Артемида-Диана

Так как она все равно не ушла бы спокойно, решила посмотреть почему в период возле Самайна так активно слышна Диана-Артемида?

Оказалось не мне одной,еще к двоим моим подругам она пришла ,выпав в оракуле на этот период. Следовательно стоит отнестись к богине с большим вниманием.

Всегда сложно исследовать богов греческой и римской мифологии,так как большинство из них не местные))…Плюсуем сюда маниакальную склонность устраивать смесь из всех божеств до которых дотягивались,получаем в результате очень сложно узнаваемый образ. Боги или  Богини Греции и Рима скорее напоминают слоистый агат…

Что можно отделить более менее отчетливо — это хтонический аспект,хотя признаков оборотничества кроме медведя. я пока что не нашла. У хтонических богов оборотничество более широкое.

Арте­ми­да в гне­ве насла­ла без­вет­рие,..управление погодой,особенно на море -одино из важнейших свойств хтонической богини..Ей подвластны леса и горы.но при этом еще и дороги и гавани . Очень интересен гимн к Артемиде Каллимаха. где малышка Артемида дитя трех лет (отметившая три раза свое рождение?..триждырожденная? подобно Афине) просит у отца Зевса  :

Петь же начнем от времен, когда еще девочкой малой,

Сидя на отчих коленях, она лепетала умильно:

«Папенька, ты подари мне дар вековечного девства,

Много имен подари, чтобы Феб не спорил со мною!

Дай мне стрелы и лук — или нет, отец, не пекися

Ты о луке и стрелах; скуют мне проворно киклопы

Множество стрел, и гибкою лук наделят тетивою.

Ты же мне светочи даруй в удел и хитон, до колена

Лишь доходящий, дабы нагнать мне зверя лесного;

Дай шестьдесят дочерей Океановых, резвых плясуний —

Каждой по девять годов, и каждая в детском хитоне;

Дай в прислужницы мне два десятка нимф амнисийских —

Пусть пекутся они у меня о сапожках и гончих

Псах, когда мне случится сражать оленей и рысей.

Горы мне все подари, а вот город — какой пожелаешь

Мне уделить; не часто его посетит Артемида.

Жить на высях я буду, людей города навещая

Только по зову рожающих жен, что в пронзительных муках

Станут ко мне вопиять, мне в удел сужденные первый

Мойрою; им я должна помогать и нести избавленье,

Ибо не ведала мук, нося меня и рождая,

Мать, но безбольно на свет из родимой явила утробы».
Так говорила она и силилась тронуть с мольбою

Подбородок отца, но долго ручки тянула

Прежде, чем дотянулась

Довольный Зевс отвечает дочурке :

Прими же, дитя, в обладанье

Все, что сама пожелала! Но больше отец твой прибавит.

Тридцать дам городов, а к ним — укреплений немало,

Тридцать дам городов, из которых вовек ни единый

Бога иного не станет хвалить, по тебе именуясь;

Много притом городов Артемида разделит с другими,

На островах и на суше; и в каждом городе будут

Роща у ней и алтарь. И еще — все дороги отходят,

Гавани все под руку твою».

Связь с водами, причем скорее всего с водоемами,чем с источниками; связь с «хозяйкой  леса» где основные животные лани , лани с золотыми рогами как животные.впряженные в колесницу. .Медведица,еще один образ хозяйки леса. Принесение в жертву первых плодов урожая.

Интересно ,что моя мысль о связи Лето, Латоны с лататтям)) лягушками) и прочими атрибутами стоячего водоема  подтверждается прозванием «болотная»)))Странно ,что в сказке у Царевны-Лягушки не было такой вот дочки-охотницы). Источник Латоны и история с лягушками.

Островной характер одного из проявлений богини тоже интересен,если принять на веру принесение в жертву всех чужеземцев.Артемда таврическая и человеческие жертвоприношения,интересно чем было вызвано ткое отношение к пришельцам?

Боялись разведчиков со стороны возможных захватчиков? Сакральное значение ?,то есть нарушение пришельцами некоего сакрального пространства? В мифе про Ифигению говорится,что девушку должны были убить как искупительную жертв за убийство священного животного..Корова ,которую нужно принести в жертву,что бы стать правителем,и рога в храме. и алтарь из рогов ланей..

Привожу тексты из различных источников,читайте сами, делайте свои выводы

Статья из словаря античности

Артемида — гре­че­ская боги­ня, дочь Зев­са и Лето, сест­ра-близ­нец Апол­ло­на, роди­лась на Дело­се. В обра­зе Арте­ми­ды объ­еди­ни­лись пред­став­ле­ния о раз­лич­ных, так­же и догре­че­ских боже­ствах. Соглас­но мифу, Арте­ми­да явля­лась цело­муд­рен­ной боги­ней-девой охоты и живой при­ро­ды. К глу­бо­кой древ­но­сти вос­хо­дит культ Арте­ми­ды как боги­ни дере­вьев и рас­ти­тель­но­сти. К куль­то­вым живот­ным Арте­ми­ды — вла­ды­чи­цы зве­рей отно­си­лись глав­ным обра­зом лань и мед­ведь, а боже­ст­вен­ную сви­ту состав­ля­ли ним­фы. Если брат Арте­ми­ды Апол­лон при­рав­ни­вал­ся к богу солн­ца, то она была боги­ней луны и часто отож­дествля­лась с Селе­ной. Она почи­та­лась как боги­ня дев­ст­вен­ной чистоты и цело­муд­рия и как боги­ня рас­ти­тель­но­сти и пло­до­ро­дия. Напри­мер, на куль­то­вой ста­туе из Эфе­са в Малой Азии Арте­ми­да изо­бра­жа­лась мате­рью-кор­ми­ли­цей со мно­же­ст­вом сос­цов. Кро­ме того, Арте­ми­да счи­та­лась покро­ви­тель­ни­цей супру­же­ства и дето­рож­де­ния, к кото­рой часто при родах взы­ва­ли жен­щи­ны. По этой при­чине Арте­ми­да ино­гда отож­дествля­лась с Или­фи­ей.

Как пра­ви­ло, Арте­ми­да изо­бра­жа­лась в корот­ком хитоне, с кол­ча­ном за спи­ной и копьем в руке, часто в сопро­вож­де­нии лани и нимф. С ней отож­дествля­лась рим­ская Диа­на («Арте­ми­да Вер­саль­ская»,

 

0001

Артемида с оленем. (Версальская Диана). 1-й — 2-й век, н.э. (Открыта в 1792 году в Риме).Лувр, рим­ская копия с ори­ги­на­ла 2-й пол. 4 в. до н. э.).

0001

Почи­тав­ша­я­ся и люби­мая в антич­ные вре­ме­на боги­ня изо­бра­жа­лась почти все­ми извест­ны­ми живо­пис­ца­ми — в обра­зе охот­ни­цы, во вре­мя купа­ния, с Актео­ном, ним­фа­ми и сати­ра­ми, при­чем имя боги­ни варьи­ро­ва­лось меж­ду Арте­ми­дой и Диа­ной.

Стоит поподробнее рассказать о «месте рождения» богини

Храм Артемиды в Эфесе известен своей статуей Артемиды многогрудой. Прекрасный храм простоял почти сто лет до тех пор, пока в 356 г. до н. э. его не сжег некий Герострат, возмечтавший таким образом оставить свое имя в веках. Власти города Эфеса постарались принять все меры, чтобы вытравить преступное имя из памяти народной, а храм отстроить заново.

Арте­ми­да Эфес­ская (Рим, Вати­кан).
О Делосе и Эфесе
Малоазиатское побережье Эгейского моря. Храм Артемиды в Эфесе (графическая реконструкция пронаоса). Архитекторы Херсифрон и Метаген. Строился 120 лет. Завершен примерно в 450 году до н. э.

На этот раз вел работы известный архитектор античности — Хейрократ. Строительство пошло намного быстрее, так как зодчие использовали опыт своих предшественников и лишь незначительно увеличили храм в размерах. Интерьер нового храма украсили великолепные статуи работы Праксителя и Скопаса, а стены — живопись художника Апеллеса.

Теперь точно не понять, первый или второй храм Артемиды Эфесской считался третьим чудом света. Известно только, что второй храм никто, хвала богам, не сжигал, и простоял он половину тысячелетия, почитаемый и римлянами, и ранними византийцами. Разрушен же и разграблен был готами в 263 г. уже нашей эры.

Амфора
Амфора VII в до н.э. «Возвращение Аполлона на остров Делос».
Исследователи склоняются к мысли, что Солнечный бог
возвращается на родной Делос из северной Гиперборейской страны

Изображение на вазе сохранилось недостаточно отчетливо, поэтому сделана прорисовка. Сопоставление подлинника с графическим воспроизведением превращает представленный сюжет в неопровержимый документ Гиперборийских истоков древнегреческой культуры.

Артемида встречает Аполлона, держа за рога оленя: не лань, а именно северного оленя (? мне не совсем понятно почему это северный олень?хотя морда и правда странная для лани, если бы это была роспись сделанная египетскими мастерами то любое животное было бы намного проще идентифицировать)

Аполлон, с лирой в руках, приближается к ней на колеснице в сопровождении двух дев. Он правит квадригой крылатых коней.

На прорисовке хорошо видны характерные типажи в совсем не греческих одеяниях. Разнообразными растительными орнаментами и свастиками заполняются все промежутки между фигурами. Исследователи искусства древней Греции видят в этой орнаментации «возвращение забытых минойских образов – пальметт, розетт, расходящихся волют с усиками, скручеными в спирали. То — мир потенциальной растительности, мир цветения». Именно такой — цветущей, счастливой страной, предстает Гиперборея в описаниях греческих историков и путешественников.

Делос
Делос был разрушен и разграблен дважды: в 88 г. до н.э. — Понтийским царем Митридатом, который воевал с римлянами, а в 69 г. до н.э. — пиратами под предводительством Аполлодора, союзника Митридата.

«Лето говорит об острове Делос: «зелень скудна на тебе и плодов никаких не родится». Остров отвечает: «скалиста, бедна моя почва, черные вместо людей лишь тюлени одни да полипы». Соглашаясь с описаниями, «свистящие ветры гнали с обеих сторон почерневшие волны» на берег Делоса, «всюду водою омытого».

Древнегреческие мифы дают по этому поводу очень интересные пояснения… Ревнивая Гера не разрешила возлюбленной своего мужа ступать на твердую территорию. Лето, преследуемая драконом Пифоном, которого послала Гера, скиталась по свету. Зевс попросил Посейдона поднять на поверхность Делос (тогда он назывался Астерия), похищенный Сциллой и спрятанный в волнах. На плавучем острове и скрылась Лето,чтобы родить близнецов — златокудрого Аполлона и его сестру Артемиду. Потом громадные столбы, поднявшиеся из морской пучины, затормозили остров, и он прочно занял свое место в Эгейском море.

Плавучий Делос согласно мифам приплыл из Гипербореи, где на острове в Океане — напротив страны кельтов — родилась сама Лето.

Делос
По Фукидиду, первые жители Делоса — карийцы и финикийцы:
догреческие племена, происхождение которых не известно. Святилище Аполлона учреждено уже в гомеровские времена — VIII-VII вв. до н.э. Расцвет начинается с Архаики, апогея достигает в Классику. Делос один из самых маленьких по своей площади островков  (всего лишь пять квадратных километров.
0001

Остров Делос (в переводе — «новоявленный»).

 

Мифы мифами, а у историков есть свое мнение о Делосе и о культуре народа, населявшего его,  несмотря на то, что остров совсем небольшой, в древние времена он был населен ионийцами. Согласно официальной версии первые поселенцы на острове появились еще в 10-м веке до нашей эры. Этот небольшой участок суши имел огромное стратегическое значение для афинян, и они, недолго думая, предложили ионийцам свою защиту от нападений недружелюбных соседей. Такое покровительство было на руку только лишь жителям Афин: они сделали Делос центром, созданного ими же самими Дилосского союза, в который вошли практически все острова Кикладской группы. Такой шаг позволил афинянам получить полное превосходство в Эгейском море и заниматься торговлей и рыболовным промыслом.На протяжении нескольких столетий остров Делос был центром союза, определявшим главенство в море. Во время войны с персами, остров являлся центров Делосского союза и именно здесь хранилась союзная козна. Но жрецы из Афин решили провести ритуал «очищения» острова, сделав его тем самым еще и священным местом.  Если место священно, то там, естественно, не может находиться казна, которую переносят в Афины.
Такое «покровительство» не пришлось по душе населению Делоса, однако избавиться от союза с афинянами они уже не могли. На этом афиняне не остановились: они запретили в священном месте умирать (!) и даже рожать детей.

( ныне Остров Итсукушима назван священным, чистым местом. Здесь запрещено умирать в попытке навсегда сохранить его чистоту. Запрет умирать в городе Лонгийр на острове архипелага Шпицберген )

Для этого всех беременных женщин, тяжелобольных и людей преклонного возраста, с применением силы вывозили на остров Рению, где они могли рожать и умирать. На острове Делос греки строят храмы, посвященные Латонии, Аполлону и Артемиде. Один раз в пять лет они проводят на небольшом участке суше, который «ревностно защищают», грандиозный по своим размахам праздник: на него свозятся животные, предназначенные для жертв, и дары богам. Когда корабли афинян входили в порт, все девушки Делоса должны были показывать свою радость и встречать гостей с танцами.

Такое положение вещей продолжалось до 315 года до нашей эры, когда остров Делос был захвачен воинами Македонии. Казалось бы, населению Делоса пришел конец, однако македоняне были мудры и предоставили острову… частичную независимость. С этого момента на 5 квадратных километрах суши в Эгейском море начался период расцвета и процветания, который продолжился даже тогда, когда македонцы были выбиты римлянами.

 

В наши дни остров необитаем. В 88 году до нашей эры в ходе Митридатовой войны, красивый город, с населением более 20 000 человек, был полностью разрушен и сожжен. Не уцелели ни дома, ни храмы, ни большинство великолепных статуй. Большую часть жителей Делоса завоеватели убили, а оставшихся в живых погрузили на корабли и вывезли, чтобы выгодно продать в рабство. Именно с этого момента Делос, на котором еще можно увидеть руины величественных храмов и несколько статуй, и стал необитаемым. Никто не рискнул возвращаться на остров, на котором частенько отдыхали после своих морских разбоев пираты или сновали вооруженные до зубов охотники за древними реликвиями.

Лишь на заре 20-го века археологи обратили свое внимание на остров Делос и стали проводить на нем раскопки. Увы, к тому времени большинство бесценных сокровищ и предметов культа было расхищено. В настоящее время турист может увидеть лишь руины храма Артемиды, святилище Аполлона и уникальные в своем роде огромные статуи грозных львов, которые были должны охранять дорогу от того самого озера, где жили лебеди-оракулы.

 

Стоит отметить, что в святилище бога Аполлона некогда возвышалась его статуя и именно в нем находилась легендарная сокровищница Дилосского союза.

Посмотреть на озеро сейчас тоже не удастся: неумолимый ход времени превратил его в болото, в котором обитали уже не лебеди, а комары, передающие страшное заболевание, малярию. Именно по этой причине в 1925 году было решено осушить болото, но пять львов, выполненных из дорогого наксосского мрамора, все еще охраняют дорогу, которая вела к озеру. К слову, ранее львов было девять, четыре скульптуры были разрушены.

Гомер же писал: там царствовали бореады , почитавшие Аполлона

И поклялася Лето великою клятвой

К этому ж — диво большое,которого славе не сгинуть:
Острова Делоса девы, прислужницы Феба-владыки.
Песнью хвалебной они Аполлона сначала прославят;
После, Лето помянув пышнокудрую и Артемиду
Стрелолюбивую, песни поют о мужах и о женах,
В древности живших, и племя людей в восхищенье приводят.
Дивно умеют они подражать голосам и напевам
Всяких людей; и сказал бы, услышав их, каждый, что это
Голос его, — до того хорошо их налажены песни.

Милость свою ниспошлите на нас, Аполлон с Артемидой!
Вам же, о девы, привет! Обо мне не забудьте и позже.
Если какой-либо вас посетит человек земнородный,
Странник, в скитаньях своих повидавший немало, и спросит:
«Девы, скажите мне, кто здесь у вас из певцов наилучший?
Кто доставляет из них наибольшее вам наслажденье?»
Страннику словом хорошим немедленно все вы ответьте:
«Муж слепой. Обитает на Хиосе он каменистом.
Лучшими песни его и в потомстве останутся дальнем»,
Мы же великую славу об вас разнесем повсеместно,
Сколько ни встретим людей в городах, хорошо населенных,
Все нам поверят они, потому что мы правду расскажем.

Я же хвалить не устану метателя стрел Аполлона,
Сына Лето пышнокудрой, владыку с серебряным луком.
Службу свою выполнять больше не может рука.

И поклялася Лето великою клятвой бессмертных:
«Этой Землею клянуся и Небом широким над нами,
Стикса подземно текущей водой, — меж богов всеблаженных
Клятвою, самой ужасной из всех и великою самой:
Истинно Фебов душистый алтарь и участок священный
Вечно останутся здесь, и почтит он тебя перед всеми».

После того как она поклялась и окончила клятву,
С радостью роды царя Дальновержца приветствовал Делос.
Девять уж мучилась дней и ночей в безнадежно тяжелых
Схватках родильных Лето…
…Лишь не было там белолокотной Геры.
Да ни о чем не слыхала Илифия, помощь родильниц:
Под облаками златыми сидела она на Олимпе;
Хитростью там удержала ее белокурая Гера,
Злобой ревнивой горя, потому что могучего сына
На свет родить предстояло в то время Лето пышнокудрой.

С острова спешно богини послали Ириду с приказом,
Чтобы Илифию к ним привела, обещав ожерелье
Длинное, в девять локтей, золотое, из зерен янтарных.
Но приказали богиню позвать потихоньку от Геры,
Чтобы словами ее, как пойдет, не вернули обратно.
Только сказали они ветроногой и быстрой Ириде,
Та побежала и вмиг через все пронеслася пространство.
Быстро примчавшись в обитель богов на высоком Олимпе,
Вызвала тотчас Ирида Илифию вон из чертога
И с окрыленными к ней обратилась словами, сказавши
Все, что сказать олимпийские ей приказали богини,
И убедила Илифии душу в груди ее милой.
Обе помчались, походкой подобные робким голубкам.

Только ступила на Делос Илифия, помощь родильниц,
Схватки тотчас начались, и родить собралася богиня.
Пальму руками она охватила, колени уперла
В мягкий ковер луговой. И под нею земля улыбнулась.
Мальчик же выскочил на свет. И громко богини вскричали.
Тотчас тебя, Стреловержец, богини прекрасной водою
Чисто и свято омыли и, белою тканью повивши,
Новою, сделанной тонко, — ремнем золотым закрепили.

Остров Делос
Остров Делос — одно из главных мест культа Аполлона в Греции.
Во время раскопок здесь были обнаружены остатки храма Аполлона,
на территории которого справлялся общеионийский праздник, сопровождавшийся соревнованием певцов.

Тотчас же Феб-Аполлон обратился к бессмертным богиням:

«Пусть подадут мне изогнутый лук и любезную лиру.
Людям начну прорицать я решенья неложные Зевса!»

Молвивши так, зашагал по земле неиссчетнодорожной
Феб длинновласый, далеко стреляющий. Все же богини
Остолбенели. И весь засиял, словно золотом, Делос:
Так покрываются гор возвышенья лесными цветами.

Ты же, о, с луком серебряным царь, Аполлон дальнострельный,
То поднимался на Кинф, каменисто-суровую гору,
То принимался блуждать, острова и людей посещая.
Много, владыка, имеешь ты храмов и рощ многодревных;
Любы все вышки тебе, уходящие в небо вершины
Гор высочайших и реки, теченье стремящие в море.

К Делосу больше всего ты, однако, душой расположен.
Длиннохитонные сходятся там ионийцы на праздник,
С ними и жены, достойные их, и любезные дети.
Помнят они о тебе и, когда состязанья назначат,
Боем кулачным, и пляской, и пеньем тебя услаждают.
Кто б ионийцев ни встретил, когда они вместе сберутся,
Всякий сказал бы, что смерть или старость над ними бессильны.
Видел бы он обходительность всех и душой веселился б,
Глядя на этих детей и на жен в поясах несравненных,
На корабли быстроходные их и на все их богатства.

 Делос
Вид на Кикладские острова с острова Делос

 

 

 

Артемида-Диана: Один комментарий

Добавьте свой

  1. Уведомление: 5 апреля — ЛУННЫЙ ДОМ

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: