Создайте подобный сайт на WordPress.com
Начало работы

Философия и письмо

Есть книги, которые я люблю безусловно. Среди них «Игра в бисер» Германна Гессе.
«..правила,язык знаков и грамматика Игры, представляют собой некую разновидность высокоразвитого тайного языка, в котором участвуют самые разные науки и искусства..и который способен выразить и соотнести содержание и выводы чуть ли не всех наук.
Игра в бисер — это, таким образом, игра со всем окружением и всеми ценностями нашей культуры, она играет ими примерно так, как во времена расцвета искусств живописец играл красками своей палитры.
Всем опытом, всеми высокими мыслями и произведениями искусства, рожденными человечеством в его творческие эпохи, всем что последующие периоды ученого созерцания свели к понятиям и сделали интеллектуальным дострянием, вскй этой огромной массой духовных ценностей умелец Игры играет как органист на органе и совершенство этого органа трудно себе представитт- его клавишы и педали охватывают весь духовный космос, его регистры — бесчисленны, теоретически игрой на этом инструменте можно воспроизвести все духовное содержание мира..
В сущности только от усмотрения историка зависит то, к сколь далекому прошлому отнесет он начало и предисторию Игры в Бисер. Ведь,как у всякой великой идеи, у нее собственно нет начала, именно как идея Игра существовала всегда..»
Я глубоко убеждена ,что у каждог из нас есть свой индивидуальный «набор для игры в бисер». Знание других языков,не только расширяет наши возможности общения,но и увеличивает количественно варианты работы с
мыслью) Лично для меня,даже способы построения предложения влияют  на окончательные выводы. Кроме обственно словарного запаса  важен и устоявшийся комплекс символов,характерный не только для каждого народа,но часто и местности,и временного периода в историческом смысле.
Этот материал я сохраняю как продолжение темы о человеке ПРОСВЕЩЕННОМ и человеке ПОСВЯЩЕННОМ.

Статья из Грамматологический словарь. 2011.

Философия и письмо — их взаимодействие есть следствие развития человеческой культуры, происходящее на стыке таких точных наук, как математика, физика и таких трансцидентальных дисциплин, как богословие и мифология. Философские проблемы письмаэто, в первую очередь, его связь с мышлением, языком, обществом, а также рассмотрение системы и структуры письма, его знакового характера, происхождения, эволюции иистории, идиоэтнического и универсального в письме.

С точки зрения современной науки, любой алфавит может быть описан как вероятностная модель(фрактальная структура, система дифференциальных уравнений) в которой контуры знаков заняли свое место благодаря стечению некоего множества обстоятельств.
Алфавитные знаки представляются незастывшей, а постоянно меняющейся системой.
На связи письменных систем с природными явлениями указывают естественные узоры камней (например, т.н. «еврейский камень»), деревьев (сравните с руническим алфавитом), животных, насекомых и т.д. Науке известны случаи «гиперсемитической оценки» случайных (эвентуальных) конфигураций в мифах как неких письмен.
Буквам придавалось множество значений: от сложных религиозных до философских, поэтических образов и числовых соответствий.
С буквами связан ряд гносеологических концепций и мифологем:
а. Натурфилософский аспект.
В мифологическом сознании разных народов человек и все окружающее его пространство представлялись двумя взаимопроникающими живыми организмами.
Два этих, кажущихся самодостаточными, мираМакрокосм и Микрокосм устроены по единому образцу, однотипны и пронизаны общим закономупорядоченным набором знаков (элементов)
Т.е. письмоесть связующее звено между космосом и внутренним миром человека.
Украинский философ игуманист Г.С. Сковорода рассматривал все мироздание, как взаимосвязь трех миров: Микрокосма (человека) Макрокосма (природы) и мира символов» (Библии)
Вместе с тем письмо представляется как одна из моделей мироздания (другими словами, познавая письмо, человек познает мир)
Индийским грамматикам буквы алфавита виделись, как прообраз живых существ. Верхняя часть буквы(матрика) называлась голова», нижняяноги. Отсюда название тибетской скорописи умэд (безголовое) название непальского письма бхуджимол (голова мухи), чамского почерка акхаргармин (паучьи ножки).
С египетской традиции берет начало процесс мистификации атрибутов письма. Тростниковое письмо египтянэто клюв священного ибиса (воплощение бога Тота) это палец писца. Повреждение письменных принадлежностей приравнивалось к членовредительству. В иудаизме считается, что десять заповеди Иегова начертал собственным пальцем.
Китайская традиция знает сравнения кисти с оружием. В 4 в. ВанСичжи сравнивал письмо на бумаге с действиями полководца на поле битвы (бумагаполе, кистьоружие, тушьброня, камень для растирания тушипреграда). В этой связи на память приходят стихи В. Маяковского «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо». («Домой»). Кроме того, китайцы сравнивали каллиграфию с искусством танца, где по бумаге как бы танцует кисть.
Суфий 15 в. Азиз Насафи сравнивает природу с Кораном т.е., что каждому биологическому роду соответствует определенная сура (глава, всего в Коране 114 глав), каждому видуопределенный аят (стих, из которых состоят суры), а каждому отдельному существуопределенная буква КоранаКашфулхакоик»).
б. Связь системы письма с религией.
В древнекитайском иероглифическом письме отсутствует деление слов на фонемы (элементарные звуки) Мир мыслится в образах, как набор криптотипов (скрытых категорий) постигать которые можно бесконечно, всякий раз поиному интерпретируя смысл.
Философ Чжуанцзы выразил, например, такую мысль: {{}}Человек произносит слова, но то, что он говорит совершенно не определено». В комментариях к «ИЦзин» сказано: «Иероглиф не полностью выражает слово, слово не полностью выражает мысль».
В Древнем Китаетакже интересовались причинами, порождающими знаки: «Порожденная цветом окраска всегда видна, тоже, что порождает цвет, никогда не заметно». (Ян Чжу «Лецзы»).
В индийском письме слово делится исключительно на слоги. Причем, гласные как бы включены в согласные подобно тому, как менее значимое подчинено более существенному. Гласные и согласныедве противоположные категории языка и могут быть рассмотрены, как философские антитезы (жизнь и смерть, добро и зло, мужчина и женщина).
Буква на санскрите акшара (нетленное) состоит из соединения согласной и гласнойосновы» и «одежд»)
Название индийского алфавита (какхаг) нередко произносится как мантра (заклинание) или аха (первая и последняя буквы алфавита, вдох и выдох).
К слову, мандейский алфавит абага начинается буквой «а», похожей на круг и заканчивается «ха», похожей на каплю. Тем самым
лишний раз подчеркивается равнозначность начала и конца.
Например, в мандейском алфавите А (Совершенство превыше всего, Свет и Жизнь), Ba (Великий отец), Ga (Архангел Гавриил), Da (Путь закона), Ha (Великая жизнь), Wa (Горе тому, ктослышит не Язык света), Za (Сияние), Eh (Глаз бога) и т.д.
Иногда название священных алфавитов переводится просто: nko мандеязычных народов (буквально «яговорю»), adinra народов ашанти Африки – «до свидания» (ткань с изображением ритуальных узоров заменяла саван).
Индийская традиция изучает мир путем включения малого в большее. Один элемент слога качественно противопоставленный, подавляет другой. Структура индийского письма отражает строение индийскогообщества (кастовое деление, главенство мужчины и т.д.)
В частности, деление знаков алфавита на варны совпадает с аналогичным членением общества (варнаразряд, цвет, варнамалаиндийский алфавит)
В семитском консонантном письме налицо приоритет согласных и явное игнорирование гласных. Гласные могут быть обозначены только через согласные (т.н. матрес лекционес). Слово выражается посредством консонантной сетки, которая заполняется меняющимся набором гласных.
Семитское словоэто жесткий скелет (согласные) и обволакивающий покров (гласные) Мир изучается по опорным точкам(предначертанным богом) пространство между которыми заполняются человеком произвольно. Это обуславливает некоторый схематизм семитических философий.
Семитским письменностям знакома турбулизация графического потока (диффузия направления строк) Под воздействием чужеродных влияний (греческого, китайского письмен) семитские письменности могут менять свою направленность.
Левосторонность письма, повидимому, является наиболее древним из всех известных и связано как ссемитохамитскими (афразийскими) языками, так и с такими психотипами, как традиционность, религиозность, немногословие.
В греческом письме впервые четко было обозначено равноправие гласных и согласных, которые графически стали неотличимы друг от друга. Слово членится на звуки и наиболее точно передает речь. В греческой традиции познание мира происходит путем дробления сложного целого на части. Болезненная доскональность проявлялась в учете мелочей, без которых, как считалось, мир будет не полным.
Правосторонность письма, вероятно, связана с греческой культурой (или шире: с индоевропейскими языками) и с такими психотипами как прогрессивность, рационализм, риторизм.
В последнее время с учетом развития цивилизации широкое распространение получил такой вид искусственного письма, как код.
Код как крайнее проявление греческого письма состоит всего из 2 или знаков. Один звук мог передаваться двумя или пятью знаками разной комбинации. Появление кода свидетельствует о разуплотнении философской мысли и оскудении средств выражения.
в. Буквыэлементы мира.
В мифах многих народов знаки алфавита осмыслены, как первичные элементы мира, из которых складываются все формы живой и неживой природы. Причем, число этих элементов имеет сакральный подтекст и для некоторых алфавитов это число неизменно.
Минимальным сакральным числом является 22. Именно столько букв содержат еврейский и бугийский алфавиты, в которых буквы соотносятся с 22 изначальными элементами мира. 22 буквы содержал    классический латинский алфавит (абецедарий)
Весьма интересно описывается число 22 в бесписьменной культуре бамбара (Западная Африка) В их мифах мир произошел из пустоты, наделенной» движением«гла». «Гла» породило звучащий двойник «глагла» и произвело субстанцию «зосумале» (холодную ржавчину) образовавшую твердые и блестящие вещества. Между двумя «гла» произошел взрыв, создавший мощное вещество, которое, вибрируя, спускалось вниз. Благодаря этой вибрации возникли знаки. Они   расположились на еще не созданных предметах, чтобы их обозначить. В ходе этого процесса появился дух Йо, 22 элемента мира и 22 витка спирали. Эти витки размешали Йо и появился звук, свет и все вокруг.
Этот миф находит соответствия в современной науке (в т.н. пребиологической химии) которая утверждает, что все «живые» белки состоят из 22 основных аминокислот. Носитель генетической наследственности человекаДНК представляет собой двойную спираль. Нормальный хромосомный набор человеческой клетки (кариотип) состоит из 23 пар хромосом, в которых запечатлена информация о прошлом и будущемчеловека.
Из 24 букв состоят греческий и рунический алфавиты. По скандинавскому эпосу «Эдда» бог Один измыслил руны из влаги, которая вытекла из черепа некоего мифического существа.
Из 24 фонетических знаков состоял египетский алфавит (внутри египетской иероглифики)
24 знака содержит алфавит туарегов тифинаги мальдивский алфавит тана, а также древнеэфиопский алфавит.
В нумерологии число 24, как повторение12, связывается с временным (годичным) циклом Земли и считается священным. (24=12+12)
Позднелатинский алфавит и ирландский огам состояли из 25 знаков. Это число связано с пятеричной системой счета и носит отпечаток антропоморфизма. (25 ч. – период обращения Солнца вокруг оси).
Однако, наиболее распространенное число элементов, из которого состоит большинство алфавитов и изкоторого конструируется все многообразие мираэто 33.
33 буквы насчитывают русский, грузинский, древнеанглийский рунический, кхмерский, тибетский, коптский и тамильский алфавиты.
Число 33 очень популярно в буддийской и шаманской (тюркской, монгольской, тибетской) мифологиях, где его считают, как дополнительное к удвоенной семерке (3+7=10).
Кроме того, вчеловеческом скелете33 позвонка. Часто прослеживается мифологема о 33 небесных слоях или божествах (т.н. «траянтриса») и 77 подземных слоях.
Помимо всего прочего, 33это одна треть от ста(100:3=33,333…)
В суфизме 33это часть целого, равная самому целому.
Масоны помещали число 33 в центр пентаграммы (звезды).
Е. Федоров и А. Гадолин доказали, что кристаллы могут существовать только в   32 видах симметрии идеальных форм.
Замыкает череду сакральных чисел число 52.
Именно столько знаков в санскритском алфавите (36 длясогласных и 16 для гласных) а также в авестийском, агванском и древнеяпонском силлабариигодзюоне»).
В ведийском языке букв было еще больше 80.
г. Алфавит, как прообраз мирового дерева.
Во многих мифологических системах буквы алфавита располагаются в виде мирового дерева (первичнойструктуры мироздания, архетипа общечеловеческого сознания) Связанные с деревом понятия (такие как«ветвление», «дериват», «дендроидность») составляют часть философской терминологии. Сама буква нередко видится, как древовидная структура (сравните: ствол, ветви буквы, а также лист бумаги, буквадерево бук, английское название книги Воок)
Рунические знаки в скандинавской мифологииэтоповторение Форм дерева. Первые люди. появившиеся на ЗемлеАск и Эмблябуквально «ясень и ива» – персонификация двух священных рун, которые вырезал бог Один и окрасил своей кровью. Постижение Одином рун также увязано с мировым деревом Иггдрасиль, в ветвях которого он был повешен.
Китайского мудреца ФуСи навело на мысль о создании знаменитых триграмм багуа созерцание следов птиц и теней деревьев.
Огамическое письмо кельтов тоже связано с деревьями: каждая буква носит название какоголибо дерева, само название «буква» звучит, как fid (дерево), буквы огама образуют 5 группили aicme (растений).
Вид дерева могут принимать не только отдельные буквы, но и алфавит в целом (сравните руническое и огамическое алфавитные деревья).
В индийском тантризме мирэто аморфное бытие, данное нам в единицах измерения (в числах и буквах).
Мировое дерево ЛипиТару состоит из взаимопереплетенных букв. Физическая вселенная, выраженная метафорой дерева, сложена из 5 элементов (земля, вода, огонь, воздух, эфир) и представлена набором звуковых комбинаций на разных ветвях мирового дерева. («СардатилакаТантра»). Санскритские буквы делятся на 5 классов, каждый из которых является одним из первоэлементов:1 точка (бинду) – эфир семя, 2круг, пятиугольник (чакра) – воздух соцветия, 3треугольник огоньпочки, 4полумесяцводалистья, 5квадрат земля ветви.
Буквы индийского алфавитаотражение универсальной энергии, бесконечной МантрикаШакти (СилыЗаклинания). Буквосочетания представляют аспект физической вселенной (Макрокосма), котораяотражается в «тонком теле» человека (речь идет о ритуале Мантриканьясапроекции божества наразличные части человеческого тела). Трактат «Тантрасара» делит буквы индийского алфавита накомбинации из двух, трех и четырех элементов и сравнивает с двенадцатью знаками Зодиака (Рашичакра).
В индобуддийском регионе распространены мотивы священного дерева, листья которого покрыты письменами (молитв или имен бога).
В Тибете такое дерево наз. Кубум.
Изображение Шивы иногда помещается на фоне древесного листа.
В батакской мифологии зафиксирован образ дерева Джамбубарус, которое произрастает в царстве мертвых Бегу на вершине седьмого неба, где обитает верховное божествоМулаДжади. На листьях этого дерева записана судьба людей давно умерших, ныне живущих и еще неродившихся.
Мусульманские поэты сравнивали Коран (книгу, описывающую мир) с мировым деревом. Буквы Коранауподобляются листьям, а перевязи словветвям, усыпанным листьями.
В целом, наиболее часто в мировой культуре знаки письма отождествляются с двумя абстрактными образамидревом и спиралью (последний особо популярен у маори).
Отсюда вытекают и два основных принципа генерации знаковветвление и вихрение.
Древовидные и спиралеобразные структуры букв известны современной науке как дендроидные кристаллы и фракталы, описанные Мандельбротом.
Фрактал (разлом) – нечто среднее между линией и поверхностью, объект с нечеткой, неупорядоченной структурой. Границы фрактала не линия, а размытая область, состоящая из завитков и разных ответвлений, повторяющих в малом масштабе саму фигуру. Форму
фракталов имеют рунические знаки.
Связь творения знаков с растительным кодом прослеживается в индейской культуре.
Так в Древнем Перу индейцы мочика наносили узоры на фасолинах, т.н. пальерография (от исп. pallares фасоль). Неизвестно являются эти знаки аналогом азильских галек и австралийских чуринг, неких мантических (сравните русский фразеологизм «гадание на бобах» и древнегреческие представления о бобах, как о «головах предков«) или счетномнемонических систем типа узелкового кипу.
На мочикской керамике сохранились изображения бегущих антропоморфных фасолин.
Ларко Ойле, открывший пальерографию, утверждал, что нечто похожее было в культуре майя архаичного периода. На языке майя «письмо» звучит tzib/dzib, где tz «гравировать» и ib «фасоль», есть изображение человекаптицы, наносящего знаки на фасолины.
д. Концепция «скрижалей судеб».
Известна по библейской традиции. Скрижали судеб (или закона) упоминаются там, как две каменные доски, на которых рукою Яхве были написаны слова откровения (10 заповедей?)
Алфавит считался божественной благодатью, в которой заключен закон не только, как нравственный принцип, но и, как некая универсальная
гармония.
Нарушение этого закона (мена букв алфавита местами, искажение формы, забвение некоторых букв и появление новых) приближало «конец света» и было чревато катаклизмами.
Концепция «скрижалей судеб» восходит к шумерской мифологеме о т.н. «ме» (сущностях) – это всемогущие таинственные силы, управляющие судьбами мира, богов и людей, которые нельзя изменить и которым все должны подчиняться. Понятие «ме» в аккадском мифе трансформировалось в «таблицы судеб», определяющие ход истории иобеспечивающие господство над миром тому, кто ими владеет. «Ме» изначально владели архаичные боги счертами демонизма (Тиамат, Энмешарр, Кингу) которые отвоевываются поколением новых богов и иногда похищаются у них птицей или женским божеством.
Бог Грозы и Тасмису говорят «В Апсу пойдем и предстанеи пред Эа. Там мы спросим таблички древнихслов». (Хеттская «Песнь об Улликуми»).
В скандинавском эпосе рунические знаки отождествляются с хмельным напитком – «Медом поэзии», замешанном на слюне, крови и пчелином меду. (Сравните аналогичные мотивы «средоточия культурных ценностей» в Соме индийских мифов, Амброзии, Нектаре, Небесном огне греческих мифов и последующееих похищение).
е. «Письмена ада».
Шумероаккадские мифы повествуют о том, что письмена были известны не только верхнему, но» и подземному (загробному) миру, образуя своеобразный грамматогонический параллелизм. В стране мертвых богиня Гештинана (БелетЦери, т.е. «владычица степи») записывала в особую книгу имена умерших и смертные приговоры. Гештинанаженщинаписец, знающая тайны письмен и умеющая толковать сны.
Можно также упомянуть грузинское божество БедисМцерлеби (буквально «судьбу пишущее»).
Пример грамматогонического параллелизма приведен в «Старшей Эдде», где говорится, что рунический   алфавит независимо и поразному проявился в мире богов, людей, великанов, карликов и духов.
Письмена, как и человеческие тела, связываются в шумероаккадской мифологии с зернами, которые, попадая в подземные глуби, вновь прорастают на поверхности.
Некоторые письмена определенным образом были связаны с культом мертвых (клинопись, батакское письмо), другие приобретали такую связь большей частью изза того, что сохранились преимущественно на предметах погребения (этрусское, египетское, огамическое письмена)
Алфавитметафора колосящейся, умирающей и воскресающей нивы человеческих душ или как выразился Г.С. Сковорода «Сад божественных песен, прозябши из зерен священного писания».
Знаки алфавита или сочетание названий букв могут составлять связанную единым смыслом картину, развертывающуюся во времени. Алфавит может интерпретироваться, как молитва или заклинание (буквы японской каны и яванского чаракана располагались так, что получалось связное стихотворение) либо рассматриваться, как путешествие по дороге жизни: от рождения (А) к смерти (Я)
Неблагоприятные качества букв обычно усиливаются к концу алфавита. Вообще в алфавитном ряду существуют 3 сакральные точки:начало, конец и середина, относительно которой обе половины алфавита либо противопоставляются, либо отождествляются.
У многих народов мира любые начертанные знаки внушают или благоговейный трепет (например, у арабов) или мистический страх, связанный с колдовством и наведением порчи (например, у негров ЗападнойАфрики).
Однако истории известен лишь один случай, когда письменность была запрещена изза якобы связанных с ней отрицательных последствийэто империя инков в Южной Америке. В других странах, несмотря на сжигание книг и гонения, ученых, письменность продолжала оставаться неотъемлемой частью человеческой культуры.

 

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: