Хозяйки Мегалитов: Пещерная Мари (продолжение)

У Мари есть дети. Самыми известными были два её сына – Атксулэр (Араиби) и Микелэц. Атксулэр – это образ обращенной в сторону христианства баскской души, который становится священником, хотя некогда в Саламанке он был учеником дьявола, потом он отошел от него. А Микелэц — отрицательный персонаж, он имеет дикий своенравный характер и возможно является духом шторма, бури.
О Мари из Бэйзамы говорят, что она вышла замуж за простого мужчину, но тот отказался считаться с её характером. Называл её плохой женой. А когда он заставил её отправиться вместе с ним в церковь, она подняла в воздух телегу, говоря: «Доминого, Доминго Муры, детей в небо, а я в горы».

Мари связана с золотом, что возможно, является отголоском её солнечной натуры. (Связь с солнцем, луной и другими астральными телами еще один признак мегалитической культуры)

У неё золотая колесница, золотые волосы, её цветы – желтые цветы. Поныне в Сицилии 1 мая все от мала до велика идут на луга, собирают жёлтые ромашки цвета огня и золота — её любимого цвета, делают букеты, венки и гирлянды. По сицилийским поверьям, эти ромашки приносят здоровье, счастье и исполнение самых заветных желаний. Девушки украшают ими себя и дарят их своим избранникам.

Идолы мари показывают её как женщину с луной позади головы, но это связывает её с другой почитаемой богиней басков. Богиней Илласки (Илларгуи, Иретарги, Идарги, Аргизаги). По некоторым легендам, она была дочерью Мари.

Отношение к Иласки не однозначно, то она добра, то зла. Называли её Иларги Амандре – Госпожа матушка Луна или Великая мать Луна. О том, что Лунное божество всегда высоко почиталось по всей Иберии, говорят все древние авторы.

Баски народ земледельцев и рыболов, их жизнь тесно связана с лунными циклами.

Она связана с миром смерти, провожая умершего на место его покоя. Согласно их вере – Луна Свет мертвых (так и имя переводится «свет мертвых»), и умирать на растущей луне, считается хорошим предзнаменованием для загробной жизни. Душа будет расти вместе с луной.

К её ведению относится и магия.

Когда Илларгуи поднимается над восточными горами, баски спрашивают: «Мать луна, какие новости ты принесла нам?» Священным днем Илларгуи является пятница.

Следы культа этой богини сохранились в испанском фольклоре (у Гарсия  Лорки «пляшет луна над долиной мёртвых). Луну считали богиней, похитительницей детей (в его же «Романсе о луне, луне» «За ручку в тёмное небо луна уводит ребёнка»), боялись называть по имени и говорили иносказательно: Гойко («та, что вверху»).

Луна – сестра солнца, и оба светила — дети богини Амалур (или Мари, чьё имя, возможно, происходит от Амалур), куда они возвращаются после пребывания на небе.

Вот какова легенда. Гауэко – бог тьмы, поедал пастухов и овец, чем наводил страх на людей, и они обратились за помощью к богине Амалур-Мари. Тогда она произвела на свет старшую дочь – Луну (Иласки), но её света оказалось недостаточно. Тогда Амалур-Мари родила другую дочь – Солнце-Эгузки. Гауэко был повержен, но по ночам продолжало быть опасно. Тогда Богиня дала людям Эгузкилоре – «Цветок солнца».

Рисунок1.jpg

Эгускилоре или «солнечный цветок» — это очень старый баскский символ солнца, обладающий мощной магической силой. Символ защиты.

Рисунок1.jpg
Эгускилоре – символ солнца

 

Существует он тысячи лет — в старину его вешали на дверь жилища, чтобы отпугнуть ведьм и злых духов. Это растение с цветком в центре и с расходящимися от него листьями, похожий на чертополох, «Carlina acaulus» — колючик бесстебельный. Он напоминает солнышко с лучами, и, как бы, берет на себя мистические функции солнца.

А еще говорят, что духам, чтобы пройти мимо него — нужно было сосчитать его лепестки. Но это было трудно, пока они считали — наступало утро. Так по сей день и охраняет эгускилоре басков от злых сил.

Рисунок1.jpg

 

Будучи сорванным, он сохраняет желтый цвет еще 10 лет и оберегает своего обладателя от сглаза и колдовства. Его принято прикреплять над входом в дом, чтобы зло не проникло внутрь.

Еще любит Мари ездить на белом баране, которому часто на рога накручивает золотые нити, и подобно Европе, была похищена быком.

На счет барана Мари у меня есть предположение (как всегда, это только мои догадки, в научной литературе я пока еще не наталкивалась на такое). Дело в том, что по всему региону обитания Иберийских народов (и иберов и тартессийцев) в ходу были вот такие вот предметы из золота в виде растянутой шкуры или золотого руна (именно так называют эти предметы ученые).

Рисунок1.jpg

 

У Мари баран белый, что свойственно всем демоническим персонажам народного фольклора, но вот эти золотые нити, которые Мари прядет, используя его рога как прялку, дает отсылку к этим золотым бараньим шкурам. То есть она прядет золотую шерсть. Есть легенда родом с Сицилии (одна из областей бытования мифологии иберийских народов), по которой Дедал увеличил площадь верхней части скалы, где стоял Храм Афродиты Эрицинской (гора Этна), а также изваял Золотого овна, посвятив его Афродите.

Еще одна легенда рассказывает, что однажды Мари дала кусочек древесного угля одной из ее пленниц, Каталине. Уголь стал чистым золотом. (Это связывает её с образом хранительницы подземных сокровищ, вроде нашей Хозяйки Медной горы).

Между прочим, почти все мегалитические комплексы тяготели к районам богатых металлами: меди, олово, а так же драгоценных – золота и серебра. И этим подземным богатством так же заведовала Хозяйка, в данном случае Мари.

В своих пещерах Мари предстает как королева скрытого народца, и предводительница ведьм, как и другие Богини, подобные ей (я еще не раз буду показывать эту связь). Пещеры, где по легендам живет Мари, так же являются местом сбора ведьм – акелларе, где они проводили языческие обряды, во время которых мужчины и женщины (колдуны и ведьмы) устраивали пиршества и оргии, танцевали вокруг костра при свете луны.

Само слово «Акелларе» возводят к слову «козел» (одно из объяснений). Черный козел или акербельц еще один атрибут богини Мари. В римскую эпоху встречается посвящение «Акербельцу Део» («Богу Акербельцу»). Акербельц персонаж из фольклора, схожий с дьяволом, его не редко отождествляют с самой Мари.

Подобные праздники были распространены не только в Стране Басков, но и во всех Пиренеях в Арагорне, в Осситании, в Каталонии. Их распространяли пастухи овец во время сезонных перегонов овец с гор на равнины.

Баски называют своих ведьм Соргин и считают, что так же как их королева они управляют погодой. Есть ведьмы всякие – те, кто изначально входил в свиту Мари (то есть относятся к сверхъестественным созданиям), а есть те, что по собственной воле пошли в ведовскую науку, к ним могут и мужчины-колдуны примкнуть. Первые выполняют для своей хозяйки различные задания – строят мосты или дольмены, например.

Ведьмы нередко превращаются в котов, иногда в собак или баранов, и очень часто передвигаются из одного места в другое, смазывая себя мазью и произнося фразу, которая гласит: «Sasi guztien ganeti eta odei guztien aizpiti» (над всеми шипами и через все тучи). Кроме подземных злорадных существ есть и полезные (familiarrak), а также некоторые водные, сельские, ночные, те, кто летает и т.п.

Иногда Мари обвиняют в краже коров и других пакостях, но все это уже христианские нападки на язычество.

Ведьмины Пещеры (las Cuevas de las Brujas) у деревни Сугаррамурди, известны тем, что до XVII века предположительно служили местом «акеларре». Благодаря ручью Олабидеа (Olabidea), который, согласно легенде берет свое начало в преисподней, в пещере образовался естественный туннель, длина которого составляет 120 метров, а высота — 12 метров.

 

В пещерах «Соргин Лесе» (ведьминой пещере) и «Акеларре Лесе» (пещере шабашей) сохранились площадки, с которыми связаны легенды, ритуалы и пиршества, посвященные дьяволу. В 1610 году Инквизиция приняла решение безжалостно наказывать жителей Сугаррамурди. Во время судебного процесса в Логроньо (Logroño) над тридцатью жителями деревни, в колдовстве обвинили в основном женщин. 7 и 8 ноября того же года были вынесены приговоры. Одиннадцать осужденных должны были умереть на костре. Пятеро женщин погибли еще в тюрьме, став жертвами пыток, поэтому на костре сжигались их изображения. С тех пор Сугаррамурди запечатлелся в коллективной памяти как обиталище ведьм, а чудесные природные пещеры превратились в народном сознании в место проведения колдовских обрядов.

Каждый год во время летнего солнцестояния (на языческий праздник) местные жители жарят мясо ягненка и устраивают традиционные празднования.

Рисунок1.jpg
Настоящий шабаш для туристов

В общем, Сугаррамури для Страны Басков, примерно тоже самое, что для американцев Салем.

В Наварре есть ещё один интересный, хотя и малоизвестный праздник, – Неделя колдовства в деревне Баргота. Каждую третью неделю июля, оказавшись здесь, можно попасть в мир народных верований, целителей, суеверий и магии XVI века.

Ведьмы Соргин облюбовали для себя дольмены, коими по счастью полна Страна Басков. Дольмены Басконии в основном однокамерные, с тоннелями встречаются лишь в долине реки Эбро.

Рисунок1.jpg
Ла Чабола де ла Эчисейра / La Chabola de la Hechicera (Элвильяр/ Elvillar, провинция Áлава, Страна Басков).
На языке басков он называется Sorginaren Txabola – Ведьмин Шалаш
Предполагается, что Ла Чабола является погребальным памятником, так как внутри были обнаружены человеческие кости и другие предметы.
Рисунок1.jpg
Дольмен Соргинетце / Dolmen de Sorginetxe (Аррисала / Arrizala, провинция Áлава, Страна Басков). Переводится, как Дом Ведьм

 

К этим дольменам в августе слетались ведьмы на акелларе. Женщины приходили просить детей, жгли костры и приносили бескровные жертвы.

Легенды XVI в. говорят, что Мари является прародительницей дома Лордов Бискайи. Легенда представляет её, как жену лорда Диего Лопеса I де Аро. Этот брак может символизировать законность династии Бискайских лордов, подобно ирландским королям, которые брали в жены богиню Зеленого острова, совершая ритуальный брак. На любого своего мужа Мари налагала условие, хранить верность и не креститься при ней. Однажды лорд увидел козлиные ноги жены, он осенил её крестным знамением, не медленно после этого жена схватила дочь и была такова. Много поколений потомков дона Диего обязаны были приносить ей в жертву корову, оставляя её на склоне горы. Традиция свято соблюдалась до пятого поколения, а осмелившийся нарушить обычай потомок рода Лопез Де Аро, незамедлительно лишился глаза.

Эта легенда очень схожа с другой – о Мелусине, которая превращалась в змею, каждую субботу, и пряталась от мужа, пока тот не увидел её в этом облике.

Еще об этой Мари из фамилии Бискайских лордов, как Дону Уррака (Сороку) есть отсылка в документах от 2 октября 1212 года, в которых говорится, что она была дочерью короля Наварры, вышла замуж за Педро Руиса. Но есть основание полагать, что документ этот фальшивка, использованная в интересах лордов Мунтсаратсов. Не упоминается, что король Наварры имел в это время какую-нибудь дочь Урраку или Мари Урраку. В XV веке произошла вспышка ересей, известной, как «Ведьмы Амбото», в которой была замечена сеньора Мантсаратс. А в народе образ Мари соединился с образом Мари Уррака (Сорока). Как это случилось с образом супруги Лже-Дмитрия Марины Мнишек, которая в народном сознании объединилась с древним образом, который фигурирует в былинах под именами Марья, колдунья Марина.

https://mazayka-urza.livejournal.com/15553.html

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: