Знаки дороги в загробном мире

Книги, амулеты, игры, росписи на стенах, все это знаки дороги для души умершего. Одна из книг — книга врат.

Книга врат — древнеегипетские заупокойные тексты  появившиеся в эпоху Нового царства. В книге рассказывается о переходе души, недавно умершего человека в  мир где живут души предков, аналогично путешествию Бога солнца, который отправляется в загробный мир в ночные часы.
Текст и изображения связанные с Книгой врат встречаются во многих гробницах Нового царства. Книга врат присутствует во всех царских гробницах от Хоремхеба до Рамсеса VII. Она также присутствует в гробнице художника и ремесленника Сеннеджема, который работал в деревне Дейр эль-Медина и строил гробницы фараонам Нового царства.
Душе, одной из душ умершего, требуется пройти через ряд «врат» на разных этапах своего пути. Каждые врата охраняют разные богини, поэтому от умершего требуется знание особенностей каждой из них. Богини, описанные в Книге врат имели разные титулы и носили одежды окрашенные в различные цвета, во всём остальном они были похожи, например, над головой у каждой из них была пятиконечная звезда. Описание большинства богинь можно встретить только в Книге врат и нигде больше. По этой причине было высказано предположение, что Книга врат является своего рода способом определения часа ночи. Каждая из богинь представляла собою звезду, которая появлялась на небосводе в конкретный час в ночное время.

Час Титул
1      Раскалывающая головы врагов Ра
2      Мудрая защитница господина
3       Та, кто расрезает насквозь Ба
4       Та у которой великая сила
5       Та, кто на своей лодке
6       Успешная проводница
7       Та, кто отгоняет змей
8       Госпожа ночи
9       Та, которой восхищаются
10     Та, кто обезглавливает мятежников
11      Звезда, которая отгоняет мятежников
12      Свидетельница великолепия Ра

За время одной ночи для живых и за то время, что солнечная барка проходит между закатом и восходом, для души умершего есть лишь один час, время для нее течет иначе.Для того что бы время текло так же как и для богов в солнечной барке, душа должна плыть вместе с богами. То есть пройдя путь равный одному часу душе необходимо где то провести время, до следующего появления бога Ра в ином мире. Но это еще не тот мир где живут души. Это мир отделяющий Сотворенный мир о Хаоса . Там могут кроме его обитателей появляться существа из Хаоса. Поэтому на пути идущей к залу Суда Осириса души есть «постоялые дворы», где она в безопасности может подождать возможности двигаться дальше.

Христианство превратило эти безопасные убежища, охраняемые богами, в «мытарства» — этакие пропускные пункты с ангелами и бесами, мучающими и терзающими души по пути на небо. Богинь охраняющих путь Ра и вылавливающих проникшие из Хаоса существа, отправляющие их обратно, с ножами и кипящими котлами — в кару для душ, чего никогда не было в египетской религии.Они расчленяют и всячески разрушают образовавшиеся формы, возвращая их в исходное присущее Хаосу существование, поддерживая тем баланс и равновесие.

Прохождение к залу суда можно было и облегчить , если успешно сыграть в сенет

В древнем Египте сенет был самой популярной и важной игрой.  он стал ассоциироваться с путешествием в потусторонний мир (слово «сенет» означает «прохождение»). Сенет упоминается в 17-й главе «Книги мёртвых» и других религиозных текстах Нового царства. Египтяне полагали, что после смерти душа отправляется в путешествие по миру мёртвых, во время которого земные дела человека получают оценку. Если они будут признаны чистыми, душа сольётся с богом солнца Ра, и покойный станет бессмертным. Этот сюжет часто изображался художниками. На фреске из гробницы Нефертари царица играет с невидимыми силами потустороннего мира. Различные этапы игры отражают путешествие души, а победа символизирует её единение с богом.На изображении нет второго игрока — душа играет со своей посмертной Судьбой

nefertiti.jpg

Чтобы вникнуть в суть подобного деяния, надо увидеть мир глазами древних египтян. Для них смерть была не завершением жизни — она была частью жизни, таким же периодом, как детство, отрочество, зрелость.  Для египтянина игра не просто шла под покровительством богов, нет, — древний человек играл непосредственно с богами. Он знал, что в загробной жизни ему предстоит магическое испытание, однако ждать смерти было совершенно не обязательно: бросая палочки и двигая фишки, человек уже обеспечивал себе безопасное прохождение лабиринтов и ловушек загробного мира, а из-за присущего игре элемента случайности считалось, что удачливый игрок находится под покровительством богов.

barelief.jpg

В сенет играют на поле 3х10. У каждого играющего 5 фишек (в древних наборах 7); их расставляют на первых 10 клетках в верхнем ряду, чередуя катушки и конусы. По-египетски фишки назывались Ibau — «танцоры». Это совершенно необычно, но логично для египетского мировозрения Большинство тактических настольных игр оперирует военными понятиями, и только у египтян в основе прохождения лежал танец:  фишка не снималась с доски, а менялась местами с той, которая ее снимает. Игральными костями служили четыре плоские палочки с отметкой на одной стороне — их подбрасывали и считали, сколько упало чистой стороной вверх. Палочки называли «пальцами» и даже рисовали на них линии, похожие на складки кожи. Максимальным количеством выпавших очков при такой системе было пять. Правила сенета сводятся к прохождению фишек по маршруту в виде обратной буквы «s» и выводу их с доски. Пять полей в конце последнего ряда помечены иероглифами, это «дома», в каждом их них действуют особые законы.Как и в «домах» для души следующей в мир душ.

А кто же первый использовал сенет для игры с богами?) Тот, самый мудрый, и одновременно Маг Богов.Существует легенда о возникновении сенета. Бог солнца Ра узнал, что богиня неба Нут по ночам сожительствует с богом земли Гебом,не смотря на его запрет. Ра разгневался и наложил проклятие: отныне Нут ни в один из 360 дней года не могла родить детей.Они все оставались внутри ее тела. Нут попросила помощи у бога мудрости Тота. Отменить проклятие Ра было нельзя, и Тот решил раздобыть новые дни. Он заглянул в гости к Луне и предложил ей сыграть в сенет. На кон поставили 1/72 часть «света» каждого из 360 дней лунного года, и Тот выиграл пять суток. Эти пять новых дней Тот поместил в конце года.Тот быстренько посвятил эти дни самому Ра, и проклинать свои же дни Ра было не удобно. Власть проклятия Ра на них не распространялась, и Нут отныне могла рожать по одному ребёнку в каждый из пяти предновогодних дней. В первый день она родила Осириса, во второй — Гора Бехдетского, в третий — Сета, в четвёртый — Исиду и в пятый — Небетхет. Так появились младшие боги Великой Девятки, в солнечном году стало 365 дней, а в лунном — только 355, люди же получили новую игру и пять лишних дней в календаре.))

Сенет красив. Он божественно)) своеобразен. Основные приёмы в этой игре — рубка и запирание, а также специфические свойства «домов». Как следствие, медлительный в начале, к середине партии сенет превращается в азартную «рубку», бешеный танец с обменом партнёрами, а в финале — в гонки на выживание. Многое зависит от удачи: когда один её элемент (кости) умножается на другой («дома»), то даже совершенно безнадёжная позиция может обернуться неожиданной победой.

Историки считают что, предком сенета является игра мехен: поле для неё тоже представляет собой одну дорожку — изображение змеи, свернувшейся в спираль (иероглиф «mhn», собственно, и означает «виток», «спираль»)Да у обеих игр одна игровая дорожка, в случае с сенет свернутая тоже змеей но ползущей как S/

.Мехен — змей-змея времени , он одновременно окружает мир сотворенный и бога Ра во время его путешествие внутри змея) Энергии снаружи)змея времени , в его кольце и внутри отличаются, при том что обе его поверхности переходят одна в другую.Символически у него две головы, змея и утиная)..на хвосте, и именно «узкими вратами», «вратами протаскивания»(..ау..Библейские заветы праведникам)..должна пройти душа, как бы в обратном движении ходу времени. Это прохождение «путем змеи» в материальном плане отображалось игрой в Мехеб.

Эта игра очень стара — в неё играли  в эпоху египетского Древнего царства. Корни её теряются во тьме преддинастических времён. Первые круглые известняковые доски со спиральной разметкой обнаружили в гробницах III династии (2868-2613 гг. до н.э.), а один из самых лучших наборов найден в гробнице фараона Хесу; в него входило ещё шесть фишек-львов и мраморные шарики. На большинстве досок змея свивается против часовой стрелки, на некоторых — по часовой, но голова всегда находится в центре. Есть поля в 40 ячеек, другие достигают 70, 80 и большего числа ячеек — 127 и даже 400. В сущности, для игрового процесса не имеет значения, сколько ячеек на теле змеи, — их число определялось какими-то другими, не игровыми соображениями. Количество ходов определялось тремя палочками, а вход и уход фишки с доски регулировала сложная система накопления выпавших единиц. Фишки двигались от хвоста змеи к голове  Достигший финиша игрок получал фишку-льва.

mehen2-300x197

Египтяне признавали за мехеном роль не менее сакральную, чем за сенетом. Мехен — богиня-защитница в виде змеи, охраняющая ладью Ра во время её плавания сквозь ночь. На изображениях солнечной ладьи Мехен обвивает трон Ра, защищая его от другого божества — злого змея Апопа. Апоп — воплощение хаоса, он стремится сломать космический порядок, в то время как Мехен его хранит и защищает. Мехен — женская ипостась бога Сета.

mehen-old.jpg

На самых древних «досках» для мехена нет разметки — божественная змея не простила бы такого святотатства

Игра символизировала приближение души в загробном мире к богу Ра, одобренное его телохранителем. Она упоминается в «Текстах пирамид» и «Текстах саркофагов», в главе 172 египетской «Книги мёртвых» и определённо входила в обряды инициации. Не исключено, что мехен был и гадательной практикой, а шарики не столько двигали, сколько катали, ибо на ранних досках нет никаких полей: древние считали, что сделать насечки на божественной спине — значит попытаться «убить» змею, что расценивалось как недобрый поступок. Игра полностью исчезла в Египте около 2300 до н.э., в ранний период Среднего царства, но примерно в то же время мехен начинает встречаться в Ливане, Сирии, на Кипре и Крите, а также в пустынях, окружающих Египет и Нубию. Удивительно, но в некотором роде мехен дожил до наших времён в виде мавританской игры сик и суданской гиены.

palki-768x576.jpg

Такие палочки довольно долго выполняли функцию игральных кубиков

(еще о играх см Игры придуманные богами Игры, придуманные богами)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: