Полнолуние сентября

snakefisher06

В самом начале осени северные славяне праздновали Змейник осенний.Почему пишу об этом только сейчас,да потому что в нашем климате змеи уходят на зимовку намного позже,намного ближе к полнолунию октября, хотя все от предстоящей зимы зависит,как рано наступит,будет ли долгой,будет ли холодной,мудрые змеи знают лучше синоптиков.
Многие источники (И.П. Сахаров и другие) упоминали, что наши предки верили: в этот день все змеи, ящерицы, прочие пресмыкающиеся уползают под землю. Случается великое переселение «гадов» в какое-то одно место, под землю, где и скрываются всю зиму, пока не пробудит их первая майская гроза, после чего они вновь появляются на поверхности земли.
Какие обряды были в день осеннего  Змейника?
Прежде всего, принимали предосторожности – запирали ворота, двери и окна, чтобы змеи, массово перебирающиеся в места зимовки, ненароком не вползли во двор или в дом.
Считалось, что с осеннего Змейника змеи теряют способность кусаться, перестают быть опасными для человека, ведь если нарушит какая гадина этот запрет, то и не пустят ее на зимовку, предстоит ей ползать по земле вплоть до морозов,змея, укусившая человека без Божьего на то позволения, не может уйти под землю вместе со своими сородичами и будет вынуждена одна мёрзнуть всю зиму
Интересно, что по христианскому календарю 14 сентября совпадало с праздником Воздвижения Креста, и народ, сохранивший старую веру, трактовал название дня по-своему, памятуя о том, что  на Змейник приходилась эта дата. «Воздвигать» звучит почти как «двигаться». Вот и объясняли это тем, что змеи «сдвигаются» в одно место, уходят под землю. «Сдвиження» называли этот день в народе.По народным приметам, ещё за два дня до Змейника, 12 вересеня/сентября, змеи перебираются из полей в леса В народе говорили: «Воздвиженье тепло сдвигает, а холод надвигает», «Воздвиженье осень зиме навстречу двигает», «На Воздвиженье птица в отлёт двинулась», «Двинулись над Русью птиц вереницы», «На Воздвиженье змеи сползаются в кучи, по оврагам, и прячутся — уходят под землю», «Около Воздвиженья змеи цепенеют, уходят под землю перед зимней спячкой», «На Воздвиженье ни змей, ни гад по земле сырой не движется», «На Воздвиженье медведь в берлогу уходит». По народным поверьям, в этот день змеи празднуют свадьбу своего Покровителя — «Змеиного Царя», поэтому в этот день запрещается ходить в лес.
Также запрещалось в день Змейника ходить в лес потому что  считалось, согласно приметам, собранным В.И. Далем, что ползучие гады могут утащить незадачливого путника с собой в то место, где они зимуют.
Так же в народе верили, что в этот день Лешие бегают по лесам, а потом «проваливаются сквозь землю», где спят до будущей весны. О сию же пору в деревнях совершался обережный обряд «похорон мух, блох и тараканов», дошедший до наших дней в форме весёлой скоморошины. Из репы или брюквы вырезали маленькие «гробики», в них помещали пойманных насекомых и «хоронили» в огороде. Обряд совершали только девушки. Они притворно причитали, изображая горе: «Ой, таракан наш помер! Ой-ой-ой, наш таракашенька!..» Во многих местностях тараканов и мух подвешивали в «гробиках» к ветке дерева (воздушное погребеие))повторяя таким образом один из древнейших способов захоронения покойников.

Много было сказок про змей! .

змейник осенний, какие обряды

А где же это загадочное место, где скрываются змеи и куда может попасть нарушивший запрет ходить в лес в день Осеннего Змейника?

Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно понять, как же воспринимали этих существ славяне, почему они относились к ним со страхом, смешанным с уважением.

В соответствии с мифами славян, змея – «пособник» одного из самых могущественных, мудрых и загадочных богов нашего пантеона – Велеса. Он способен странствовать между тремя мирами Нави, Яви и Прави, прозревать грядущее, прошлое и настоящее, управлять событиями во всех  сферах. Велес также связывается со стихией воды, в частности подземными водами А змеи – это не только его верные спутники и помощники, но и одно из его излюбленных обличий.

До сих пор сохранились сказки, песни, в которых говорится о многоголовых летучих змеях, летающих на перепончатых крыльях по небу, испепеляющих своим огненным дыханием всю округу, похищающих людей.Такие змеи также могли стеречь сокровища и богатства, потому что бог Велес также связывался с земным благополучием и изобилием.

Многие исследователи-этнографы, например, Е. Левкиевская, И. Сахаров, приводят немало быличек , которые  были посвящены «огненным змеям» или «маньякам», навещавших вдов или надолго разлученных со своими супругами женщин.

.

змейник осенний, какие обряды

Отсюда и другая ипостась змей – не только летучих, но и ползучих – для наших предков они были олицетворением людей умерших, да не всяких, а тех, кто ушел «до срока».

Славяне крайне большое значение придавали и тому, как умер тот или иной человек. Смерть от естественных причин – старости или болезни – считалась «правильной». Тот, кто так умер, не мог причинить вреда живущим, и становился духом-покровителем, «чуром».

А те, кто трагически погиб во цвете лет, не «изжив» своего века, а тем более, покончил жизнь самоубийством, был убит или проклят, делались вредоносными духами. Ведь их даже не пускали в Навь, им приходилось находиться у границы ее с Ха. А души их принимали облик «навий» — злых духов, гадюк, стерегущих эту границу. Это отношение к змеям и определяло то, какие обряды проводили в этот день. Очищающие костры, зажигаемые в этот день, призваны были отгонять злых духов и привлекать духов Предков.

Летучий огненный змей, соблазняющий женщин, нарушивших запрет чересчур кручиниться и тосковать по умершему или уехавшему мужу, а также девиц, не сохранивших невинность до брака, и, в конце концов, убивающий их, тоже был разновидностью «навьи».

Подтверждение этому находится в Сахаров отмечает, что люди связывали с огненными змеями падающие звезды, называя их «маньяками». «Со страхом уверяли, что это блуждают проклятые люди, что они слоняются с места на место до тех пор, пока не будут прощены…» — пишет он в «Сказаниях русского народа».

 

Но были и иные змеи, «чистые» и «праведные», помогающие Богу Мудрости и Тайного Знания в его делах. Про них ходили совершенно иные приметы, им посвящали обряды и ритуалы.
Вообще же, образ змея – один из самых сложных и неоднозначных в нашей мифологии. А. Гура в своем труде «Символика животных в славянской народной традиции» отмечает мотивы оборотничества, возможности превращения людей в змей и наоборот, упомянутых в народных поверьях. Так, у южных славян повсеместно ходили легенды о способности гадюк превращаться в девушек. Тот же автор указывает и на известный факт, что змеи, подобно своему покровителю Велесу, могли перемещаться между тремя мирами, а также влиять на события Яви, например, на смену погоды. Кстати говоря, такое же свойство имели и души предков.

Так как змея всегда связывалась со стихией воды, то она могла вызывать и останавливать дождь и град. В.И. Даль указывает такое поверье: если убить змею и подвесить ее на березу, то начнется дождь. Однако она же может иссушать растения и травы, так как отчасти наделялась «огненными» свойствами. Много где был распространен обычай держать «домовую змею», которую подкармливали молоком. Она связывалась с умершими предками – если не напрямую считалась воплощением души кого-то из них, то была посредником для связи с ними. У болгар даже считалось, что увиденная близ чей-то могилы змея является душой похороненного в ней человека.

 

змейник осенний, какие обряды

Были приметы и сказки о «царе змей». Считалось кое-где, что 14 сентября, в Змейник, происходит коронование нового царя или царицы. В представлении славян, такой повелитель змей увенчан золотым венцом с драгоценностями. Ему подчиняются все остальные змеи, он наделен особой силой, живет в скалах или на болоте, а то и под особым камнем. Часто этот повелитель сближался с самим Велесом. Считалось, что в особые дни, как, например, осенний Змеевик, царь змей собирает своих «подданных», раздает им приказания, спрашивает их, как они лето провели.

Ходили и легенды об «особых» змеях, многоголовых, крылатых, необычайно больших. Считалось, что происходят они от обычных змей или от других похожих животных. Чаще всего верили, что какой-то срок змея должна провести совсем в глуши, где не слышно ни голоса человечьего, ни звона колокольного, прежде чем стать чудовищем. Срок мог быть и семь, и все сорок лет. Змеям также свойственна особая живучесть – по легендам, даже разрубленная напополам гадюка может срастись, либо ей на помощь придут другие змеи.

змейник осенний, какие обряды

На покровительские, охранные функции змеи указывают и суеверия: «Змея со двора – быть беде, а во двор – к радости». В Архангельской губернии верили, что змея в селе или в крестьянском дворе – это «дворовой», воплощение духа-хранителя дома. Такую змею нельзя убивать, иначе начнется череда несчастий. С. Зечевич, исследователь поверий южных славян, связывал культ домовых змей с культом умерших предков. Он также отмечает, что домовые змеи часто белого цвета, в славянской символике считающегося цветом Нави, иного мира. Многие считали ее вообще невидимой, открывающей свой истинный облик лишь тем, кому суждено умереть.

В целом, змеи также считаются хранителями кладов, сокровищ подземных, что отражено и у П. Бажова, в его сказах, которые он написал на основе устных «быличек» уральских рабочих. Даже богатства могут принимать образы змей, а ловкий и знающий этот секрет человек, убив такую змею, мог увидеть, как она превращается в россыпи золота и драгоценных камней. Летучие, крылатые змеи также могут указывать на клады. Змея, однако, может и по другому помочь человеку. Так, змея может указать на место произрастания «живой воды», или чудесной «разрыв-травы», способной открывать все замки и запоры. Поморы верили, что змея держит такую траву во рту. Если змею съесть, то, согласно собранным А. Афанасьевым сказкам, можно научиться понимать язык трав и зверей, стать знахарем и Ведающим, ведь сила Велеса, повелителя Магов, передается таким образом человеку. Сила змеиная передается и рожденному от связи человека и змея; опять же, летающие, огненные змеи здесь имеют двоякое толкование. Если это «маньяки», порождения Хаоса, души нечестивцев, то потомство от такой связи или недолговечно, или вовсе не рождается. Но если огнедышащий змей – сам Велес, то тогда на свет может появиться и настоящий богатырь, как Волх Всеславович, рожденный от змея и княжны Марфы Всеславьевны, зачавшей сына, наступив на змею. Сам он и побеждает змея.

Итак, день Змеевик – это не только «проводы» змей до будущего лета, но и тот день, когда почитали посланцев Велеса, проводников между миром Яви и Нави, наделенных особой силой. Недаром в славянских мифах о Велесе есть и змеи, поддерживающие Навь, мир Предков, и битва со Змеем Горынычем.

Вот какие обряды проводили в этот день — Прежде всего, это приманивание этих существ блюдечком молока, оставленного перед дверью,затем костры, чтобы отогнать злых духов, сжигание листьев. Выставление молока для привлечения добрых змей, потворниц Великого Велеса!

Недаром так много украшений с образом змеи, не только у древних славян, но и в настоящее время. Мы интуитивно чувствуем связь этого странного существа с другими мирами!

А какие обряды будете проводить вы?

Добра и счастья, Иванова Ирина, главный редактор издательства «Северная сказка»

Полнолуние сентября: Один комментарий

Добавьте свой

  1. Уведомление: Велес — ЛУННЫЙ ДОМ

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: