Чатал-Хююк — мегаполис эпохи неолита

Следуя за путеводными камнями неолита нашла статью которая стала не просто недостающим фрагментом в мозайке, потерянным пазликом ,а настоящим сокровищем.

Чатал-Хююк или Чатал-Хёюк (раньше транскрибировали как Чатал-Гуюк, тур. Çatalhöyük или Çatal Hüyük, в переводе «вилообразный холм») – большое поселение неолита и энеолита в южной Анатолии (совр. Турция). Это крупнейшее неолитическое поселение Ближнего Востока из всех обнаруженных. Плато Конья, на котором размещен памятник, это дно высохшего озера эпохи плейстоцена, оно расположено на высоте более километра над уровнем моря, и памятник находится в дельте реки Чаршамбра – одной из рек этого плато.

 

i_001

Стратиграфия Чатал-хююка насчитывает 18 слоев. Самые ранние слои датируются около 7400 г. до н. э., а около 5600 г. до н.э. поселение  было покинуто жителями.  Число домов по расчетам археологов доходило до 2 тыс., а число жителей – до 10 тыс. Раскопано около 5% всего памятника. По структуре это типичный ближневосточный телль – глиняные дома при ветшании  разрушались, поверхность выравнивалась и на руинах строился новый дом. Напластования быстро росли. Образовался холм высотой в 20 м, культурный слой составляет 17 м.

Открыл его англичанин Джеймс Меллаарт в 1958 г. и с 1961 по 1965 гг. раскапывал. Однако Меллаарт опубликовал зарисовки сокровищ Дорака (неподалеку от Трои) из рук грабителей, турецкие власти заподозрили его самого в краже сокровищ и лишили пожизненно права раскопок в Турции. С 1993 г. раскопки возобновил другой англичанин – Ян Ходдер во главе международной команды археологов и смежников. Команда Ходдера из более 200 человек работает очень тщательно и медленно. Если Меллаарт раскопал за 4 года 200 зданий, то Ходдер раскапывает по 1 – 2 здания в год. Но все основные сенсационные сведения о Чатал-Хююке происходят из раскопок Меллаарта, а тонкие наблюдения и высокоточные анализы – из команды Ходдера.

 

catalhoyuk_after_the_first_excavations_by_james_mellaart_and_his_team

 

Вид Чатал-Хююка после раскопок Меллаарта

 

4_drakoshi_net

Современный вид раскопок, они накрыты специальным куполом.

vanished-civilizations_6_20150201_1880024125

Реконструкция поселения.

Дома в поселении построены из сырцового кирпича, прямоугольные, одноэтажные, стояли вплотную друг к другу, проходов между ними не было.

Больше всего исследователей поразило полное отсутствие классовых различий между бедными и богатыми. Еще при первых раскопках Джеймс Меллаарт, подводя итоги, заявил –«Да, не все дома одинаковые, и по их размерам, по характеру захоронений можно в определенной степени судить о социальных различиях, но эти различия нигде не бросаются в глаза».

Ученые были удивлены нестандартным подходом в создании инфраструктуры города. Все поселение состояло из жилых домов,строились они из сырцового кирпича. А интерес был вызван у исследователей полным отсутствием улиц и дорожек между домами. В домах были окна, но отсутствовали входные двери в привычном нашем понимании. Вход в дома был устроен с крыши, куда были проложены лестницы, как внутри дома, так и снаружи. Поэтому «улицы» для жителей Чатал-Гуюка проходили по крышам домов!. Кое-где всё-таки были устроены свободные места – туда сбрасывались мусор и фекалии сверху засыпаемые золой. что и обенспечивало необходимый уровень санитарии. Скот держали вне домов, в особом загоне. Подобным образом устроены пуэбло американских индейцев и поселки догонов в Западной Африке.

Дома возводили из глины, только в крыше использовали деревянные балки. Крыша и стены покрывали полированным алебастром и расписывали. Внутри дома устроена печь, лежанки для обитателей (не более 8), небольшая кладовка.Сами дома возводились друг на друге. В результате такого строительства образовывались слои. На данный момент учеными обнаружено уже 18 слоев поселений. В чем реальная причина такого строительства, пока остается загадкой. Также для ученых остается открытым вопрос, для чего в некоторых домах на стенах древние жители наносили сотни слоев извести, в частности учеными было обнаружено до четырехсот? Вы только представьте – четыреста слоев извести.(я думаю причина та же что и в украинских хатах-мазанках, известь не только предохраняет стены от плесени и паразитов, но и при том ,что печь топилась по черному,поддерживала стены в белом состоянии, украинские хаты изнутри подбеливались с не меньшей регулярностью). видимо эти ученые никогда не жили в сельской местности) или не знают что известь обладает хорошим обеззараживающим действием . что у животных могут быть блохи и они так же могут с вещами .с одеждой попасть в жилище…

 

new-1

 

Реконструкция дома из Чатал-Хююк. Видны отверстие в крыше и лестница.

 

chatal-hyuyuk-b

 

Святилища. Около трети домов были расписаны богаче остальных, с букраниями (бычьими головами или их изображениями) на стенах, а в одном случае за букраниями имелись на стенах и человеческие черепа. Они выделялись и территориально. Мелларт считал эти дома святилищами, однако в них происходила и обычная жизнедеятельность.Так что варианты могут быть разными — это могут быть дома жрецов-жриц, дома глав родов,  лучших охотников(ориентируясь на социальное устройство им должны были принадлежать добытые головы быков) с другой стороны за века существования города голов должно было быть очень много. логичнее предположить что и рога сохраняли не всех быков. а определенным образом выдающихся из общей массы. Если это не охота на диких быков. то они могли быть на полувольном выпасе и ,подобно существующей далее традиции, на Крите , на Миносе,в Греции, богам приносили в жертву лучших, а возможно это были быки которых отбирали по определенным признакам подобно египетским Аписам и их головы с рогами после смерти могли возвращаться владельцам быка, что бы с ними вернулась жизненная сила и душа священного животного могла вновь воплотится.

В девяти строительных горизонтах Чаал-хююка открыто 40 храмов или святилищ. В каждом 4 или 5 комнат.

00

На стенах таких домов имеется множество фресок, представляющих геометрические узоры и изобразительные сцены.

00

Узоры имитируют ковры и плетения, даже кайму со стежками вырисовывают. На сценах итифаллические (с эрегированным членом) мужчины охотятся на зубров или оленей.

0001

На одной фреске рисунок, который можно истолковать как двуглавую вершину потухшего ныне вулкана Хасандаг (в 140 км от Чатал-хююка) во время извержения с планом поселка на переднем плане. Рисовавший ее должен был до того видеть все поселение с высоты, возможно склона противоположной горы.

0004

 

Есть фреска с изображением человека с луком и  в набедренной повязке из леопардовой шкуры. Подобные повязки мы потом увидим на египетских фресках на жрецах. Толкователем событий и небесных предзнаменований был жрец Маа — «провидец». Он носил шкуру леопарда, чёрные пятна на которой символизировали звёзды. А теперь посмотрим на сакральные изображения леопардов в Чатал Хююке

а вот эти изображения пятен практически идентичны изображениям звезд — сияющих душ предков Ах-ах египетских фресок .изображающих небо

0001

Есть изображение человека с пращей,  напротив грифа.

На фресках Чатал Гуюка изображены священные Грифы, которые уносят души умерших на небо  На их спинах изображен именно Лабрис, который на фресках «выводится геометрическим способом» из Годового Круга, поделенного на шесть сезонных сегментов. С ним также идет вместе вполне современная двусторонняя стрелочка, указывающая на обратимый характер перемещения душ (дорога с двусторонним движением ) — Реинкарнацию!

 

Есть изображения акта рождения. В росписи часты изображения рук.

0001

Роженица с детенышем леопарда (Хаджнлар), Богиня на троне (Чатал Хююк)

Леопард, как можно заметить, очень часто сопровождает богиню. Иногда она едет на спине этого животного. Леопарды оказываются поручами трона восседающей богини (Чатал Хююк, начало VI тысячелетия). Иногда из этих фактов делается вывод, что изображаемая – мать природы, дающая жизнь всякой твари. Но по всей видимости, обитателей Чатал Хююка и Хаджилара больше волновало отображение реалий иного порядка.

Дж. Мелларт заметил, что умерших горожан Чатал Хююка, хотя и не всегда, но погребали облаченными в леопардовые шкуры. Костяные застежки от этих «костюмов» в большом числе обнаружены в могилах. На фресках святилищ также многократно изображены люди в леопардовых шкурах. О принадлежности бычьей и бараньей головы к образу Небесного Бога известно еще из верхнепалеолитической живописи, а в малоазийских неолитических городах, как, впрочем, и повсюду в Европе и Азии того времени, бык и баран становятся распространеннейшими символами. Леопард, хищник, способный пожрать плоть, подобно могиле, смерти, оказывается удачным образом «плотоядной» земли.

Матрона, рожающая бычью или баранью голову, ласкающая детеныша леопарда, очень возможно – изображение возрождения умершего к божественной жизни из недр Матери-Земли. Умирает и кладется в могилу тленный человек. Воскресает из лона земли Бог. «Сеется в тлении, восстает в нетлении… сеется тело душевное, восстает тело духовное» [Кор. 15. 42-44]. Изображения неолита, преодолевая скудость художественных выразительных средств, в немногих образах доносят до нас древнюю веру в грядущее перерождение человека.

В Чатал Хююке и Хаджиларе часто встречаются двойные и тройные изображения. То это грациозная девушка, зрелая, возможно беременная, женщина и мальчик на леопарде, то девушка, женщина и старуха; то обнимающаяся пара, а рядом – женщина, дающая жизнь бараньей голове. Мы помним, что сходные триады встречались и в религиозной живописи верхнего палеолита.

«Следует специально подчеркнуть тот факт, что в доисторической пластике встречаются два типа женских статуэток. – Отмечал в специально посвященной этой проблеме статье Карл Блеекер. – Помимо изображений матери, пышной беременной женщины, встречаются также изображения стройной девицы, девственницы. Важно и существенно, что богиня земли меняет свое обличье, доказывая тем самым, что мы неверно понимаем ее сущность, когда называем ее только «матерью», производящей на свет. Она оказывается также и прекрасной девой. Именуя ее только «матерью», мы слишком очеловечиваем ее. На самом деле это – Божественная госпожа» (Divine Lady) .

И хотя точно понять смысл этих изображений нам, видимо, никогда не удасться, ибо смолкло слово священнослужителя, свершавшего обряд, давно изглажены из памяти его жесты, все же можно предположить, что изображенное связывалось с изменением качества стихии земли. Вот она девственно прекрасна и нет еще в ней семени божественной жизни. Она – как бы невеста Бога, ждущая его объятий. Вот она несет в себе божественную жизнь, которая символом небесного Бога-Творца – бараном, быком являет себя из нее. Ребенок, стоящий на леопарде рядом с беременной матроной, – это достигший обоженья умерший, вышедший из утробы земли. И, наконец, старуха, часто изображавшаяся с чертами хищной птицы – это, видимо, земля, поглотившая своих мертвецов, ждущая их обновления .

Последнее в образе великой Девы-Матери – это странный на первый взгляд вопрос – была ли она объектом поклонения, являлась ли «богиней». Несмотря на очень распространенные наименования ее среди ученых-религиоведов «богиней-матерью», «богиней природы», «богиней земли», «богиней зверей»ответить на этот вопрос не так то просто. Имеющиеся в нашем распоряжении скульптурные и живописные изображения Девы-Матери не дают убедительных фактов почитания ее в качестве самодостаточной божественной личности. Фиксируется в них ее беременность, ее чадородная сила, но не она сама. Проводивший раскопки в Лепенски Вире сербский археолог Драгослав Срейович обратил внимание на изобилие обломков глиняных женских статуэток в мусорных ямах культуры Винча. Видимо, изображения эти не имели самостоятельного культового значения и не ценились вне ритуала, – делает вывод ученый, – после завершения священнодействия они выбрасывались . Но мы помним, что еще в среднем палеолите неандертальцы умели видеть в образе, например пещерного медведя, божественный первообраз, и потому с благоговением относились к его останкам. Смешать с бытовым мусором и отправить в яму поврежденные священные предметы вряд ли бы осмелился человек древности. К тому же повреждения статуэток скорее нарочиты, чем случайны.Очень может быть, что подобно могиле, считавшейся не вечным, но только временным пристанищем человека ,  сама Мать-Земля воспринималась скорее как средство перехода из смерти в жизнь.

wall-painting-bull-hunt

 

 

228

Реконструкция «святилища» в Музее анатолийских цивилизаций.

eab5c5bdf2f3

 

Реконструкция «святилища» в Музее анатолийских цивилизаций.

o_1307574

Особенностью Чатал-хююка являются рельефы, в основном двух сюжетов: больших кошек (видимо, леопардов) обычно попарно, и бычьих голов – букраний. Бычьи головы крепились на стены или на низкие платформы, целыми рядами. В рельефах антропоморфны только женские божества, мужские представлены в образе быка или барана. Тщательно вылепленные женские груди, внутри которых – черепа лисиц, ласок или грифов. Иногда там, где предполагается фигура богини, налицо только два леопарда, обращенных мордами друг к другу.Помимо рельефов, нередко достигающих высоты двух и более метров, святилища Чатал-Хююка украшали великолепные фрески – вероятно, самые древние в мире. Эти рисунки, нанесенные красной, розовой, белой, кремовой и черной краской на еще сырые, выбеленные или покрытые розоватой обмазкой стены, сделаны в 6 тысячелетии до н. э.

 

leopardy

 

Рельефное изображение двух леопардов.

По расчетам ученых общее поселение занимает площадь около 13 гектар, на сегодняшний день исследователи раскопали только 0,5 га. Но больше всего исследователей поразили настенные росписи, множественные женские статуэтки из мрамора, известняка, базальта, сланца, глины.

 А по количеству женские изображения многократно превосходят мужские. Множественные статуэтки и росписи свидетельствуют о наличии богатой религиозной символики, а точнее сказать, о преобладании духовной составляющей в жизни поселенцев. Комнаты, в которых сосредоточены женские фигурки, исследователи назвали комнатами–святилищами, или молитвенными комнатами. Еще при первых раскопках, в 60-х годах, было обнаружено 40 комнат-святилищ, то это немало, если учесть, что пока раскопано только около 4% от общей площади города.

Статуэтки делятся на две группы: разработанные фигуры божеств и грубые изображения животных и людей (сидячие фигурки), видимо, вотивные (предназначенные привлечь внимание божества). Первые – только внутри святилищ, вторые – только снаружи, воткнутые в стены. (фигурки на стенах египетских городов?)

По изображениям можно распознать основные фигуры чатал-хююкского пантеона. Основная богиня показана как молодица, мать-подательница жизни и старуха (в одном случае ее сопровождает птица-гриф). Есть статуэтка двойной богини – с двумя головами. Это связывают с культом близнецов, но вряд ли это так (обычно божественные близнецы не женского рода), скорее тут две ипостаси одной богини.

Мужское божество изображается как юноша (сын или возлюбленный богини, иногда он сидит на леопарде), а также (или это другое божество) как бородач, сидящий верхом на быке,бородач с головою быка. Значение мужского божества от слоя к слою падает.

 

1350414379_velikaya-boginya-mat-v-okruzhenii-leopardov.-artefakt-iz-chatal-uyuka

 

Статуэтка «Богини-матери» Статуэтка из обожженной глины высотой 16,5 см изображает тучную женщину с оружием, возлежащую на двух больших кошках – то ли львах, то ли леопардах. Это явно богиня, управляющая миром зверей – таких богинь затем в Малой Азии и вокруг было немало: Кибела, Астарта-Иштар, Деметра. У некоторых женских статуэток в спине проделано отверстие.

cimi034b_catpage12341234eqrwerwe

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способ погребения.Умерших хоронили тут же в доме (и в одном доме их было число составляло 68). Хоронили под полом, чаще всего под очагами и другими возвышениями, хоронили вместе с сопроводительным инвентарем  — деревянными сосудами, оружием и т. п. Но хоронили не труп, а только кости. Часто скелеты расчленены, а черепа отделены. Найденные черепа покрыты алебастром, моделирующим лицо, и раскрашены. Иногда останки посыпали красной охрой и киноварью, а шею и лоб окрашивали в синий или зеленый цвет. Полагают, что погребальный ритуал был более сложным, а захоронение костей – это лишь его завершение.

Это ясно из фресок двух святилищ из слоя VII, на которых изображен процесс предварительной обработки трупов. Сначала мертвых обезглавливали, затем помещали на вышки, сооруженные из плетенок и циновок. На этих вышках мертвецы были открыты огромным птицам – грифам, которые склевывали плоть. Только после этого кости погребали. Это типичная первобытно-иранская традиция обхождения с мертвыми – их выдача собакам и птицам, выставление для птиц на «башни молчания». Три фрески не только изображают последовательные стадии этой работы, но и выдают ее суть, как ее себе представляли чатал-хююкцы. На первой фреске огромные птицы откусывают головы у покойников (символически умерщвляют их), причем головы (или души?) показаны в чреве у птиц. На второй птицы укладывают черепа и отдельно безголовых покойников на «башни молчания». Души еще у них во чреве. Третья фреска – самая интересная: Здесь птицы вкладывают души (младенцев) в животы женщин, выглядящих точно как статуэтки: младенцы уже в животах женщин, а у птиц во чреве ничего нет.( см. гриф-мать в  религии Древнего Египта)

Это весьма распространенная у народов Востока (от Индии до Греции) идея сансары – переселения душ для их рождения в новом теле. Птицы выступают здесь как переносчики душ. Как эта погребальная традиция и эти представления попали из анатолийского неолита в иранский (арийский) бронзовый век – особый вопрос. Но смысловая связь  представляется несомненной

Во всяком случае, из этого можно заключить, что у чатал-хююкцев было представление о душах и об их роли в рождении и смерти человека.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAi-2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Камень. Среди каменных орудий преобладали обсидиановые – ножи, наконечники стел и копий.Здесь были обнаружены свидетельства беспрецедентного уровня развития технологии: сотни ножей, кинжалы, наконечники стрел и копья, из кремня или обсидиана, сработанные с поразительным и невиданным мастерством, намного опережающим уровень технического развития любых других культур, известных на Ближнем Востоке того времени. Обсидиан, в частности, является чрезвычайно твердым вулканическим стеклом, и отбитые куски этого стекла могут иметь невероятно тонкий режущий край, гораздо более острый, чем любое современное металлическое лезвие.

Были также найдены великолепно отполированные обсидиановые зеркала, бусы с тончайшими отверстиями, ювелирные украшения и тканые изделия высочайшей пробы, в их числе ковры – свидетельство жизни в комфортных условиях. Эти поселенцы не использовали глиняную посуду, однако пользовались деревянными и плетеными изделиями, которые по своей сложности и мастерству исполнения не имеют себе равных среди изделий той эпохи.

Их техническое совершенство столь велико, что нам до сих пор неизвестно, как эти люди создавали некоторые из предметов своего быта. Мы не знаем, как они полировали свои твердые обсидиановые зеркала, не оставляя ни единой царапины на поверхности; были найдены каменные бусы, а также несколько из обсидиана, в которых, трудно поверить, просверлено отверстие столь тонкое, что через него невозможно просунуть современную иголку. Невозможно представить себе, как они могли сделать их, не прибегая к использованию очень твердых металлических сверл. Тем не менее они каким-то образом сумели их сделать.

Важным источником дохода поселения Чатал-Хююк была торговля обсидианом. Эта горная порода чрезвычайно ценилась в эпоху неолита. В обмен на обсидиан в Чатал-Хююк из Сирии доставляли кремень, из которого делались кинжалы и другие орудия. Из кремня делались более престижные ножи – с ручками из резной кости.

 

0_b0fae_38158571_orig

Керамика появилась не сразу. В древнейших слоях (до Х сверху слоя) ее нет – Чатал-хююк начинался как докерамический неолит. В промежутке от 7050 до 6800 до н.э. уже появляются кувшины, которые сначала использовались только для хранения, а потом (около 6500-6400 г.) и для приготовления пищи. Всё же керамика, красная, была примитивной, более качественными были деревянные, костяные и роговые сосуды. Керамика получше, темнолощеная, появляется только в слое VIA, около 5900 г., с V горизонт появляется темно-желтая керамика, с IV – с крапчатой росписью.  Геометрические узоры на них со временем усложнялись.

 

original

 

fig1_bear_stamp_seal_158

Хозяйство. В Чатал-Хююк культивировалось 14 видов растений,Из домашних растений выращивались пшеница одно- и двузернянка, голозерняный ячмень, горох, бобы, чечевица, вика, виноград и некоторые археологи считают, что это была основа растительного рациона. Из диких растений в поселении найдены миндаль, жёлуди, фисташки.

В стаде имелись домашние овцы и козы, а вот кости крупного рогатого скота – проблематичны. Одни палеоботаники считают, что это кости домашних животных, другие – что диких, как и кости лошади и свиньи, что на них велась охота. Во всяком случае химический анализ показал, что крупный рогатый скот не был основным источником белка для местного населения. Охотились с собакой также на оленя, кабана и леопарда.

Торговообменные отношения связывали Чатал-хююк с весьма отдаленными местностями. Обсидиан поступал из Каппадокии (190 км в СВ от поселения), кремень – из Сирии, балки из сосны и можжевельника вероятно из гор Тавра, есть раковины из Средиземного и Красного морей.»Его многочисленные святилища, — писал Мелла-арт о Чатал-Хююке, обобщая итоги трех первых сезонов раскопок (1961-1963), — свидетельствуют о наличии развитой религии, системы мифов и символов; постройки — о начатках архитектурного мышления; хозяйство — о богатом земледельческом и животноводческом опыте, а предметы, сделанные из материалов, несвойственных данной местности, — об оживленной торговле сырьем».Прекрасные ткани в Чатал-Хююк были настолько высокого качества, что не заставили бы устыдиться и современного ткача. Деревянная посуда в Чатал-Хююк, наряду с плетеной долгое время заменявшая керамику, демонстрирует такое разнообразие форм, техническое мастерство и изысканный вкус, что подобной ей не было в то время на всем Ближнем Востоке.

Общественное устройство. Нет социального расслоения – все дома примерно одинаковы, нет административных зданий и домов-мастерских, так что Чатал-хююк был не городом, а просто большой деревней.

Статуэтки Богини-Матери побуждали некоторых археологов, особенно феминисток (как Гимбутас)))), говорить о матриархате, но это не подтверждается материалом. Как установила команда Ходдера, женщины и мужчины, по-видимому, имели равный статус в обществе. Число погребений высокого статуса одинаково у мужчин и женщин. Ни рацион обоих полов, ни время, проводимое в жилище, не различались (время в жилище определяли по количеству вдыхаемой сажи на ребрах). В искусстве различие лишь такие: на фресках в основном изображены мужчины, в статуэтках – женщины.

В верхних слоях находимы глиняные печати. Возможно, это маркеры собственности (или клейма мастеров?).интересные идеи с форума ставлю здесь -Кроме Лотхала известен также легендарный город Дварака, который был смыт цунами в 16 веке до н.э. . В Пуранах описывается город Дварака (Дваравати), который «посреди моря был построен очень добротно: в нем были прямые дороги, широкие улицы и переулки, а также чудесные сады и парки, где росли… деревья желаний… В городе было также множество дворцов и ворот… Почти все дворцы были необыкновенной высоты. В каждом доме имелись погреба, где стояли большие золотые и серебряные сосуды для хранения зерна. В комнатах было много золотых сосудов с водой. Стены спален были инкрустированы самоцветами, а полы выложены мозаикой из драгоценного камня мараката». Интересная особенность этого города «что Кришна повелел всем жителям Двараки носить с собой печати» (Махабхарата), то есть паспорта….и еще…о Крите (.http://www.istorya.ru/referat/referat2/21658.php.)..У каждого минойца при себе была печать-паспорт. Она выглядела как небольшой кружок с рисунком (точками) и крепилась к руке ниткой, как браслет. Ни на одной печати рисунок не повторялся.(К сожалению, из этого реферата не ясен источник этого сообщения.

Стены смежных домов не бывают общими — у каждого свои. Их можно было ремонтировать отдельно.

Согласно свидетельствам археологов за 1400 лет существования города не было обнаружено не единого следа насилия и убийства – среди тысяч найденных скелетов ни один не имел следов насильственной смерти. В городе отсутствуют оборонительные стены, также не было обнаружено каких-либо свидетельств вооруженных конфликтов.

Специальных крепостных стен нет, но в поселение не попасть без лестниц: ведь входа нет.Не забраться в его дома хищникам.

Значение и этногенез. Странно для нас, что Гордон Чайлд, чьи книги формировали наши представления о распространении культуры с Древнего Востока, умер за год до открытия Чатал-хююка и ничего не знал о нем!  Петер Йенсен назвал Чатал-хююк «археологической сверхновой» (звездой). Его объявляли старейшим городом в мире, самым ранним неолитическим поселением и прочим самым-самым. Сейчас ясно, что это не город, что старейший город в мире – Иерихон, что производящее хозяйство возникло в Абу-Хурейре раньше, что и в Анатолии есть более ранние центры неолита (Ашиклы-хююк с 8400 г. до н. э.) и т. д.

Но сейчас также ясно, что производящее хозяйство пришло в Европу из Анатолии (неолитизация Европы). Это установлено согласованием археологических и палеогенетических данных. Колин Ренфру счел что одновременно с этим и из того же источника пришла в Европу и индоевропейская речь. Таким образом, Чатал-хююк оказался показателем индоевропейской прародины. В. А. Сафронов также объявлял, что Чатал-хююк по всем параметрам подходит под индоевропейскую прародину в ее самой начальной фазе.

На деле нет надежных доказательств индоевропейской принадлежности Чатал-хююка. Культ быка распространен в Средиземноморье (Апис в Египте, Минотавр на Крите, коррида в Испании), но чужд остальной Европе. Для южноевропейских индоевропейцев это был доиндоевропейский субстрат. Культ Богини-Матери, владычицы зверей, тоже для Южной Европы субстратный. Европейские религии характеризуются господством мужских божеств. Никаких следов культа леопарда в индоевропейской мифологии нет. Зато есть в африканской мифологии. Еще в XIX и даже XX веке сохранялись в разных странах запада Центральной Африки (Конго, Камерун, Нигерия, Либерия, Сьерра-Леоне) поверья в особую силу аниото — оборотней-леопардов с их колдовским снадобьем борфимой из печени убиваемых ими людей. Существовали тайные мужские союзы, рядившиеся в маски и шкуры леопарда и терроризировавшие такими зверскими убийствами население. Существовал миф о женитьбе леопарда на девушке – напрашивается ассоциация с леопардом спутником богини в Чатал-хююке. В этом смысле Гимбутас была права: это всё не индоевропейская культура.

Антропология. Тонкокостные скелеты чатал-хююкцев представляют средиземноморский тип. Некоторые антропологи считают, что он происходит от евроафриканской расы – древнейшей для протонеолитических могильников Анатолии, а эта раса является потомками европейского верхнепалеолитического человека. Вот они и продолжают традицию натуралистического искусства европейского палеолита – до середины VI тысячелетия до  н. э.

Дополнительно — Теренс Маккенна, «Пища Богов» /Перевод с английского Р. К. Сергачева. — Издательство Трансперсонального Института, Москва 1995 — http://www.behigh.org/library/makkenna/fotg.html

Джеймс Меллаарт, «Чатал-Хююк: город неолита в Анатолии» (Mellaart, Catal Huyuk: A Neolithic Town in Anatolia (New York: McGraw-Hill. 1967)

«Джеймс Меллаарт — основной исследователь района Чатал-Хююка — отмечает, что Чатал-Хююк при всем своем блеске не оказал никакого влияния на окружающие его общества. Последовала катастрофическая серия пожаров на слоях V и VIa около 6500 года до н. э., и город был покинут, из чего стало ясно, что эпоха незащищенных городов, эпоха партнерства кончается. С этих пор социальные учреждения, основанные на партнерстве, и старая религия Богини-Матери на Ближнем Востоке становятся свидетелями постепенного разрушения и распада. Жители Чатал-Хююка, бежавшие после его падения, рассеялись по разным местам. Некоторые из них осели на острове Крит.»

тут автор указывает на сходство с культурой Крита.а лично для меня очень наглядно сходство с Древним Египтом, причем периодом до полного установления культа Осириса, скорее начального этапа его становления.

«Первая цивилизация Европы» — http://voenpolit.com/?p=3269
Резерв: http://historicaldis.ru/blog/4369701820 … ya-Evropyi

ссылка на форум http://laiforum.ru/viewtopic.php?t=3105

1466400023_9-catal_hyk_el

Reconstruction of Catal Huyuk or Catalhoyuk sanctuary

Image 100000

В молитвенных комнатах, относящихся к 6200 году до нашей эры, были обнаружены четыре человеческих черепа, размещенных возле головы быка. Также на стене изображены хищные птицы, с человеческими ногами, нападающие на обезглавленного человека. Значения этих рисунков ученым пока не удается расшифровать. Неразгаданных рисунков великое множество, и ученые понимают, что эти рисунки несут в себе какую-то глобальную информацию.

Ученым предстоит разгадать еще множество тайн и загадок этого уникального города, но основной вывод можно сделать уже сейчас – жители Чатал-Гуюка основали, возможно, первое в известной человеческой истории общество свободы и равенства, существовавшее практически на протяжении трех тысячелетий! Общество, в котором не было классовых различий, отношение к женщине было почтительное и уважительное, общество, в котором вообще не были известны войны и преступления. Ученые это называют социальным феноменом.

chatal-stena

Самое интересное, что согласно докладам к такому мнению исследователи пришли еще в 60-х годах прошлого века, при первых раскопках города. Но, по некоторым причинам, именно такие выводы исследователей практически нигде не афишировались.Ведь большинство людей понимает, что коренным образом изменить современное материальное общество  сложно и в наше время.

 Но на примере Чатал-Гуюка можно понять не только то, что в наших силах жить по другому. Изучив подробнее древние рисунки в молитвенных комнатах, мы можем открыть для себя такие подробности о создании нашего мира и общества, что это в корне перевернет представление людей о жизненных ценностях и приоритетах.

 

»

 

 

 

 

Чатал-Хююк — мегаполис эпохи неолита: Один комментарий

Добавьте свой

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: