«Запекание углов»-полнолуние октября

В 14 день октября, в день полнолуния проводят интересній ритуал «Запекания углов»

Праздник «Запекание углов» уходит своими корнями в историю славянского рода. По убеждению древних славян именно 14 октября встречались осень и зима. По преданию в этот день ложился спать домовой. Хорошие хозяйки обязательно угощали хозяина своего дома сладкими маленькими блинчиками, раскладывая их в углах дома. Считалось, что если действия хозяйки осуществляются от чистого сердца, то домовой будет всю зиму спокойным и не станет доставлять неприятностей хозяевам.

Я больше привыкла проводить ритуалы посвященные домовому с 10 лунного дня и дата 14 октября по официальному календарю взята исключительно на просторах инета.А когда проводить его вам, решайте исходя из личных                 наработанных предпочтений.

* В этот день проводим ритуал «Запекания углов». Просим нашего Домового хранить тепло дома зимой, беречь уют и лад . Для этого печем «блинцы» (вsсокие блины небольшого размера), и первый блин делим на 4 части, разносим по углам квартиры (дома), выходящим на внешнюю сторону, как подношение, чтобы дух дома был сыт и спокоен.

Для своих домашних готовим куриную лапшу.Еще одна примета сохранения тепла в доме связана со сжиганием яблоневых веток в печи в этот день.
— * В день Покрова совершается ряд охранительных действий. Раньше молодые женщины сжигали в овине свои старые соломенные постели, таким образом молодухи старались уберечь себя от «призора недоброго глаза». Для предохранения от зимней простуды маленьких детей обливали на пороге дома водою сквозь решето. Бабушки сжигали изношенные за лето лапти, считая, что исполнив это, они «прибавят себе ходу на зиму». Сегодня, конечно, нет соломенных постелей и нет овинов. В Покров День достаточно зажечь.. свечу с пожеланиями к Божеству-покровителю ,можно если есть возможность разжечь костер сжечь  какую-то личную старую (отжившую) вещь, вложив мысленно в неё то, от чего хотим избавиться: от болезней и неприятностей, суроков и призоров, да мало ли… у кого что.
— * Ложась спать в этот день, девушки, желающие выйти поскорее замуж, обращаются к Покрову: «Мать-Покров, покрой землю снежком, меня, молоду, платком», или «Бел снег землю покрывает, не меня ли, молоду, замуж снаряжает» (7,с.20). «Батюшка Покров, мою голову покрой!» или «Матушка Пятница Параскевия, покрой меня поскорее!» (3, с.128). «Покров-покровище, покрой верховище» (2,с.128). «Покров-богородица! Покрой меня, девушку, пеленой своей нетленной — идти на чужую сторону» (9,с.60-74).»Покрова -покровушка,покрой мою головушку..»
— * Парни, если созрели, то это самое время сделать девушке предложение руки и сердца. Ваш брак будет под покровом Сварога.

Покров (Зазимье, Покрова Матiнки-Землi (укр.), Покрова (укр.). В народной традиции в Покров отмечается встреча Осени с Зимой и корнями этот праздник уходит очень глубоко. Само название народные верования связывают с первым инеем, и первым снегом, который «покрывает» землю, указывая на близость зимних холодов. Это ещё не зима, это только её первое послание.
«На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается». Народные загадки называют снег — скатертью: «У нас на молоду (при начале зимы) скатерть бела весь мир застлала (или: одела)»; «матушкина столечника не скатаешь». Согласно с представлением, что зима есть смерть природы, покров этот иногда называется саваном: «ни хилела, ни болела, а саван надела» (земля и снег). Примерно с этих дней начинали топить в избах.
Образом Покрова в разных местностях Руси являются как мужские, так и женские олицетворения. Д.Дудко отмечает, что в Покров «видимо, отмечался праздник Лады» . В этот день девушки обращаются к Богине Ладе и просят её о замужестве. Н.И.Толстой в своем словаре отмечает: «Празднуют «Покривного батька», т.е. отца св. Покровы» (1, с.359). К мужскому началу Покрова обращаются с просьбой о содействии и хозяева домов: «На Русском Севере с Покрова крестьяне начинали готовить дома к зиме: «Чини избу до Покрова, а то не будет тепла», «Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а хозяина добром». А на Юге России и на Украине только с Покрова начинали топить избы, ср. укр.: «Покров! Натопи хату без дров». (2,с.127).

Вообще Покров считается девичьим праздником, одним из покровителей брачных союзов. С этого дня начинаются регулярные девичьи посиделки, «смотрины», «сговоры», и осенние свадьбы.

Брачные мотивы этого праздника, равно как и брачно-эротическая символика слова «покрывать» (покрывание как обозначение коитуса, а также покрывание головы, как метафору брака, свадьбы), нашли отражение и в любовной магии. Сексуальный характер термина «покрывать», отражается в постоянной игре на значениях слова Покров: “Девка не без жениха, горшок не без покрышки” (Даль, 1955, III, с. 247). Исходя из текста заговоров – обращений, Даль предполагает, что: «Покров – бог, которому молились незамужние девушки, дабы тот даровал им муженька, покрыв их голову убором замужней женщины. Его праздник назывался ПокровА».

Исследователь нашей старины П.Снегирев также приводит обращения как к мужскому, так и к женскому образу Покрова: «Как свадьбы осенью начинаются, по большей части, с Покрова: то он почитается покровителем брачных союзов».

От «покровских» дней, в преддверии церковного «Космы и Дамиана» (14 ноября), проводили смотрины невест. Если всё складывалось удачно, то говорили: «Подкузьмила девка парня!». Напомним, что церковных Козьму и Демьяна наш народ, в период двоеверия, наделил функциями Сварога – небесного кузнеца, покровителя брачных союзов: «И скуй ты нам свадебку, Крепко, крепко-накрепко». От Покрова начинались более близкие знакомства молодежи (в народной терминологии — «жениханье»), совместные игры и ухаживания. Среди главного угощения «кузьминок» — свадебные обрядовые блюда: куриная лапша и каша. Уж не оттуда ли пошли насмешливые выражения: «Лапшу на уши вешать», (то есть, выдумывая и рассказывая небылицы, расхваливать невесту), и «Заварить кашу» (а как известно, «кашей» назывался и свадебный пир. Девушки старались провести праздник Покрова весело, так как считалось, что «если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь». В этот день они не работали, одевались в нарядную одежду, собирались вместе, танцевали: «барыню», «восьмерку», «русскую», «кадриль», «польку» ; пели песни:
«Покров праздничек приходит, Что-то нам он приготовит?
С другом милым ли венчанье, С нелюбимым ли страданье?
Иль велит в девках остаться, Замуж больше не собираться… » (Балов А.В. 1901. С. 81 — 134).

Кроме танцев и песен устраивались игры. Так, в Иркутской губ. девушки бегали «нарятчикам» — «наряжались потехи ради, посещая в таком виде вечереньки». Устраивалось угощенье, часто вскладчину. На Покровскую вечерку к девушкам приходили парни, приносили конфеты, пряники, орехи. На подобных вечерках замечали, какой парень за какой девушкой ухаживает. Удачливой считалась та девушка, которая получала в праздник Покрова от парня какой-нибудь подарок, за исключением ножниц и иголки:
«Если миленький колечко Подарит в Покров любя,
Должно знать, мое сердечко, Полюбилась ему я». (Балов А.В. 1901. С. 81 — 134). Кстати, «выпадение снега на этот день считают счастливым предзнаменованием для обрученных»
А вот если девушка не выходила замуж около праздника Покрова, то говорили: «Не покрыл Покров, не покроет и Рождество».

С Покровом связываются и традиционные девичьи гадания о замужестве . Гадают в овине, «слушают» на перекрестках, считают колья (доски) в заборах и т.д. Старинных ритуалов, связанных с гаданиями, сейчас можно найти много.
Вопрос о «конкретной» дате Покрова не имеет смысла. Это не 1 Мая и не 8 Марта. Церковный праздник «покрова Богородицы» (14 октября), установленный Андреем Боголюбским вместе с церковью, в подмену Славянскому Покрову, никакого отношения к Славяно-Русской традиции не имеет. Одни «чудеса» с перекрашиванием омофора на иконах чего стоят. «В самом замысле праздника Покрова прослеживаются черты его связи с фольклором и народными языческими представлениями о благодетельном женском божестве и его чудесном покрове — плате» (8,с217)
Если однажды утром, выйдя во двор, вы увидите первый иней после заморозка или тихо падающий снег, просто восхититесь вечным вращением Коло Природы. К нам пришел Покров!
Пересвет
(Все даты указаны в современном стиле)

1.«Славянские древности», словарь, под ред. Н.И.Толстого, РАН, 1995, т3
2. «Энциклопедия языческих богов». А.А.Бычков 2000г
3. П.Снегирев. Русские простонародные праздники, Выпуск 4, 1839 г.
4. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. 1993 г.
5. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Часть 5, 1869 г.
6. Сахаров И.П. «Сказанiя Русскаго народа». СПб, 1885, том 1.
7. И. П. Калинский. Церковно-народный месяцеслов на Руси. 1877г
8. Из истории русско-византийской церковной борьбы XII в. Византийский временник. т. XXVI, М.,Ак.Наук, 1965 г
9. Е. С. Медведева. Древнерусская иконография Покрова. Диссертация. Архив Института археологии АН СССР, Р-2, № 1728., стр. 60—74

Автор: Пересвет Болтенков

«Запекание углов»-полнолуние октября: Один комментарий

Добавьте свой

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: