Jul. 2nd, 2014 at 1:16 PM
Так называемая Малая Богиня со змеями (их несколько). Найдена она в 1903 году Артуром Эвансом на Крите — в Кноссе (что естественно).
Статуэтки представляют собой изготовленные из фаянса, покрытые стеклянной глазурью женские фигурки с открытой грудью и протянутыми вперед или поднятыми вверх и широко разведенными руками, в которых извиваются змеи.
«Карл Кереньи, автор ряда монументальных трудов по античной мифологии и религии, базируясь на характерном жесте рук, который он называет «жестом эпифании» (появление, откровение божества), приходит к выводу, что статуэтка является изображением Великой Богини. Он пишет: «Быть может, по самим фигурками нам было бы трудно определить, кем именно они являются – жрицами или богинями. Однако в обоих случаях жесты позволяют опознать божество, а не просто его служительниц. В них как бы сказано: “Вот же, я являюсь”»
На плане Кносса отмечено помещение, где были найдены статуэтки подобных богинь (всего 3). Эта маленькая комнатка с двумя пустыми «ямами» (вероятно, для хранения чего-либо) рядом с т.н. Комнатой Высокого Пифоса была открыта в 1900 году, но тогда она не вызвала у Эванса никакого интереса.

Через три года случайно заметили, что пол в помещении между «ямами» просел, и под ним оказались две пустоты, в которых хранилось большое количество различных предметов. Первым слоем в обеих хранилищах шли вазы, под ними глиняная табличка и три диска с линейным А,письмом, 150 глиняных оттисков печатей, куски слоновой кости и поделки из нее, предметы из бронзы и хрусталя, мраморный крест, стеаритовые столы для возлияний или жертвоприношений, масса раскрашенных раковин. Кроме того, там обнаружилось большое количество фаянсовых фигурок: кормящие малышей дикая коза с двумя козлятами и корова с теленком, чаши и вазы, рыбы, раковины, фрукты, цветы, бусы, пояса, одежда и — самое важное — три женских фигурки во фрагментах.
Место раскопа в 1903 году
«Статуэтки изображают женщин в пышных одеждах, с широкой юбкой и обнажённой грудью, держащих в руках змей . Меньшая из этих фигурок имеет высоту 29,5см, она держит змей в поднятых руках. Её головной убор увенчан изображением какого-то животного из семейства кошачьих . Она была разбита (шапка и левая рука были найдены как отдельные фрагменты) и реставрирована Эвансом . Сама голова и шея являются реконструкцией на основе второй статуэтки. Принадлежность шапки именно этой статуэтке также на совести Эванса.
Вторая фигурка высотой 34,2см— в высоком головном уборе, одна змея оплетает её руки и спину, другая змея узлом опоясывает её талию и грудь, третья сидит на головном уборе. Эта фигурка тоже дошла не в идеальном состоянии: английский археолог реконструировал её на основании сохранившегося торса, правой руки, головы и шапки, и пользуясь сравнением с первой статуэткой.
Одежда женщин соответствует изображениям придворных дам на фресках Кносского дворца. Специальным культовым одеянием являются только короткие верхние юбочки-фартуки и головные уборы».
Порывшись позднее в находках, он, как смог, «реконструировал» «алтарь» «Богини Змей» (уф, как много допущений), которому, по его мнению, принадлежало большинство найденных им предметов.


Да, нужно сказать, что сначала Артур Эванс реконструировал саму Богиню. Найдена она — Малая/Дочь — была без головы, половины левой руки, фрагмента правой змеи и некоторых сегментов юбки.

Шею и голову Эванс реконструировал на основе изображений минойских фресок и, главное, головы второй — Большой/Матери — Богини со змеями.

Фреска из Кносского дворца, изображающая женщину в аналогичном костюме. Первоначальная цветовая гамма статуэток, вероятно, была похожей.

Со шляпой дело обстояло еще сомнительнее. Маленькое кошачье, которое Эванс счел сначала львицей, а потом леопардом, нашлось через несколько лет после богини где-то неподалеку в «сокровищницах» и имело на «дне» «заклепочку», из чего археолог сделал напрашивающийся вывод — «кошка» на чем-то сидела и к этому чему-то была прикреплена. Ранее был найден фрагмент передней части головного убора с тремя медальонами спереди и с «заклепкой» сверху. По мнению, Эванса, «заклепки» подходили друг другу, а оставшуюся часть шляпы он реконструировал по подобию сохранившейся. Здесь масса допущений: возможно, что фрагмент головного убора не принадлежал богине, а кошка не принадлежала фрагменту; возможно, что кошка принадлежала фрагменту, но фрагмент шляпы таки не принадлежал богине; фрагмент шляпы вообще неверно реконструирован.
В правой руке у богини был только хвост змеи — та ее часть, которая торчит выше кулака. Нижняя часть змеи с ее головой опять же реконструирована, но здесь выбор хоть и вариативен, но не слишком мог отступить от реальности. Кстати, маленькая деталь: на правом запястье богини — тонкий браслет.
Эванс считал, что «дворец» был разрушен землетрясением примерно в 1600 г. до н.э., поэтому статуэтки обычно датируют именно этим периодом — «ок. 1600 BCE», но логично предположить, что к этому году они уже существовали. Да, вероятно, содержание хранилища было все-таки нарушено грабителями, которые успели туда проникнуть после землетрясения.
В общем, наверное, это все, что хотелось бы рассказать о маленьких кносских «богинях». Пожалуй, покажу еще пару реконструкций да пару рисунков «по мотивам», и, надеюсь, примерное представление об этих статуэтках у вас сложится.
Вот примерно как сейчас выглядит экспозиция с тремя «богинями»:

А вот несколько предметов из «ям» «хранилища храмовой утвари» — мраморный крест, плакетки с коровой и теленком, с козой и козлятами, обетная пластинка в виде платья.



