлое. Их предназначение состояло в том, чтобы помогать искать и распространять удовольствие азартной игры, с которой за время ее существования редко связывали жестокость или человеческие трагедии. Осуществление этого предназначения началось с далекой Венеции дожей с ее оживленными морскими портами, прошло через солдатские стоянки, попало в феодальные дворы и было воспето в цыганских песнях во время скитаний таборов по деревням. И если игральные карты подчас попадали в грозный кафедральный собор, где угрюмый монах требовал предать огню все игральные кости, шашки и прочие недостойные предметы развлечений, все заканчивалось тем, что смиренный брат в монастыре на холме или у его подножия терпеливый деревенский ремесленник рисовал их снова. Карты проложили себе путь к античным скамьям учебных заведений за счет странствующих жуликов с большой дороги, спасли от нужды и обогатили многих людей. Во дворце королевы, где приближенная знать развлекалась забавами со странными названиями, причем подчас игрой в карты редкого художественного достоинства, малолетний принц в шелках учился на других картах, сделанных специально для него. И если власти слишком наседали на изготовителей карт со своими налогами, для авантюристов появлялась блестящая возможность заняться контрабандой этого товара через Пиренеи в Испанию с ее алчущим азартных игр народом или по рекам в Бенилюкс.

Сиятельный Кристофер Совер на своем прессе в Германтауне в 1744 г. изготовил игральные карты для верующих – его добрая братия получила 381 колоду. А один уставший от скуки и штормов, а также (внимание!) впавший в ересь житель Нантукета и отчаявшийся приобрести карты, изготовленные в Бостоне, взялся за рисование своих собственных.

Эта тропинка вьется все дальше и дальше. Старинные карты можно отыскать в исторических обществах многих стран, ведь они находятся в коллекциях печатной продукции по всей Европе обычно в виде примеров ранних произведений печати или гравюры, а не просто игральных карт. Существуют, кроме того, карточные коллекции в Национальной библиотеке Франции, Британском музее, Дрездене, Мюнхене, Нюрнберге и Вене, а также в американском Национальном музее в Вашингтоне. В Европе находятся много частных коллекций; говорят, одна из них принадлежит королеве Испании, и мы знаем о существовании трех коллекций игральных карт в США, одна из которых недавно досталась Гарварду.

 

ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ С ДЕРЕВЯННЫХ КЛИШЕ, ИЗГОТОВЛЕННЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ ПРОВИНЦИИ ПРОВАНС ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО В 1440 Г.

Самые старинные из всех обнаруженных на территории Европы игральных карт

Холодным мартовским утром в Нью-Йорке эта тропинка вроде бы безнадежно закончилась среди тянущихся к небу стен и в сутолоке самого города. Однако сразу за углом находятся деревянные кварталы Александра Андерсона, которые он построил ради бумажных упаковок карточных колод и открытие которых затянулось на сто с лишним лет – открытие индейца, не знавшего сигар, государственной печати, раннего американского варианта «Генриха VIII» и перелета над морем галантного Декейтера. Существуют мелкие испанские карты, изготовленные по желтому шаблону в 50-х гг., в которые играли еще при Марке Твене, и нарисованные для себя карты Теккерея, известные каждому американцу. Говорить на эту тему можно долго, вспоминая слова Алисы из «Страны чудес» о том, что становится все занимательнее: добрая игра, а также радостный и светлый путь во вчерашний день.

Глава 1
Вступление

История игральных карт представляет собой не только хронологию неослабного увлечения людьми этим искусством XV в., фактически оставшегося неизменным по своей сути, но и повествование о всеобщей черте человеческой натуры, сохранившейся на протяжении тысячи лет в первозданном виде до сегодняшнего дня. Высокая оценка этого многовекового увлечения выразилась в том, что игральными картами занимались лучшие художники и ремесленники всех времен и народов – художники, изготовители требников и прекрасно иллюстрированных рукописей, рабочие-мастера по созданию деревянных клише, гравировщики по металлу и камню, а также, в конечном счете, печатники с их прессами. Итак, в нашей истории воплощается романтика всего этого, становятся близкими и понятными вещи, соединяющие былое с настоящим.

Сказать наверняка, насколько далеко в прошлое уходит история игральных карт, не может никто. Зато за наиболее интересные исследования по данному предмету мы обязаны директору Бруклинского музея мистеру Стюарту Кулину. Он считает, что и шахматы, и игральные карты появились благодаря применению стрелы в пророческих ритуалах и что они представляют собой два фундаментальных способа ворожбы на стрелахв. В основу данной системы предсказания судьбы, давшей начало азартным играм, положена классификация всех предметов в соответствии с четырьмя направлениями сторон света. Такой метод был принят во всех примитивных племенах Азии и Америки. Для классификации предметов и явлений, не поддающихся определению их предназначения по форме, прибегают к колдовству. Наши нынешние азартные игры представляют собой реликты как раз таких колдовских ритуалов. Самость всех этих игр в Азии и Америке можно объяснить их общим предметом и сутью мифических предположений, лежащих в их основе и представляющихся универсальными.

КОРЕЙСКАЯ ИГРА ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ «В ЛОШАДКИ» ПОД НАЗВАНИЕМ «НЬОТ»

Из книги Стюарта Кулина «Корейские игры» (Korean Games)

В качестве примера можно привести народную корейскую игру под названием «Ньот», суть которой состоит в передвижении выступающих в роли мужчин фишек по кругу в соответствии с числом очков, выброшенных на палочках длиной около 8 дюймов, используемых вместо игрального кубика. На пятнадцатый день первого месяца эта игра все еще используется для предсказания будущего. В начале данного месяца на базарах Сеула продается книга «Закон правильной планеты», в которой китайскими иероглифами и корейскими буквами подробно описаны все комбинации выпадающих чисел. Названия комбинаций, однако, приводятся не по-китайски и не по-корейски, а даются на языке народов, живущих в горах на западе. Самим этим фактом открывается пропасть глубокого прошлого, в котором появилась эта игра. Представляется вполне вероятным, что те древние люди, кем бы они ни были, которые пересекли протяженные равнины Монголии и поселились по берегам озер этого региона, жили еще до начала нашей истории. И они могли использовать те же самые ритуалы для «колдовства» и определения собственного курса в Древнем мире, полном великих и ужасных опасностей. Первобытный человек метал свои копья в магическое кольцо, нарисованное им на земле в соответствии с определенными ритуалами и заклинаниями. И кто может сказать, что некие силы, стоящие выше звезд, не направляли полет этих копий и вели метателя по безопасному пути к его завершению?

Американские индейцы использовали свои стрелы тем же самым способом, и во многих случаях игральные палочки, которые их заменяют, снабжены оперением. «Пачиси» (азартная игра с раковинами каури вместо костей), триктрак, настольная игра «Гусь», пользовавшаяся большой популярностью во Флоренции XVI в., и даже шахматы, как считается, прямо вышли из древних ритуалов.

Возвращаясь из этих первобытных и давно прошедших времен, мы обнаруживаем египетскую цивилизацию. На скульптурах Бени-Хасана, расположенного на восточном берегу Нила, находятся изображения игроков в шашки и мора, в которую до сих пор играют на Востоке. Эти скульптуры изваяли в 1740 г. до Р. Х., то есть во времена Иосифа. А из захоронения Тутанхамона недавно извлекли сделанную из слоновой кости мозаичную игральную доску, изготовленную практически в то же самое время.

Следуя библейским сказаниям Исхода, мы снова встречаем старую-престарую истину: «И Бог сказал Моисею, чтобы Аарон бросил жребий на двух козлов, и тот козел, на кого падет жребий, должен стать козлом отпущения». И дальше, на пороге Земли обетованной: «Иисус бросил жребий за них перед Богом». Среди евреев не существует ни малейшего следа обычных игр на везение или опасность, и только после Вавилонского плена Иродова принцесса ввела в обиход греческие игры.

Игральные кости упоминаются неоднократно в трудах Геродота и Плутарха, а в Британском музее выставлены шашки и игральные кости Римского периода, отличающиеся незатейливостью исполнения, которое можно было бы перенять с изделий гораздо более ранней эпохи.

В 1694 г. профессор арабского языка в Оксфорде и библиотекарь при Бодлианской библиотеке ученый муж Томас Гайд написал свой известный труд, посвященный восточным играм и истории шахмат. Львиную долю этого труда составил перевод текстов восточных писателей, где и находятся многочисленные цитаты на исходных языках. Несмотря на сложность предлагаемого текста, этот том считается самым интересным и захватывающим для любознательного читателя. К тому же в нем приводятся восхитительные иллюстрации с изображением разнообразных примеров шахматной доски и людей в Аравии, Персии, Индии и Китае. Само название книги – «Мандрагора» или «Игра в мандрагору» – взято из индийского названия шахмат. Если верить доктору Гайду, шахматы придумал Нассир Дахер в Индии около 500 г. от Р. Х., а играть в них начали в Персии при дворе великого Корсу в середине того же века. В Китай шахматы попали примерно в то же самое время. Из его предисловия можно сделать вывод о том, что он готовил к изданию Historia Chartiludii, но, к несчастью, об этом его трактате больше ничего не известно. Сегодня такого рода изложение восточной истории игральных карт представляло бы громадный интерес.

ЗАГЛАВНЫЙ ЛИСТ «МАНДРАГОРЫ» Т. ГАИДА, ОКСФОРД, 1694 Г.

Спустя чуть больше сотни лет после выхода в свет книги доктора Гайда мистер Кристи из Лондона написал в равной степени научно обоснованную серию эссе по поводу «исследования античной греческой игры, якобы придуманной Паламедом, жившим еще до осады Трои; при наличии поводов верить в то, что то же самое знали с давней древности в Китае, а также постоянно совершенствовали в виде китайских, индийских, персидских и европейских шахмат». В этом труде он показал на многих примерах из классики и произведений доктора Гайда, что шахматы следует считать не изобретением одного человека, а результатом постепенного совершенствования на протяжении веков игры, пользовавшейся популярностью среди пастухов Западной Азии еще до Гомера. Шахматные партии разыгрывали с помощью камешков, которые расставляли на доске, разделенной определенными линиями. В центре поля ставилась фигура «загона для овец», в которой содержались упомянутые выше камешки. Автор показывает, как позже греческая игра-головоломка «Петея» разыгрывалась по сходным вехам и ее ходы во многом напоминали те, что имелись в восточных шахматах. Такую же игру якобы разыгрывали греческие вожди во время осады Трои.

Гораздо позже «Петеи» появилась древнеримская шашечная игра «Латрункули», которая, как это часто случалось при переходе от греков к римлянам, во многом утратила свою оригинальность и лоск. Эта игра представляла собой своего рода шашки, и так считается, что римские солдаты принесли ее в Германию, Францию и Испанию. Более подробную информацию об этой и других играх римлян следует искать в томе с пергаментным переплетом Itali ed altri Stramenti Lusori degli Antichi Romani, descritti da Francesco de’ Ficoroni, опубликованном в Риме в 1734 г., и флорентийском издании 1769 г. Monumenta Latina Postuma Josephi Averani.

Тем временем игра в камешки «Петея» явно пользовалась большой популярностью у народов Азии на протяжении многих веков. Постепенно ее форма менялась, и «загон для овец» превратился сначала в насыпь или препятствие, а потом в разграничительную линию, а игра приобрела военную направленность. Причем понятие убежища или защиты, относящееся к «загону для овец», превратилось в атрибут одной из фигур игры, характерной для короля в нынешних шахматах.

Существует предположение о том, что эта игра попала в Китай с потомками индусов, переселившихся в провинции, расположенные севернее Хуанхэ. Южнее этой реки жили татары, и стычки между двумя этими народами нашли отражение в полюбившейся там игре. Определенным остается только то, что река, разделявшая противостоящие силы, до сих пор остается на китайских шахматных досках

 

История игральных карт (1 ): Один комментарий

Добавьте свой

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: