Сицилия — благословенная земля женских божеств плодородия: Рождающее чрево Этны

Мне интересны эти статьи с точки зрения Богинь связанных с извергающимися, действующими вулканами.Поэтому я пока просто делдаю перепост их сюда. Оригинал тут :https://mazayka-urza.livejournal.com/28480.html

Почему этот остров так притягивает мое внимание?
Да потому что весь он был буквально благословлен Женским Божеством Плодородия. А если по конкретнее, то двумя богинями — матерью и дочерью — Деметрой и Персефоной. Некогда отец богов Зевс преподнес его юной Персефоне, как свадебный дар.
На Сицилии  произошли самые знаменательные события в жизни Матери и Дочери. Что такое миф о Коре-Персефоне и Деметре? Это древняя средиземноморская история, один из вариантов которой тесно связан с Сицилией, а точнее территорией между Этной, Сиракузами и Энной.
Историю пишут победители, то есть в нашем случае  — колонисты греки. И именно им было дано право говорить от имени народов, некогда населявших эти места.
Ведь совершенно очевидно, что древнегреческий культ «обеих богинь» был наложен на местную сикульскую (Сикулы — народ, обитавший на Сицилии до прихода греков), и даже сиканскую (Сиканы — еще более древний народ Сицилии) основу.
На примере культа этих двух великих женских богинь я хотела бы рассмотреть о том, как общегреческие культы в зависимости от места их отправления, приобретали свои особенности, сплетаясь в сложное кружево из местных автохтонных культов, религиозных особенностей греческих колонистов, пришедших из разных частей Великой Греции, и принесшие с собой свои особенности культов Деметры, а так же влияния соседних великих культурных очагов.

Первым на очереди будет культы Деметры у горы Этна в Катании, в котором наиболее явственно можно вычленить местную сицилийскую основу.


Гора Этна, на склонах которой некогда стоял Храм богини Деметры
Отправляясь на поиски дочери Персефоны, Деметра «в обеих руках запалила ветви горючей смолы, на Этне возросшей» (Овидий) и «зажгла свои факелы от огней, вырывающихся от вершины Этны, и, неся их перед собой, обошла весь мир» (Цицерон).
Но Деметра пришла к подножию Этны позднее, почитание древнейшего женского божества-матери существовало здесь задолго до греков. Сама гора Этна в представлении древних сицилийцев – это не что иное, как рождающее чрево Богини-Матери.

Этна и есть Богиня, которая подарила миру двух братьев-близнецов Паликов, культ которых перешел грекам от сикулов. Их имена греки пытались вывести из своего языка, как «дважды рожденные» («палин» — «снова», «икейн» — приходить»). А как объяснение этой трактовки они приводили миф. Нимфа Этна или Талия стала очередной жертвой страсти отца богов Зевса. И как следствие подверглась гонениям его ревнивой жены Геры. Чтобы уберечься от её гнева, беременная нимфа скрылась под землей, но рожденные ею младенцы-близнецы вышли на поверхность в виде двух серных фонтанов бьющих из земли у вулканического озера Леонтии, что на склонах Этны. Из-за них вода в холодном озере казалась кипящей. Другие мифы называет отцом мальчиков вулканического бога Гефеста или аналогичного ему сикульского главного бога Адрана.

Палики прославились своим святилищем, где люди приходили заверить свою клятву. Наклонившись над водой, тот кто хотел доказать честность своих слов произносил слова клятвы. Если в дальнейшем он её нарушал, то терял зрение, а если врал, то тут же умирал. Так же в кратер кидали таблички с клятвами, таблички тех, чьи клятвы были ложными, тонули (схожее есть у кельтов — таблицы проклятий, которые кидали в источник Сулис).

Местные так же призывали Паликов в случае засухи, что указывает на их роль, как богов плодородия. Но интересно, что мало уделяется внимания их функции, как божеств, покровительствующих скотоводству, хотя местность славилась своими стадами.

Ученые видят сходство в мифах о Паликах и другой пары близнецов – Ромулом и Ремом, которых родила Рея Сильвия, так же от верховного бога Марса (в древние времена он был верховным богом), а затем вступила в брак с богом реки Тибр, став нимфой. Предполагают, что некогда божество аналогичное Рее Сильвии – Рейя – была одной из трех богинь-матерей сикулов, которым поклонялись в городе Энгии. То, что она имела такой же хтонический характер, как и они и богини Агны, пытаются объяснить из названия праздника Лемурии, который связывали с убитым Ремом, видимо, чтобы объяснить почему он сопровождался жертвам подземным божествам маннам. В древности Лемурии назывались Ремурии.

Так же приводят другое предание о нимфе Ларе, которая стала матерью близнецов Ларов.

Все эти легенды связаны с рождением близнецов – культурных героев — от верховного бога и погружением в подземный мир (божество произрастания, умирающее и воскресающее).

Исходя из близости мифов о близнецах у римлян и сикулов, Паликов сближают с римским божеством Палес (не все согласны с этой теорией), восходящим к древнейшему кругу италийских богов. Ему или ей (относительно пола мнения разнятся) были посвящены весенние празднества Парилии (от «parere» – «рождать»), как покровителю пастухов. В древней формуле календаря вместо слова Палес значится множественная форма Палибус. Так что возможно и у римлян некогда были множественные божества, которые впоследствии слились в единого бога-богиню Палес … В жертву Палес приносили бобы, которые обычно даровали подземным богам. Стада овец во время Парилий окуривали, а к самой Палес обращались при неурожае.

Так вот имя сицилийской нимфы Талии (Фалии), матери божественных Паликов, может быть Палес только в греческой передаче. А Палики на Сицилии занимали то же место, что у римлян – Лары и Рем с Ромулом.


Фигура богини из Мегара Гиблайя, Сицилия. VI век до н. э. Богиня, кормящая двух детей одновременно, может быть Фалией-Деметрой-Геррой, матерью божественных близнецов.
Когда на Сицилию пришли греки, они посвятили Этну, а также храм на её южном склоне в городе Гибла Гереатис, что в области Катания своим богиня урожая и произрастания, связанным с подземным миром – Великой матери Деметре и её дочери Персефоне. У римлян это соответственно были Церера и Прозерпина.

И здесь нужно сделать еще одно отступление от темы. Рассказать о Богине-матери (которая выделилась из тройственных образов богинь-матерей, характерных для Сицилии, Единой Богине плодородия), которой поклонялись здесь в области обитания сикулов, потому что в культ греческого божества явно были вплетены местные черты. И к этому божеству я буду постоянно возвращаться, говоря о культах Деметры (и не только Деметры) в других частях острова.

У Павсания в его «Путешествии в Греции» упоминается богиня города Иблы, имени её он не назвал, но утверждает, что она была важна для сикулов.На территории обитания сикулов, такую богиню, по-видимому, звали Герра или Гера (не путать с греческой Герой), в имени которой, скорее всего произошла потеря звука «м» (сравнит. с латинским «гермен» — «зародыш», «герминаре» — «пускать ростки»).

То что эта богиня почиталась в области Катаны судят по названию города Гибла Гереатис.Еще до прихода греков эта богиня в результате контактов с микенцами приобрела черты Великого крито-микенского божества плодородия. И когда греки принесли свой культ Деметры на Сицилию, он синкретизировался с местной Геррой и Деметра получила необычный эпитет – Сито (Ильинская С.Л.), который не был характерен для этой богини ни в одном другом регионе. Но в микенском акрополе найден фрагмент таблички с упоминанием Госпожи Зерна – Sitopotinlia. Так что свой эпитет Сито – Хлебодарная? Деметра восприняла от сикульской богини (предположительно, Герры) или даже еще более древней сиканской, которая пока безымянна.

Храм её в Гибле славился своими оракулами. Как и многие древние божества, сикульская богиня была еще и богиней судьбы. Жрецы-прорицатели назывались Галеоты. Вспоминается миф о Миносе, который пригласил некоего человека с неизвестной Галеотиды Суда за его умение исцелять и толковать сны. А так же сын Аполлона и Фемисто Галеот, которого Додонский оракул послал на Сицилию. Возможно, все это указывает на древние связи между Сицилией и крито-микенской средой.

Приводят и другой вариант имени Великой богини сикулов – Ибла или Гибла. Причем, со ссылкой на того же Павсания, который утверждал, что в городе Иблеи Галеотской существовал храм этой богини, которую почитала корпорация жрецов-предсказателей и толкователей снов Галеотов. Но имени этой богини, как говорилось выше, Павсаний не называл.

На монете из Катании эта богиня представлена в вуалированной одежде с украшением на шее, за который видны пчелы .

Зеленые луга Сицилии, на которых произрастал тимьян, придавали неповторимый вкус местному меду, который прозвали иблейским. И здесь я не могу сказать, что было раньше – курица или яйцо? Именно богиня Ибла дала название меду или город, названный в её честь – Гиблей Гереатис на склонах Этны в Катане, в котором поклонялись Деметре, ведь пчела была так же символом Деметры? Её жриц, посвященных в тайные мистерии, называли Мелиссами – «пчелами». И медовые лепешки были обычным подношением богиням-матерям. Сам мед был связан с культом предков. На могилах производились возлияния медом, пчел приглашали на похороны и т.д. А кто как не Деметра с её умирающей и воскрешающей дочерью Персефоной, царицей царства мертвых, были ближе к тем, кто покоился в древних некрополях? И Ибла как древнейшая богиня-мать, тоже была тесно связана с культом мертвых и была богиней некрополей.


Греческая золотая брошь с пчелой
Image 15
Экспонат из музея  Heraklion Archaeological Museum 

на острове Крит
Следы почитания древнего сикульского материнского божества Иблы сохранились на Сицилии в названии городов. Древний город Гибла Гереатис располагался тут же на южных склонах Этны. И в нем в древности располагалось святилище Иблы. В храме же Адрануса, который мог быть её супругом – держали вечный огонь

Богиня на другой монете изображена, как  женщина с жезлом в руке у ног которой изображен пес, надпись на монете «Иблея Гереатис».

 

Собака у ног богини символ бога Адрануса

Города с именем Ибла существовали и в Италии, никто правда не утверждает, что была связь между ним и сикульской богиней Иблой.

У немцев существовала богиня Ллудана или Ибладана (у древних германцев она называлась Хлудана, Хлодена), культ которой переняли от римских легионеров, расквартированных в Германии.

У галлов была богиня Исбел, по другому именуемая Белисама

Об Ибле говорит историк Палермо Филлиппо Парута в своем трактате Делла Сисилия (17 век).

Какое же истиное имя той древней богини, нам, увы, не известно

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: