Боги в образе вепря,кабана

Вепрь ,кабан во многих мифологиях символ боевой мощи и плодородия.В качестве символического образа кабан представлен во всём индоевропейском мире и за его пределами.

В северной мифологической традиции представляет собой духовную власть, возможно, вследствие того, что, подобно друидам и браминам, ведёт уединённую жизнь в лесу, способен находить трюфель — мистический гриб, рождение которого древние легенды приписывают молнии, и питается плодами священного дуба (желудями).

Медведь противопоставляется кабану как символ(у) временной власти(мощи). У галлов и древних греков охота на вепря и его убийство — эмблема духовного падения с течением времени (emblem of the spiritual bounded down by the temporal).

В Китае кабан — эмблема династии Miao, медведь — эмблема Hia. Miao принадлежит к очень древним пластам китайского фольклора. Стрелок И изгоняет свирепого кабана фэнси.

Фэнси — в китайской мифологии чудовищный кабан с длинными клыками и острыми когтями

​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​​‌‌​ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌​​​ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌​‌‌ ​​‌​‌​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

«В китайской мифологии чудовищный кабан с длинными клыками и острыми когтями. Он отличался неимоверной силой и свирепостью и в этом отношении превосходил даже быка. Он портил посевы, пожирал домашних животных и людей. Его ранил и убил небесный стрелок И (Хоу-И), который был послан на землю специально для того, чтобы очистить ее от чудовищ.

И: поразил стрелами девять солнц;справился сзверем Юем;  получил от Си Ванму эликсир бессмертия; подчинил ветры, опустошавшие империю. Оставался последний враг — огромный кабан Фэнси, живший в тутовом лесу. У него были длинные клыки, острые когти. Он портил посевы, пожирал скот и людей. Четыре стрелы точно попали в ноги. Кабан не мог двигаться. Взвалил И его на плечи, притащил в город. Там разрезал на куски и принес в жертву небесному владыке. Люди благодарили И и пели ему гимны. Но владыка был так зол на стрелка из лука, что не пустил его обратно на небо и после свершения великих подвигов.

В одном предании мы встречаемся с мотивом очеловечевания Фэнси . Он представлен как сын правителя Куя Бо-Фэн, у которого было сердце свиньи. Бо-Фэн был так жаден, ненасытен и злобен, что получил прозвище Фэнши  («ши» значит «свинья»). Он также был убит стрелком И» (387: с.252-253) .​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​​‌‌​ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌​​​ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌​‌‌ ​​‌​‌​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

Здесь весьма ясно проступает циклическая символика: одно правление уступает место другому, один цикл (период, кальпа) — следующему. Индусы определяют современный цикл как «Белый Боров».

В древнехеттских текстах вепрь, (кабан или свинья тростников) упоминается как одного из «животных бога» (siunas huitar).

В гомеровском и древнегерманском эпосе имеется описание боевого знака — «головы Вепря» на шлеме воина; этот знак известен также по микенским, римским, древнегерманским археологическим памятникам. У германцев сохранялось предание о происхождении племени от двух братьев. одного из которых звали Вепрь (Ibor, ср. др.-исл. io:furr, «вепрь», «князь», «бог»).

Античность. В гомеровском эпосе встречается мотив превращения бога (старца) в Вепря. Когда Менелай хотел узнать у Протея причины .по которым не может вернутся домой, ему пришлолсь изловить Протея.  Старец Протей превращался в льва, змея, пантеру,вепря, воду и дерево. 

Старец Протей на сосуде в форме вепря.

В Микенах воины носили шлемы покрытые плотно примкнутыми друг к другу кабаньими клыками.

Посвящен Аресу (Марсу), кабан убивший Адониса или сам Арес. Атрибут Деметры, Аталанты.

Убийство Калидонского вепря было убийством Зимы и пришествием солярной силы Весны.

Эриманфский вепрь был пойман в сеть Гераклом.Когда Эврисфей — царь, которому служил Геракл, — увидел огромного кабана, он от страха спрятался в кувшин

В гомеровском эпосе имеется описание боевого знака — «головы вепря» на шлеме воина; этот знак известен также по микенским, римским, древнегерманским археологическим памятникам. В гомеровском эпосе встречается мотив превращения бога (старца) в вепря. Вепрь в загоне, окруженный охотниками, — Мелеагр.

 

 

Священное животное в Вавилоне и других семитских культурах. Может быть посланником богов. Крылатый вепрь убил Таммуза. Что вобщем то перекликается с смертью Адониса от клыков кабана.

Символизирует борьбу и разрушение; суровую зиму  Во время осеннего солнцестояния кабан вспарывает живот Адонису, и тот спускается в подземное царство (скрывается за горизонтом)возможно из-за связи с кабана с Солнцем . в мифах фигурирует Аполлон, как вепрь убивший Адониса, или Арес.)

Бог растительности и зерна, символ оплодотворяющего Солнца Аттис, так же по одной из версий был убит вепрем. Версия Павсания (VII 17, 9-12) гласит, что Аттис был сыном фригийца Калая и родился неспособным к деторождению. Когда он вырос и переселился в Лидию, то стал славен благодаря совершению таинств Великой Матери. Зевс позавидовал этой славе и наслал на Аттиса вепря, который и убил его.

. .У кельтов, почитавших вепря как священное животное, существовал миф о валлийском царе, превращённом богами за грехи в вепря. Мотив превращения людей в вепрей или свиней за их грехи и проступки известен также в греческой, хеттской и других мифологиях.

Дикий кабан, он же вепрь — зверь очень серьезный.Вепрь склонный к нападению зверь, упрямо пробирающийся сквозь заросли.

Охота на вепря — смертельно опасная игра, поскольку дикий кабан отличается чудовищной силой, звериной яростью, поразительной живучестью и всегда сражается до конца. Эти качества лесного бойца во все времена вызывали у человека смешанное чувство страха и восхищения, и только бесстрашные герои могли позволить себе вступить в единоборство с диким вепрем, олицетворявшем у древних свирепую ярость, разрушительную силу, наглую агрессию и отчаянную отвагу.

К этой общей символике можно добавить и частную: в Японии белый вепрь являлся эмблемой ЛУНЫ, в Иране -в Зендавесте «сияющий вепрь» -знаком солнца, а у древних кельтов матерый кабан символизировал духовную власть жрецов-друидов. В древнем Иране кабан нес другую символику, там он ассоциировался с солнцем и принимали его в пищу, обычные люди, только во время равноденствий и солнцестояний иначе считалось солнце могло наказать убивших своё божественное любимое животное, понятно, что жрецы и правители могли его вкушать в любое время.

Черный кабан в центре колеса сансары представляет собой невежество и страсть. Иногда кабана называют свиньёй, рассматривая негативную составляющую его символики и таким образом вепрь предстаёт как символ всего, что является благородным, а свинья — всего низменного. Дикая свинья символизирует несдержанную распущенность и жестокость/зверство

Дикий свирепый вепрь — спутник многих грозных богов войны и власти: греческого Ареса, римского Марса, гepманскoгo Водана, скандинавского Одина, японского Хатимана.

Северная традиция Каменные (Эфиньё) и бронзовые (Нёви-ан-Сюлья, Франция) фигурки вепря свидетельствуют о большом значении этого символа в эпоху раннего палеолита в Западной Европе. В кельтских и галльских легендах всегда воплощает выдающиеся позитивные качества.

Священное животное как символ воинской мужественности и силы.

Обладает сверхъестественными (пророческими и магическими) способностями.

Помогает на войне, защищая воина: изображения вепря украшали шлемы и щиты.

Символ гостеприимства.

Его связывают с собаками, магическими силами. дубом, колесом, вороном, человеческой головой.

Посвящен Дергу. Священный огонь назывался «вепрь лесов».

Голова кабана символизирует здоровье и хранит от опасности; дает силу жизни, содержащуюся в голове; может принести изобилие и удачу в будущем году.

Кабан с медведем — духовная и светская власть этого мира.

Друиды называли себя вепрями. Кабаньим мясом наделялись мертвые на дорогу в потусторонний мир для поддержания сил.

Часто использование его названия при образовании имен собственных и топонимов. Обозначает «находящегося во всеоружии отчаянного и мужественного воителя, который в битве рыцарски противостоит врагу и не склонен отступать никоим образом». (Бёклер, 1688).

 У германцев, скандинавов и тевтонцев — плодородие и урожай, является животным бури, связан с похоронами.

У германцев сохранялось предание о происхождении племени от двух братьев, одного из которых звали Вепрь (Ibor, ср. др.-исл. iotfurr, «вепрь», «князь», «бог»).

Посвящен Водану (Одину), Фрею и Фрейе, которые скакали на кабанах. Золотые щетины кабана Фрейи, Гуллинбурсти(н) («золотая щетинка»), — это лучи солнца.

Вепрь — обычный мотив галльских боевых штандартов (рельефы триумфальной арки в Оранже, Франция) и монет.

Известно множество примеров вотивных бронзовых или рельефных изображений кабана.

При этом животное не соотносится с «кастой» воинов, будучи символом противостоящей ей священнической касты. Подобно друиду, вепрь тесно связан с лесом, питаясь желудями. В тоже время дикая свинья в символическом окружении девяти поросят подрывает корни/роется в корнях (rooted in the ground at the foot of the apple) дерева бессмертия — яблони. Стада кельтов паслись свободно, поэтому домашняя и дикая свинья практически не отличались, потому свинина была жертвенной едой на празднике Самайн (1 ноября), при том, что богу Лугу был посвящён кабан.Киан — отец Луга, Сиан, спасаясь от преследователей превратился в «druidic pig»; однако, умер он в своём человеческом обличье.

Ряд легенд рассказывает о пирах в ином мире, где подаётся мясо волшебного кабане, который не терпит убыли, сколько бы его не готовили.

В галло-римской надписи из Langres (Франция) Меркурий именуется Moccus — «свинья».

Twrch Trwyth (ирланд. triath — «король») — вепрь, с которым сражался король Артур, символизирует власть духовенства, противостоящую власти короля во времена духовного упадка.

В ирландской литературе, в том числе и испытавшей влияния христианства, вепрь выступает символом добра. В этом кельтский мир резко отличается от остального христианского мира, для которого вепрь — олицетворение Дьявола. Это значение возводится либо к жадности и ненасытности свиней (соотносимой с бурей страстей), либо к опустошениям посевов, садов и виноградников от их безрассудных набегов. В гравюре Дюрера, изображающей сцену Рождества Христова, вола и осла заменяют лев и кабан (боров). (symbolarium.ru)

В древнегерманском эпосе имеется описание боевого знака — «головы вепря» на шлеме воина; известен такой знак и по древнегерманским археологическим памятникам. Шлемы и маски кабанов передавали воинов под защиту Фрея и Фрейи. Ратники часто носят шлемы в форме кабаньей головы.

Славяне В мифологии балтийских славян огромный белый вепрь, сверкая клыками, показывается из вод моря всякий раз, когда беда грозит священному городу Ретра.Счтается звере Ярилы.

Сибирь Храбрость, упорство, завоевание, воинские доблести.

Китай Богатства лесов, разврат и насилие, чувственность, изобилие и довольство.

В центре Колеса Сансары — символ невежества, лени и обжорства.

Белый кабан считается лунным. Жу.

Двенадцатый знак зодиака,«Годы, протекающие под его знаком, благоприятны для деловой активности и промышленности, прекрасно подходят для мирного разрешения споров, благотворительной и общественно-полезной деятельности, но также и для разного рода излишеств».Символ свиньи в Китае — север,осень,вода, и изобилие и процветание, но в тоже время лень и обжорство.Это из за придания про Чжу Бацзе — получеловека-полусвиньи. когда он был человеком то был ленив и жаден, выпивоха и гуляка, и вот он захотел жить вечно, а почему бы и нет?!И заслужил в стране мертвых благородное имя Чжу Люцзе (Свинья Шесть Заповедей). Но ему скоро надоела спокойная аскетическая жизнь без праздников и веселья, которая бы длилась вечно и он и там начал пить есть и веселится.Бессмертные, за пьяный дебош выгнали Чжу обратно на землю, превратив его в свинью.

Япония Дикая свинья (Иношиши) Белый вепрь символизирует Луну, а также, завоевание и все военные доблести. Символ храбрости (смелости), в память о трехстах свиньях, спасших императорский трон от захвата узурпатором До-кьо. Кабан охраняет вход в храмы, посвященные Ваке-но-кийомаро. Охота на кабанов предстает как занятие богов в японской мифологии. Дикая свинья или боров, Inonshishi, последнее из животных двенадцати земных ветвей. Символизирует храбрость и безрассудство. Верховое животное божества (ками) войны. Небольшие статуи кабанов стоят близ синтоистских святынь, посвященных Wake no Kiyomaro (Wakenokiyomaro). Собственно военный бог Хатиман (Usa-hachiman), иногда изображается верхом на кабане.

Южная Америка Мотив превращения людей в вепрей (свиней) за их грехи и проступки известен также в греческой, хеттской и других мифологиях. Типологически сходное мифологическое повествование о происхождении диких свиней, считавшихся наиболее опасными животными, известно у группы индейских племен Южной Америки: в одних мифах в диких свиней превращаются жители селения, обидевшие сына (или воспитанника) бога или культурного героя Тупана у племени тенетахара, Карусакаибе у мундуруку, Ооимбре у каяпо, в других — мужчины, не приносящие своим женам добычи после рыбной ловли или мешающие им добывать рыбу с помощью выдр.

.

Индуизм Третья аватара Вишну — Варахи, или Праджапати, в образе вепря спасает землю от вод хаоса и впервые обрабатывает землю. В облике вепря (Varaha) Вишну поднял землю над водами, восстановив исходный порядок. Он вновь принимает форму вепря, когда ищет корень огненного лингама Шивы (Брахма в это время ищет его вершину в облике гуся-hamsa). Таким образом Земля может быть отмечена как атрибут варахи-аватары Вишну, находящаяся под его покровительством.

Олицетворяет Ваджраврахи — богиню рассвета и Царицу Небес, источник жизни и плодородия. «Алмазное рыло» — атрибут Важдраварахи (Vajra varahi; Dordje Phagmo) в иконографии ваджраяны, олицетворяющей женский аспект Пробуждения. Она часто представляется окрашенной в красный цвет и с небольшой кабаньей головой возникающей из/из-за её правого уха. Это божество связано с циклом Хеваджры, чьим со-адъютатором она может быть, а также с тем, что принадлежит Самваре, и может быть уподоблена реализации эмпатии,сострадания и тонкому центральному каналу (сушумма), в который собираются респирации чтобы освободить Радость

В индоиранской мифологии распространён сюжет о поражении героем (Тритой, Траэтаоной) демона в образе кабана.

Другие боги сами принимали облик Дикого кабана: египетский Сет, галльский бог — покровитель охоты Моккус, индуистский Вишну и др.

По-видимому, боги справедливо считали образ вепря идеальным для боя и обращались к нему перед жестокой схваткой с вpaгoм. Сет в его тифоническом аспекте, когда тот проглатывает глаз Бога Дня.,по другой версии перевоплотившись в черного вепря,  выбил ему глаз своим длинным острым клыком, а Вишну в образе вепря Вараха поднял на клыки землю, заполоненную демонами.

В мифологии прославляются подвиги отважных героев, сумевших одержать победу в схватке с диким вепрем. Геракл по заданию царя Эврисфея выступил против гигантского кабана, обитавшего на Эриманфской горе и наводившего ужас на окрестности города Псофиса (5-й подвиг Геракла). Прекрасно зная повадки свирепого зверя, Геракл загнал его в глубокий cнeг. Страшный кабан лишился возможности маневра и вскоре окончательно увяз в cнeгy. Герой связал кабана и живым доставил его в Микены. Вид чудовищного вепря был так ужасен, что царь Эврисфей в страхе спрятался в большой бронзовый сосуд.

 В христианстве кабан стал символом тирании и беззакония, а свинья — грязным воплощением похоти. Презрение к последней звучит даже в словах самoгo Христа, не советовавшего «метать бисер перед свиньями», так как грубая и невежественная хавронья не способна оценить ни физическую, ни нравственную красоту.

В иудаизме и исламе существует строжайшее табу на употребление в пищу свинины, а мусульманам категорически запрещено даже касаться нечистоrо животнoro.

Иудаизм Кабан — враг Израиля, разрушающий лозу.

В буддизме свинья — один из главных виновников человеческих страданий, олицетворение невежества и алчности, приковывающее человека к вечно вращающемуся дурному колесу сансары.

Христианство В основном необузданная дикость и властность бесовских сил, разрушение, жестокость, свирепый гнев, зло, жестоких князей и правителей, плотские грехи. Евангельский рассказ о бесах, изгнанных из бесноватого в стадо свиней (Мф 8, 28-33; 2-16; Лк 8, 27-33).

Положительное понимание присутствует в ситуациях, когда кроткий отшельник в лесу предоставляет ему защиту от охотников.

Атрибут Свв. Колумбана и Эмилиана.

В германской иконографии вепрь присутствует среди символов Христовых, по ошибочной этимологии герм. Eber (вепрь) ← др.евр. Ибри — якобы родоначальника евреев (ибрим). Одно из четырех животных, символизирующих похоть.

В изобразительном искусстве Peнecсанса кабан или свинья, выражавшие символику похоти и разврата, являются атрибутами персонифицированного Распутства. Аллегорическая фигура Целомудрия с презрением попирает вепря ноrами.Кабан, лежащий на земле с ножом в горле. Он приносит пользу когда мертв. «Символ мирского и алчного человека, который полезен миру лишь тогда, когда умирает и оставляет свои сбережения на разграбление, а добро, нажитое нечестным путем,- на проматывание расточительным наследникам, которые на то, чтобы его растратить вкладывают столько же сил, сколько он потратил, чтобы его накопить».

Символика вепря (как и большинства животных) противоречива, но с преобладанием позитивного значения. Как враждебная сила, вепрь превосходит дракона или первобытное чудовище, но уступает льву. Основные значения: солярный символ мужской принцип, боевая мощь, неустрашимая воинственность; как лунный символ (белый кабан) женский принцип воды (так как обитает в болотах). плодородие; безнравственность, похоть, обжорство; безрассудное стремления к самоубийству. 

В западноевропейской геральдике эмблема вепря знаменовала воинскую доблесть, свирепую ярость и беззаветную отвагу. Белый вепрь был изображен в гербе мрачного шекспировского злодея, исторического Ричарда III. В своей последней битве при Босворте (1485) Ричард Глостерский сражался словно разъяренный вепрь, сошедший с его герба. Окруженный врагами со всех сторон, Ричард, подобно дикому кабану, обложенному сворой охотничьих собак, мужественно отбивался до тех пор, пока не скончался на месте от множества полученных ранений.

Другим ярким представителем eвpoпейского рыцарства, чей герб был отмечен эмблемой вепря, является нидерландский дворянин Гийом де Ла Марк по прозвищу Арденнский Вепрь (1446-1485). Всю свою жизнь он провел в яростной борьбе за епископский престол в Льеже, некогда принадлежавший его предкам. Потерпев на этом поприще ряд неудач, де Ла Марк обосновался в Арденнском лесу. Своими разбойничьими набегами Арденнский Вепрь долгое время наводил ужас на окрестности. В 1482 году, при очередной попытке овладеть Льежем, он был разбит войсками гepманскoгo императора Максимилиана и бежал вглубь Нидерландов. В 1485 году рыцарь-разбойник де Ла Марк был схвачен и по приказу императора казнен.

В российской геральдике эмблема Kaбана использовалась редко и только в качестве «говорящей» (например, в гербе города Рьтьска, где на желтом поле изображена черная кабанья голова).

В военном деле «свиньей» русские называли излюбленный тевтонскими и ливонскими рыцарями способ боевого построения в виде клина. Узкий передний ряд этого клина, состоявший из нeскольких тяжеловооруженных рыцарей, напоминал русским ратникам тупой пятачок свиньи, а последующие расширяющиеся ряды — ее наглое рыло. Натиск немецкой железной «свиньи» был страшен: разорвав войско противника пополам, крестоносцы затем добивали его по частям. Обычно такая тактика неизменно приносила немцам успех, но замечательный русский полководец Александр Невский, хорошо с ней знакомый, сумел поймать немецкую «свинью» в смертельный капкан на льду Чудского озера (1242). (myfhology.info)

Боги в образе вепря,кабана: 2 комментария

Добавьте свой

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: