Хозяйки Мегалитов: Пещерная Мари

Сегодня возвращаемся на Пиренейский полуостров, в Страну Басков, народа чей язык не обнаружил связей ни с одним из других языков мира.

В Басконии известно около 800 дольменов и 500 курганов. Известно, что погребальные обычаи мегалитического периода появились в Стране Басков в позднем неолите, и весьма часто использовались в медном и раннем бронзовом веке. Что касается ряда курганов, то они использовались и в железном веке. Источник

9703981

Один из главных признаков мегалитической культуры – почитание женского божества, которое обладало таким могуществом, что вера в него не исчезла за тысячи лет. Отголоски её о сих пор остались в легендах и фольклорах, народов, проживающих на территории, где располагаются мегалитические памятники. В прошлый раз в посте о Старухе Кайлах, её связь с мегалитами была очевидна. Касательно сегодняшней героини все немного сложнее. О ней у нас известно очень мало (кроме пары статей, которые бродят по интернету в виде многочисленных репостов), всю информацию я собирала в основном из иностранных источников, но если с английским языком я справляюсь, то испанский я не знаю даже на уровне «моя твоя не понимать», как обычно мне и переводит «автопереводчик». Так что прошу прощения за сбивчивый и не много сумбурный рассказ.

Рисунок1.jpg
Изображение Мари

 

Знакомьтесь – Мари, дама Амбото, а также обладательница и других имен (их у неё много, как и у Кайлах), основное божество мифологии басков дохристианского периода.

Мари – божество могущественное, что бы не творилось в Стране Басков, во всем винят эту Даму. Погода испортилась – Мари виновата, ходит от одной горы к другой, шторм на море – Мари устроила свидание со своим мужем.

Все легенды о ней дошли до нас в постхристианском переложении.

Её сравнивают с греческой богиней земли Геей, то есть наделяют функциями матери-земли, царицей всего живого. Из-за чего часто путают Мари с древней богиней Амалур. Только Амалур (AmaLurr) – это мать-земля, тогда как Мари – это более всеобъемлющее божество. Но ведь это не значит, что Амалур не могла быть результатом расщепления образа древней Мари.

Антрополог Ануцы Арана говорит, что она больше схожа с верховным божеством эллинов Зевсом.

Имя Мари выводят из слова «Эмари» или «Амари» – «подарок». Видно так же основу «МР», которая связывает Мари с такими персонажами, как демоническая женщина Мора, греческая Мойра, португальская Моура.

Другая версия, связывает имя Мари с персонажем Майру (Майруак) – духа обитающего в пещерах, связанного с Ламиями (Ламияками), или Майди – души предков, не зря же в некоторых местах, Мари кличут Мадди.

Ну и, конечно же, есть версия, что Мари – это сокращенное имя Мария, как христианская Богоматерь, которая заменила собой древнюю богиню.

Близость имен Мэри и Мари помогло некогда язычникам приспособить культ древней богини под веру в Деву Марию. Наиболее почитаемой святой, кроме Святой Марии является Святая Марина, которой поклоняются женщины басков, прося защиты и помощи в рождении детей. Образ этой святой тоже связывают с Мари.

Её представляли в облике прекрасной женщины в красивых одеждах, чаще зеленого цвета, расчесывающей свои светлые волосы золотым гребнем. Иногда она могла принять образ горящего дерева, лошади тянущей облака, радуги, бури, огненного серпа, который передвигается от одной вершины к другой. И, конечно же, не обошел Мари стороной и демонизированный христианством облик страшного существа с козьими ногами и когтями хищной птицы.

Подобный персонаж существует и в арагонском фольклоре, где её зовут Мариуэна.

Обиталищем Мари обычно считаются горы – их вершины, отчего её нередко называют Пещерная Мари. Глубоко под землей в своих гротах, связанных между собой подземными ходами эта богиня принимает какой-нибудь зооморфный облик, а выходя на поверхность, вновь становится прекрасной женщиной. И от каждой горы, куда она селится, она получает свое особое имя. Например, самой известным жилищем Мари считается пещера Амбото, которую в народе называют «Пещера Мари», «Марирен Коба», «Мариуррика Кобея», а местную Мари прозвали Мари Амбото или Госпожа Амбото.


Вид на Амбото, парк Уркиола, Говорят, что в горизонтальной линии горы Амбото можно различить профиль Мари

 

Когда Мари сидит в пещере Амбото – горная вершина утопает в облаках. И люди знают, что хозяйка дома.

Первые письменные упоминания о «Даме Амбото» сделаны летописцем Карла V Эстебаном де Гарибаи Самальоа.

Фольклорист Русурроксион Мария де Аскуе связывает Мари Арркэку с легендой о принцессе Наварры, вдове дворянина 12 века, которая жила в Башне Мунчараз в долине Мериндад де Дуранго. После смерти мужа исчезла и его жена, и появилась, по слухам в пещере Амбото.

Еще одна легенда о Даме Амбото, гласит, что это девочка, которую бесплодная мать, пообещала дьяволу, если он поможет ей забеременеть.


Вход в Амбото, главную обитель Мари

 

Другие места, где она обитала – это пропасть Муруменди (Дама Мурумэнди), пещеры Гуруцегорри (Атаун), Айзкорри и Аралар. И еще известное место её обитание — пещеры вулкана Этна на Сицилии. И в каждом месте обитания ей приписывает свой собственный характер.

Есть средневековая легенда о Марии, которая столкнула своего брата в пропасть, чтобы стать единственной наследницей состояния, но потом она сошла с ума и стала духом гор.

Дама Муруменди имела семь братьев и стала ведьмой. А когда она шла, погода становилась теплой или наоборот ветряной.

В Элорриета (Бискайский залив), говорится, что сидит она в своей пещере и расчесывает волосы, местный пастух не мог приблизиться к ней. Но её пагубная власть не распространяется на безгрешных.

Попасть и в пещеру Мари, где она прядёт, намотав пряжу на рога барана, вполне возможно. Однако, случайно или по делу зашедший путник, удостоенный чести быть допущенным в пещеру, вряд ли выйдет оттуда на свет, если не соблюдает три основных правила:

— называть Мари  только на «ты», ибо в древнем языке басков не было формы «вы» и Мари её не понимает

— никогда не садиться, даже если предложат

— выходить из пещеры точно так же, как и зашёл – спиной вперёд.

Я не нашла ни одной легенды, в которой бы говорилось, что Мари построила мегалит или жила в нем, как это было с Кайлах. Мари для житья предпочитала горы и естественные пещеры. Оттого не совсем корректно относить её именно к хозяйкам мегалитов. Но если нет легенд о Мари и мегалитах, это не значит, что связи у них нет. И пусть она не была напрямую хозяйкой дольменов и кромлехов, но она была хозяйкой тех, кто их построил и обитал в них. То есть Мари – Хозяйка хозяев Мегалитов).

В начале рассказа я упоминала, что одна из версий происхождения имени Мари связывает её с Майру — Майруаками (в долине реки Бидасоа этого персонажа называют Интсицуак), согласно мифологии они были создателями кромлехов и дольменов в Стране Басков. Это мужской персонаж, а вот в Мендиве строительство дольменов приписывали женским духам Майди, которые связаны с формой имени Мари – Мадди. Об этих духах сказано, что кромлехи и дольмены – это их кладбища. То есть, в народном сознании они связаны с духами предков и миром мертвых.

Кромлехи в Пиренеях стали сооружать между 3500-2000 годов до н.э. В баскском языке эти кольца называются «арреспиль» или «барац». Переводятся такое название с языка басков, как «Сад»

В Ойярсуне кромлех обозначен, как Майрубаратц (Сад Майру), там есть пещера – Майдезула (она связана с Майди).


Кромлехи Эрренга близ Ойярсуна, так же известные, как «Сад Майру»  – одно из самых знаменитых творений Майру

 

Все Майру – строители мегалитов, все Майди – духи гор. Название Майру входило в название множества населенных пунктов.

Как и у Кайлах у Мари наблюдаются и иные функции, к примеру, антрополог Анутци Арана, считает, что этот персонаж имеет большое сходство с верховным богом вроде Зевса или Юпитера. И действительно для Мари характерна способность управлять погодой и вершить правосудие. Лжецов и воров она наказывает, если взял что-то чужое то Мари сделает так, что оно все равно не будет принадлежать тебе.

Мари умеет летать, как и все атмосферные боги. У неё есть золотая колесница, в которой она мчится по небу, окруженная пламенем.

Мари устраивает ураганы и штормы. Легенда Отксандио (Бискайский залив) гласит, что Мари родилась в Ласкао Жипузкоа, и была она злой сестрой католического священника. В других легендах священник её кузен Хуанито Чисто, а не брат, и был он великим охотником. Мари взяла как-то прялку за середину и стала вращать её, и породила ураган. В Бейзама говорят, что если Мари остается в своей пещере в День Всех святых, то града не будет.

С её умением вызывать ураганы связана еще одна легенда, будто есть у неё муж, которого зовут Мэджу или Сугаар, имеющий змеевидный облик. Супруги не живут вместе – Мари любит пещеры, а Мэджу/Сугаар — море, а когда встречаются, то случается сильные штормы, дожди с градом и грозой. По преданиям это должно случатся каждую пятницу (ночь Акеларре – встречи ведьм), но, в конечном счете, дождь приносит изобилие. Так что супружеская связь Мари и Мэджу не что иное, как священный брак. (Мне эта легенда напомнила скандинавский миф о Скади и Ньерде).

Сугаар, как и Мари, умеет летать в поднебесье, в виде огненного сполоха, и тоже живёт в пещерах. Иногда, в пещерах Амунда (Amunda o Agamunda), расположенных в гипускуанском посёлке Атаун, а иногда, в бискайском посёлке Дима, в пещере Бальцола (Baltzola). Человек-змей Сугаар схож повадками с нашими Огненными змиями или Летунами.

Зооморфный облик Мари, связь её с древним хтоническим змеиным существом Сугааром (Мэджу), говорит в пользу её очень древнего происхождения.

Здесь хочется отметить связь Мари с морским божеством, как и у Кайлах с Бодахом, который возможно тождественен Маннанану, богу моря. И так же её способность устраивать штормы.

Мне вот интересна такая тесная связь Хозяек мегалитов и моря. Возможно, это оттого, что мегалиты возводились в основном вдоль морских побережий. Почти все дольмены находятся близко к морю и на островах и на конце полуостровов. Есть даже такое понятие, как «прибрежный фольклор», который связывался именно с мегалитическими памятниками.

Почитание воды, моря зафиксировано на самих дольменах. Например, на Кавказских, где на стенках дольменов есть узор в виде волн.


Рисунок на стене дольмена у реки Адегой (взорван после войны)

 

Хотя сами кавказские дольмены расположены довольно далеко от моря. На Западном Кавказе люди покинули прилегающую к морю узкую полосу земли и по долинам рек ушли в горы, расселившись в ареале длиной чуть ли не в 500 км, а шириной от 30 до 75 км. Как сообщает доктор исторических наук, специалист по западнокавказским дольменам В. И. Марковин, «дольменная культура представляет собой культуру горцев, жителей лесов». Но это, видно, произошло не сразу, а на протяжении определенного периода времени.

Рисунок1.jpg

Близость к морю – один самых важных признаков мегалитической культуры, который отмечают ученые.

 

Еще я решила поискать связь Мари с источниками. И она нашлась, такая же непрямая, как и с мегалитами, но связь. Есть в мифологии басков существа – Ламии (или Ламияки), само название занесено из греческой мифологии, но сама суть несколько отличается. Я их упоминала, когда рассказывала про Майруаках. Это что-то вроде речных нимф, русских русалок. Они отличаются тем, что сидят на берегу и расчесывают свои золотым гребнем, и вообще они тесно связано с золотом. Одно из их имен Майдик, Мэйди. Сами баски нередко отождествляют этих Майди-Ламияков со своей богиней Мари.

И объяснение связи с источниками тоже может быть простым. Почти все дольмены выстраивались около источника или какой-то реки. Ведь рядом располагалась племенная стоянка, и без пресной воды организовать жизнь достаточно большого количества людей невозможно. Так родник или река или озеро становился почитаемым. Еще такая деталь, что мегалитические постройки – это и родовое кладбище и храм. И он располагался несколько в стороне от поселения, к нему нужно было идти, часто в гору. И тогда река или другой источник были прекрасным маркером, по которому было легко обнаружить объект. Такова могла быть связь источника пресной воды (одна из версий). Но это, конечно,не отменяет того факта, что просто сам такой источник почитался, как дар Богини или её воплощение.

Вообще, мегалитическая культура не была прямолинейно однородной, так же как и люди, её создавшие. Бытовали разные формы почитания, но были и общие черты.

взято тут: https://mazayka-urza.livejournal.com/15176.html

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
<span>%d</span> такие блоггеры, как: