Банкова Е. Погребальные обычаи у болгар и гагаузов Молдовы: общее и особенное

Обычаи, обряды и верования, связанные с погребением, представляют собой наиболее устойчивую и консервативную область духовной культуры народа. В них отражены наиболее древние поверья и традиции, изучение которых позволяет проследить историю развития культуры народа, выявить исторические этнокультурные связи с соседними народами.

Все погребальные обычаи у болгар и гагаузов находятся в тесной зависимости от представлений о душе и смерти. И те и другие верили, что душа – это субстанция, тесно связанная с телом, которая, однако, может отделиться от него в трудно уловимой форме: в виде воздуха, огня, пара, часто – птицы. Поэтому сохранился обычай оставлять на могильных плитах еду для «птиц», под которыми подразумевались души умерших. Покинула душа тело – и оно остается безжизненным, но и отделенная от него, она обладает вполне реаль-ными человеческими свойствами, и по тому, как к ней относятся оставшиеся живые – заботятся о ней или нет, она определяет и свое отношение к ним – доброе или недоброе. Не имея возможности снова вернуться к живым, душа привлекает их к себе, и тогда она становится опасной. Исходя из этого строятся различные действия и обычаи, одни из которых явно имеют целью задобрить умершего яс-твами и напитками, одеждой, украшениями – так, как у него было при жизни, а другие – преградить ему путь к живым, отдалить его от дома.

У болгар и гагаузов, как, впрочем, у всех христиан, бытует представление, что душа в течение 40 дней после смерти находится рядом со своей могилой и может иногда появиться в доме и отнять чью-либо душу. Существовали различные запреты с целью воспрепятствовать недобрым намерениям души, например, при прохождении похоронной процессии закрывали двери и окна домов, чтобы душа не влетела внутрь. Оберегами от нее на похоронах служили некоторые виды растений, железные предметы, горящие свечи, ладан и др.

Представлениями о способности душ умерших вредить живым и влиять на благополучие семьи можно объяснить употребление зерна или муки на похоронах. По сей день в гагаузских и болгарских селах Молдовы принято выставлять в комнате с покойником сосуд с мукой или зерном, в который каждый пришедший на похороны втыкает зажженную свечу. Зерна или муку из сосуда после освящения в церкви использовали в течение года для выпечки хлеба или подсыпали в корм животным; верили, что это влияет на плодородие скота. (4)

Погребальные обычаи у болгар и гагаузов также зависят от представлений о смерти, при которых нет существенных различий между сном и смертью: смерть – это продолжительный, вечный сон; в некоторых случаях – отдых. В народных представлениях смерть приходит в виде скелета с косой, библейского существа (св. Архангела с мечом), также существуют понятия астрального характера: угасает звезда человека – он умирает, и это объясняется высшей волей Бога, реже – случайностью.

Как у многих других народов, у гагаузов и болгар была сильна вера в приметы, предсказывающие смерть. Люди были убеждены, что судьба каждого определена еще при рождении человека, но никто не знает, когда придет конец его жизни, поэтому раскрытие этой тайны искали в разных предсказаниях. Верили в сны; самым распространенным из них был сон о выпадении зуба, сравнительно реже считали, что одеваться в новую одежду, укрывать кого-нибудь белым покрывалом, строить новый дом во сне – к смерти. Много предсказаний было связано с поведением домашних и диких животных. Повсеместно считался предсказывающим или накликающим смерть вой собаки; если курица пропоет петухом, когда конь роет землю передней ногой и ржет. Также во всем Балкано-Дунайском ареале были убеждены, что ухание филина, крик совы означает приход в дом беды и смерти.

Большую группу предсказаний представляют таинственные, беспричинные случаи с неодушевленными предметами домашней обстановки: стук, скрип в доме, ситуации, когда сами лампы гаснут, останавливаются часы, открываются двери и др. Значительная часть толкований предсказаний основана на ассоциации с особенностями при погребении: покрывание белым покрывалом, одевание в новую одежду; вой собаки – громогласное оплакивание покойника, копание и ржание коня – копание могилы и оплакивание, в других случаях – строение нового дома олицетворяло гроб как вечное жилище, толкование криков ночных птиц связывалось с характерным для них обитанием в пустых, запущенных строениях.
Различали смерть по старости, болезни или по случайности. Если первый вид считался нормальным, то остальные рассматривались как наказание со стороны бога. (6) Особенно недоброжелательно от-носились к самоубийцам и утопленникам: считали, что после смерти они могут превратиться в вампиров (гаг. «хобур», болг. «вампир, вампирян»). Способность превращаться в вампиров приписывалась также колдунам и покойникам, через которых перескочила кошка, поэтому покойного не оставляли в доме одного ни на минуту, а кошку запирали где-нибудь, чтобы она не могла выйти. Страх перед вампирами был так велик, что, как вспоминают некоторые информаторы, гробы таких покойников выносили через окно, у гагаузов обвивали колючими ветками и хоронили за пределами кладбища.(5)
У болгар и гагаузов, как у многих других народов была распространена вера в легкую и трудную смерть. Трудная смерть расценивалась как расплата за грехи; легкая означала, что умерший вел праведную жизнь, впрочем, в одном болгарском селе автор услыхал, что смерть – это последнее испытание Богом человека в земной жизни, и чем труднее это испытание и чем достойнее его перенесет человек, тем лучше и легче ему будет в загробной жизни.

В большей или меньшей степени распространены обычаи, основанные на вере в дурное значение повторения. Так, чтобы не было зеркального отражения мертвого, покрывают зеркала белой или темной тканью или поворачивают их зеркальной стороной к стене, переворачивают вверх дном посуду, выливают из нее воду, т к. она считается мертвой и ее нельзя пить.(1)

По традиции покойного обмывали пожилые люди того же пола (детей обоего пола обмывали женщины, мужчин – старики) где-нибудь в укромном месте на двери, снятой с петель, либо на доске, которую располагали на корыте (болг., гаг. «текня»). В воду опускали ветки мяты (у болгар – ритуальное растение «босиляк» – базилик). Покойного причесывали, женщине заплетали волосы, мужчину обязательно брили. Этот обычай связан с поверьем о существовании потустороннего мира, являющегося копией земного, в который покойный должен входить чистым, а также о том, что он является пред Богом на судилище, где он также должен быть чистым, и считалось грешным не совершить это.

Место, где производилось омовение и куда выливалась вода, считалось «нечистым», и 40 дней нельзя было ступать туда (считали, что тот, кто коснется этой воды, непременно заболеет и никогда не вылечится, а также, что этой водой можно «делать черную магию» и поэтому ее чаще всего закапывали в землю, где обычно не ходили ни люди, ни животные и строго следили, чтобы никто не взял ни капли этой воды); кружку для слива воды, мыло, расческу и ритуальное растение закапывали в землю или клали в гроб вместе с покойником.

Очищению с помощью воды и огня подвергался каждый, кто участвовал в похоронах. По традиции после похорон в доме умершего организовывали поминальный стол и каждый, кто приходил на поминки, обязан был вымыть руки у ворот и вытереть их полотенцем. (4)

После омовения покойного одевали обычно во все новое. И гагаузы, и болгары прежде всего надевали на него белый саван – («ёлюмнюк без» гаг., «ризница», «садовиште» болг). с вырезом для головы, затем другую одежду. Верили, что в нем покойный является пред Богом на суд. «Ризница» не режется ножницами, вырез делают при помощи горящей свечи. До начала ХХ в. болгары сберегали подвенечный наряд для погребения, затем стали сохранять лишь отдельные части венчального костюма: считали, что супруги на том свете узнают друг друга по этой одежде.

Особо наряжали безвременно умерших незамужних девушек и неженатых парней: их одевали в свадебные наряды, назначались шаферы, девери и другие свадебные лица, оформлялось свадебное деревце. Погребальное шествие с этими особенностями походило на свадьбу, тем более что обычно родители умершей девушки раздавали приданое дочери ее подругам.

Обычай обязательного венчания безвременно умерших молодых людей возник на основе древних представлений о безусловной необходимости брака как в земной, так и в загробной жизни.(4)

Одев покойного и гагаузы, и болгары клали его в деревянный гроб (болг. «ковчег», «ракла», «сандэк»; гаг. «сандык», «табут», «кошчук»), предварительно постелив коврик и подушку, обычно наполненную ароматными ритуальными травами. В некоторых болгарских селах вспоминают, что слышали, что в старые времена умерших относили на кладбище, завернутыми в «чергу» – грубое домотканое покрывало, в нем его укладывали в могилу, а по бокам и сверху укладывали доски или каменные плиты.

И болгары, и гагаузы устанавливали у ног покойного тарелочку со свечой в его рост (гаг. «бой муму», болг. ”бойче”), уложенной спиралью. Свечу вкладывали также в руку умершего. В гроб непременно клали монету, гребень, мыло, иголку с ниткой, какое-нибудь орудие труда умершего; оформляли и устанавливали у изголовья рядом с крестом деревце или ветку (гаг. «дал”, болг. «клонче”), на которую вешали полотенце, полный комплект новой одежды покойного, яблоки, конфеты, зажженные свечи.
Перед выносом гроба со двора родственники, обычно женщины, оплакивали его, и так как считали, что похороны являются своего рода снаряжением в загробный мир – вместилище душ всех ушедших от нас, то обычно покойного просили передать что-либо умершим родственникам. Погребение обычно происходило в первой половине дня, до захода солнца. Во время движения похоронной процессии впереди несли крест, хоругвь, свечи и фонарь, который ранее стоял у изголовья покойного. Рядом с гробом – ритуальное деревце или ветка. Гагаузский этнограф С.С. Курогло объясняет употребление фонаря так: при помощи фонаря освещается дорога покойному. В этом обычае могли отразиться различные представления: с одной стороны, поскольку смерть и загробная жизнь представлялись древним людям как наступление мрака, огонь, а также свечи и фонарь, по их воззрениям, должны были освещать дорогу умершим в потустороннем мире. С другой стороны, употребление фонаря в похоронной процессии могло иметь и очистительную функцию; вспомним, что у средневековых татар очищению огнем на похоронах подвергалось все, что вступало в контакт с покойным, а древние иранцы при покойнике в доме разводили костер во дворе с очистительной целью.

Интересный обычай совершался на остановках похоронной процессии: перед выходом со двора, на перекрестках, около мостов, у входа на кладбище. Как только гроб опускали на табуреты, впереди него стелили холсты (гаг. ”без”) или полотенца, на которые клали калач со свечой. Подняв гроб, проносили его над упомянутыми предметами. В гагаузских селах существует несколько названий данного обычая: мостовой холст («кепрю бези”), дорожный холст («йол бези”), похоронный холст («елюмнюк без”). (4) Этот обычай не встречается в Болгарии и более распространен среди гагаузов, чем у болгар Молдовы (встречается только в некоторых селах со смешанным болгарским и молдавским населением), зато он широко бытует у молдаван и румын, чем подтверждается возможность заимствования его у молдаван. В основе этой традиции лежали древние представления о том, что пути в загробный мир ведут через мосты. Представление о переходе душ в загробный мир по мосту, перекинутому через реку, было распространено у многих народов мира.

В гагаузских и болгарских селах, расположенных рядом с молдавскими, а также в смешанных с молдаванами, совершается обряд пронесения над могилой милостыни в виде птицы (петуха или курицы), животных (обычно овцы), предметов домашнего обихода (ведро с вином, обвязанное полотенцем, кувшин и др.). В Болгарии такой обычай отсутствует, значит, его распространение среди болгар и гагаузов Молдовы можно объяснить влиянием молдавского населения. Раздача над могилой милостыни это отголосок древнего обычая приносить животных в жертву. Обычай дарить птиц у могилы умершего мог быть обусловлен также той ролью, которая отводилась им в верованиях о смерти и загробном мире. В Древней Греции и Риме, например, петух олицетворял божество царства мертвых; у многих народов он считался проводником душ на тот свет; ему приписывалась способность отгонять злых духов от усопшего.(4)

После раздачи милостыни совершались отпевание, запечатывание гроба и погребение. На могиле водружался деревянный крест. С кладбища все отправлялись в дом умершего на поминки.

Исследования погребальных обрядов болгар и гагаузов Молдовы показали, что в ХIХ — начале ХХ вв. они сохраняли многие древние элементы, в них преобладали общебалканские черты, которые отразились в содержании обрядов, различных представлений, в терминологии и т. д. Надо отметить значительное сходство в верованиях, обычаях, традициях и обрядах, связанных со смертью и погребением у болгар и гагаузов, живущих на территории Молдовы, что можно объяснить, во-первых, единой религией, во-вторых – длительным совместным проживанием как на своей прародине – в Болгарии, так и здесь, в Молдове. Заметны также сходства со славянскими, греческими и тюркскими традициями. Результатом тесных этнокультурных контактов в бессарабских условиях явилось заимствование болгарами и гагаузами ряда молдавских обрядов и обрядовых терминов.

Использованная литература:

1. Вакарелски Хр. Етнография на България. – София, 1974.- 797с.
2. Етнография на България. Т.Ш. Духовна култура. София, 1985.с.192-214.
3. Иванова Р. Единство на семейната обредност. В: Обреди и обреден фолклор.-София, 1981 с.29-51.
4. Курогло С.С. Семейная обрядность гагаузов в Х1Х – нача-леХХв. Кишинев, Штиинца, 1980.-138с.
5. Манов А.И. Потеклото на гагаузите и техните обичаи и нрави. Варна, 1938.
6. Мошков В.А. Гагаузы Бендерского уезда. Этнографическое обозрение. М. ,1902, №3.
7. Архив автора.

http://serin.su/publ/bankova_e_pogrebalnye_obychai_u_bolgar_i_gagauzov_moldovy_obshhee_i_osobennoe/1-1-0-60

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: