Великая Богиня-Мать

Судя по несметному количеству изображений, доставшихся нам от доисторической Евразии, источником древнейших религиозных переживаний было великое таинство женской животворящей силы созидания. Великая Богиня-Мать, из священного мрака утробы которой исходят все творения, была метафорой самой Природы, вселенского источника жизни и смерти, постоянно обновляющегося в непрерывной смене жизни, смерти и возрождения.

Археологи находят очень древние кремневые изображения женщин и животных, которые датируются ашельским периодом нижнего палеолита, т.е. изготовлены более 500 000 лет назад’. Начиная с мустьерского периода среднего палеолита (от 100 ООО до 40ОО0 лет назад) над захоронениями стали устанавливать камни треугольной формы и вырезать чашевидные знаки. Эта древнейшая религиозная символика еще не была систематически изучена; ббоьшая часть исследований обращена к периоду верхнего палеолита (от 40 000 до 10 000 лет назад).

На период верхнего палеолита пришелся настоя­щий творческий взрыв огромный объем наскальной живописи, каменной резьбы и скульптур. Пещеры, в которых можно видеть эти изумительные рисунки и резные изображения животных, были святилищами; там проходили сезонные и инициационные ритуалы и другие обряды, связанные с сакральным циклом бытия

Первая женская статуэтка эпохи верхнего палеолита была обнаружена примерно в 1864 году маркизом де Вибре на юго-западе Франции в Ложери-Бас. Статуэтка из Ложери-Бас сделана из слоновой кости, у нее отсутствуют голова и руки, но сделан четкий надрез, изображающий вагинальное отверстие. Маркиз де Вибре назвал найденную им находку «Венера распутная», тем самым дав название целому классу женских статуэток палеолита.


Венера из Ложери-Бас, высота 8 см, возраст 15 тыс.лет, из слоновой кости, Франция 

Между 27000 и 25000 гг. до н.э. появляются миниатюрные скульптуры разнообразных божеств из камня, рога или кости. Около трех тысяч подобных статуэток было найдено на пространстве между Южной Францией и Центральной Сибирью.Большая часть женских статуэток времен верхнего палеолита представлена в виде обнаженного тела, с выраженными частями и органами, имеющими отношение к рождению и кормлению ребенка – это подчеркнуто большая грудь, бедра, живот, вульва, зачастую изображена беременность. Голова, руки и ноги у многих палеолитических венер не очень акцентированы или отсутствуют.

Богатство материала позволяет приблизительно установить их символическое значение, а различие форм, жестов и атрибутов в сочетании с данными о месте их обнаружения, классифицировать их типы отражающие различные ипостаси и функции

Древнейшие из вырезанных на скалах символов, как и изделия из рога и кости, являются прямым следствием глубочайшей веры в Богиню-дарительницу жизни, источник всего сущего, которая, однако, может принимать разные обличья. Начиная с 25000 г. до н.э. ее изображения уже наделены грудью, вульвой и ягодицами огромного размера: так выделяются зоны излучения ее детородной мощи. Изучение символики палеолитического искусства показывает, что в эту эпоху созидающее божество было именно женским, а не мужским. Более того, во всем палеолити­ческом искусстве нет ничего, похожего на фигуру 0тца.

Вынашивание и вскармливание потомства —первичная модель образа Богини, источника всего живого.

Вырезанные из слоновой кости или мягких каменных пород миниатюрные женские статуэтки по мнению некоторых историков не были ни «Венерами», хоть их часто так именуют, ни «амулетами плодовитости», предназначенными для стимуляции мужской сексуальности. Их роль была намного важнее: они давали жизнь и оберегали ее, приносили смерть и обеспечивали возрождение.

Богиня олицетворяла собой все формы и проявления постоянно обновляющегося жизненного цикла. Мы истолковываем ее функции, опираясь на тщательное изучение атрибутов этих древних скульптур: их поз, жестов, головных уборов и соответствующей религиозной символики. Многообразие способов репрезентации женского божества, остававшегося актуальным на протяжении многих тысячелетий хорошо прослеживается на примере сохранившихся верхнепалеолитических артефактов.

Древнейшая палеолитическая венера из известных на сегодняшний день обнаружена в 2008 году в пещере Холе-Фельс близ немецкого города Шельклинген, который находится примерно 130 км западнее Мюнхена. Ее называют «Венера из Холе-Фельс» и датируют возрастом в промежутке между 35 и 40 тысячами лет. Венера из Холе-Фельс является древнейшим признанным произведением искусства верхнего палеолита и доисторического фигуративного искусства вообще.

Статуэтка сделана из бивня мамонта и представляет собой типичную палеолитическую венеру — с подчеркнуто большим животом, широко расставленными бедрами и ярко выраженным акцентом на грудях и вульве. На месте головы отверстие, дающее право предполагать, что статуэтка использовалась как кулон – амулет.


Венера из Холе-Фельс, высота 6 см, возраст 35- 40 тыс.лет, из бивня мамонта, Германия. Хранится в Музее доисторической культуры в Блаубойрене. 

Иконография Богини данного периода включает в себя несколько типов символических изображений абстрактного или иероглифического характера: знаки в виде « X » и « V », треугольники, меандры и т.д.; более предметные изображения в виде вульвы, грудей и птичьих лапок; символические изображения животных, воплощающие различные ипостаси Богини и ее могущества. Эта иконография культа Богини в общих чертах сохранилась и после возникновения земледелия, но, конечно, в более развитом виде что соответствовало изменению экономических : условий.

Эпоха неолита ознаменовала новый расцвет твор­ческого самовыражения. Благодаря изобретению керамики (ок. 6500 г. до н.э.) на свет появились тысячи глиняных статуэток и сосудов, храмы и их миниатюрные модели, стенные росписи, рельефы и бесчисленные предметы обрядового назначения. Арсенал религиозных символов стократно возрос, что дает обширный материал для дешифровки иконографии Богини. Более того, символические образы Древней Европы (6500-3500 гг. до н.э.) главный ключ к религии эпохи палеолита, поскольку для многих из них характерна преемственность традиции.  .

Статуэтки различных воплощений Богини могли быть отчетливо изобразительными, включая детальное воспроизведение ее одеяния и головного убора, или же предельно схематизированными. Не исключено, что последние имели вотивный характер или же служили амулетами. Статуэтки, как правило, находят в святилищах на алтарях, на платформах у пе­чей, в специальных местах для приношений, а также в пещерах и в могилах. Нередко бывает, что археологи обнаруживают целый склад такого рода фигурок, хранившихся в сосуде или же составленных в миниатюрную «картину» того или иного аспекта культа. Очевидно, что подобные группы использовались для проведения ритуалов. Непрерывное изготовление статуэток говорит о том, что это был своего рода энергетический процесс, в который были вовлечены все участники ритуала.

Среди статуэток можно выделить по крайней мере 20 типов женских и 5 типов мужских как антропоморфных, так и полуантропоморфных-полузооморфных изображений в различных позах и с разными чертами лица, масками, головными уборами и сопутствующими символическими изображениями. Подобные образы также можно видеть на стенах храмов и пещер или на стенках сосудов, в виде рельефов или рисунков.

Наиболее известной венерой палеолита считается Венера Виллендорфская. Почему эта статуэтка стала самой известной из всех фигурок не понятно, возможно из-за хорошо сохранившейся формы, а возможно просто из-за рекламы. Тем не менее Венера Виллендорфская самая известная из всех фигурок палеолита и на 2005 год стоимость этой статуэтки оценивалась в 60 млн долларов.

Венера Виллендорфская была обнаружена в 1908 году в Австрии в одном из древних захоронений близ местечка Виллендорф, 80 километров западнее Вены. Возраст фигурки из Виллендорфа датируют 29,5 тысяч лет, изготовлена она из известняка высотой 11 см. Её груди, живот и бёдра имеют большие округлые формы. Чётко выраженные линии подчёркивают пупок, половые органы и руки, сложенные на грудях. Черты лица полностью отсутствуют. Интересными особенностями Венеры Виллендорфской являются хорошо вырезанные волосы или головной убор на голове и то, что фигурка подкрашена красной охрой.


Венера Виллендорфская, высота 11 см, возраст 29,5 тысяч лет, из известняка, Австрия. Экспонируется в венском Музее естествознания. 

Окраска красной охрой встречается также у «Венеры Лоссельской». Значение такой подкраски доподлинно конечно же неизвестно, но обычно использование охры связывается с религиозным или ритуальным действом.

Венера Лоссельская представляет собой барельеф на блоке известняка, который был обнаружен в 1911 году на раскопках у французского поселка Лоссель, это 150 км восточнее Бордо. В правой руке обнажённая женщина держит предмет, напоминающий турий рог.


Венера Лоссельская, высота 46 см, возраст 20 тысяч лет, из известняка, Франция 

Венеры палеолита обычно вырезаны из костей и бивней слонов или мамонтов, или из мягких пород камня, таких как стеатит, кальцит, мергель или известняк.

Уникальным по материалу изготовления экземпляром является Венера Вестоницкая. Эта фигурка керамическая и является древнейшей известной науке керамической статуэткой. При томографическом исследовании на статуэтке обнаружен древний отпечаток детской руки, оставленный ещё перед обжигом. Венера Вестоницкая была обнаружена в 1925 году в деревне Дольни-Вестонице, в 40 км южнее города Брно в Чехии.


Венера Вестоницкая, высота 11 см, возраст 31-27 тысяч лет, керамика, Чехия. Выставлена в Моравском музее города Брно. 

По своим внешним характеристикам и времени происхождения к венерам из Виллендорфа и Дольни-Вестонице близка Венера Мораванская. Она была найдена словацким фермером в 1938 году у деревни Подковица недалеко от Мораваны-над-Вагом, это около 70 км от Братиславы. Во время Второй мировой войны фигурка попала в руки немецкого археолога, который отправил её на экспертизу в Париж и лишь в 1967 году Венера Мораванская была возвращена обратно в Словакию.


Венера Мораванская, высота 7,6 см, возраст 23-22 тысяч лет, из бивня мамонта, Словакия. Хранится в Словацком народном музее в Братиславе. 

Еще одним интересным экземпляром палеолитической венеры, найденной в Европе является Венера Леспюгская. Это фигурка из слоновой кости с крайне выраженными и даже гипертрофированными женскими округлостями 15 сантиметров в высоту датируется возрастом в 28-26 тысяч лет. Венера из Леспюга была обнаружена в 1922 году в пещере близ деревни Леспюг, на склонах Пиренеев со стороны Франции, это около 70 километров юго-западнее от Тулузы.


Венера Леспюгская,  высота 15 см, возраст 28-26 тысяч лет, из слоновой кости, Франция. Экспонируется в парижском музее человека. 

Верхний палеолит – это времена ледникового периода: труднодоступность пищи, отсутствие сельского хозяйства и скотоводства. Людей, проживавших в те времена, называют охотниками на мамонтов. Поэтому формы тела палеолитических венер пышные, ведь это образ плодородия женского тела, символ изобилия и безопасности.

Но не все палеолитические венеры имеют преувеличенные фемининные черты. Например, Венера Петрковская, найденная в 1953 году возле чешского города Острава представляет собой безголовый торс стройной молодой женщины с маленькой грудью. Фигурка вырезана из гематита. Отсутствие головы является намерением автора. Треугольник внизу живота ярко подчеркивает женственность и фертильность образа.


Венера Петрковская, высота 4,5 см, возраст 25-23 тысяч лет, из гематита, Чехия. Находится в Археологическом институте города Брно. 

Еще одним примером стройной венеры палеолита является женская статуэтка, найденная при раскопках верхнепалеолитическая стоянки Елисеевичи 1, которая находится возле деревни Елисеевичи Брянской области, примерно в 60 км от Брянска. У венеры из Елисеевичей плоский живот и тонкая талия, при этом размер бедер явно указывает на фертильность и плодовитость женского тела.


Венера Елисеевичская, высота 15 см, возраст 15 тысяч лет, из кости мамонта, Россия. 

Зачастую фигурки палеолитических венер лишены головы, если голова и есть, то отсутствуют черты лица. Хотя и в этом вопросе тоже есть исключения, есть палеолитические венеры с хорошо прочерченными чертами лица. Например, венера Гагаринская, которая была найдена около села Гагарино Липецкой области, в 60 км от Липецка. Гагаринская палеолитическая стоянка была открыта в 1924 году крестьянином, нашедшим кости мамонта. При исследованиях этой стоянки было обнаружено несколько женских статуэток.

На следующем фото изображены 2 статуэтки, найденные в Гагарино. Крошечная фигурка слева представляет из себя уникальный образец с намеченными чертами лица и головным убором в виде шапочки. Уникальна также поза этой фигурки – ручки сложены на груди и подняты к лицу в молитвенном жесте.


Венеры Гагаринские, высота фигурки слева около 5 см, справа около 12 см, возраст 22-20 тысяч лет, из бивня мамонта, Россия. 

Более крупная фигурка венеры Гараринской, которая справа на фотографии, тоже представляет из себя интересный экземпляр. У нее над животом изображено древние украшение-оберег. Украшения в архаичном обществе прежде всего исполняли защитную функцию от злых духов. Женщина готовится стать матерью и оберег под грудью над животом призван защищать ребенка в ее утробе.

В общей сложности в мире известно около 150 палеолитических венер. Несколько десятков из них были найдены на территории Евразии,на территории России открыто множество археологических стоянок палеолита. Многие из фигурок, найденные в России заслуживают большого внимания и известности. Но у людей нет возможности увидеть эти уникальные экземпляры и даже узнать о них, информации в интернете ничтожно мало, по сравнению с тем как описаны и представлены находки из стран Европы. В Европе есть и памятники этим археологическим находкам, и различная сувенирная продукция производится, и украшения, и сотни страниц интернета им посвящены.


Памятники венерам палеолита в европейских городах
Сувениры и украшения с австрийской Венерой из Виллендорфа 

В Воронежской области, в 40 километрах от Воронежа в селе Костёнки организован необычный археологический музей. Здание музея поставлено без фундамента, стены музея просто огораживают место раскопок древнего жилища из костей мамонта, поэтому музей работает сезонно, только в теплое время года.

Археологическая стоянка в селе Костёнки была обнаружена в 1879 году, но планомерное и детальное исследование костёнковских памятников было начато только в 1920-е годы.

На раскопках в селе Костёнки, названном так в честь множества костей мамонта, которые находили жители села у себя в подвалах и огородах, было найдено несколько фигурок палеолитических венер, по некоторым данным около 10, но точного количества мне выяснить не удалось — очень мало доступной информации. Они датированы возрастом 23-21 тысяч лет, выполнены из бивня мамонта и осадочной камнеподобной горной породы — мергеля. В музее в Костёнках продемонстрированы копии лишь 3-х Костёнковских венер.


Венеры Костёнковские, возраст 23-21 тысяч лет, фигурка слева около 7 см из мергеля, фигурка справа около 12 см из бивня мамонта, Россия. 

В целом для Костёнковских венер характерны округлые формы груди и живота. На статуэтке, что на фото слева, как и у Венеры из Гагарино, присутствует украшение-оберег, но здесь оно размещено на верхней части груди женщины и говорит, скорее всего, о том, что этот оберег служит для сохранения молока для кормления ребенка.

В Костёнковской венере на фото справа очень гармонично передан образ плодородия. Показана много рожавшая женщина, которая вновь готовится стать матерью, маленькие ручки вытянуты вдоль живота, голова наклонена, как будто она прислушивается к находящейся внутри нее новой жизни, вся фигурка производит ощущение умиротворения и покоя.

Некоторые женские статуэтки в Костёнках представляют собой сознательно разбитые фигурки, то есть голова и нижняя часть ног были отломаны специально в каменном веке. Возможно это был какой-то ритуал.

Подобные Венерам из Костёнок статуэтки с чётко различимыми чертами лица и возрастом в 23-22 тысячи лет также были найдены при раскопках близ поселка Авдеева Курской области, около 35 км от Курска. Древности возле Авдеева были найдены в июне 1941 года, за несколько дней до начала Великой Отечественной войны. Полноценная научная разведка памятника началась уже после войны.

К костёнковско-авдеевской культуре также относят и 2-х Венер Зарайских из бивня мамонта, которые были найдены при археологических раскопках в самом центре старинного русского города Зарайска Московской области, около 130 км от Москвы в сторону Рязани. Зарайские Венеры были найдены в 2005 году. На Зарайской стоянке ученые нашли множественные следы применения природной красной краски охры, такой же которой покрыты Венера Виллендорфская и Венера Лоссельская.

Особняком среди венер палеолита стоят венеры Мальтинские и Буретские. Эти фигурки были найдены гораздо восточнее, чем прочие палеолитические венеры. Мальта и Буреть – это села в сибирской глубинке Иркутской области. Село Мальта расположено в 80 км на подъезде к Иркутску, а от Мальты до Бурети около 13 километров.


Венеры Мальтинские, возраст 24 тысячи лет, из бивня мамонта, Россия. 

Статуэтки сибирского палеолита заметно отличаются от европейских. Поверхность большинства сибирских женских фигурок покрыта орнаментом, так изображена меховая одежда. Головки статуэток крупные и часто обладают схематически моделированным лицом и причёской. Формы женщины-матери подчёркнуты у сибирских венер меньше, груди переданы неглубокой резной линией. Многие статуэтки сужаются книзу, вероятно, для того, чтобы их можно было воткнуть в землю. У некоторых сибирских венер в нижней части имеются отверстия, что позволяло их подвешивать и носить как амулет.

Всего в Мальте и Бурети найдено около 40 статуэток, от 3,7 см до 13,6 см в высоту. Почти все они изготовлены из бивня мамонта, одна — из рога северного оленя.

Археологическая стоянка в Мальте была открыта в 1928 году, когда крестьянин выкопал из земли огромную кость, затем на место прибыл сотрудник краеведческого музея и там начались раскопки. Венеры Мальтинские и Буретские показывают, что развитая человеческая культура верхнего палеолита, существовавшая в Европе, простиралась куда на более обширную территорию, как минимум до озера Байкал.

Венеры палеолита находят по сей день. В апреле 2017 года на стоянке у села Хотылёво, который расположен в 25 км к северо-западу от города Брянска была найдена женская фигурка из бивня мамонта возрастом 23 тысячи лет. Фигурка была найдена рядом со скоплением крупных кремневых пластин и фрагментов костей мамонта, окрашенных все той же минеральной краской – охрой. Венера Хотылёвская изображена беременной, при этом статуэтка выглядит удивительно изящно благодаря вытянутым тонким ножкам.


Венера Хотылёвская, высота 5 см, возраст 23 тысячи лет, из бивня мамонта, Россия. Находится в Брянском краеведческом музее. 

Почитание плодородия природы, как вечно беременного жизнью чрева, как матери, постоянно кормящей своих детей не закончилось временами палеолита. И оно не может закончится, покуда человек существует и видит продолжение жизни, осознает изобилие природы и обеспечение каждого живого существа на планете пропитанием и поддержкой.

В более поздние времена неолита и энеолита, это примерно 12-5 тысяч лет назад, люди продолжали изготавливать женские фигурки, а значит представление об источнике всего сущего, выраженном в женском начале, было столь же актуально. 5 тысяч лет назад — это времена значительно более близкие к нам, чем палеолит, но о культуре тех времен нам также мало что известно. В неолитическом искусстве появляется больше женских статуэток из керамики. Женские фигурки неолита и энеолита мне удалось увидеть в Эрмитаже.

Например, вот так выглядели венеры энеолита юго-западного Причерноморья, которые датированы возрастом в 6-5 тысяч лет. Акценты все также на грудях и бедрах, округлые животы и треугольник в районе низа живота.


Венеры энеолита юго-западного Причерноморья, возраст 5 тысяч лет, Эрмитаж
Венера энеолита юго-западного Причерноморья, возраст 6 тысяч лет, Эрмитаж
Венеры энеолита юго-западного Причерноморья, возраст 6 тысяч лет, Эрмитаж 

Или вот фигурки поклонения Матери из Южной Туркмении возрастом 6-4 тысячи лет.

Венеры энеолита Южной Туркмении, возраст 6-5 тысяч лет, Эрмитаж
Венеры энеолита Южной Туркмении, возраст 5-4 тысячи лет, Эрмитаж
Венеры энеолита Южной Туркмении, возраст 6-5 тысяч лет, Эрмитаж 

В 35 км к юго-востоку от турецкого города Конья в 1958 году было открыто крупнейшее и наиболее хорошо сохранившееся поселение времен неолита — Чатал-Хююк. Поселение существовало с 7400 года до н. э. до 5600 года до н. э. При раскопках этого поселения было найдено множество женских фигурок, своими пышными формами весьма похожих на венер палеолита. Богиня-мать Чатал-Хююка иногда изображалась с ребёнком на руках или в виде рожающей женщины, но самое известное ее изображение – это сидящая на троне обнаженная женщина, а по бокам от нее 2 большие кошки. Статуэтка с кошками вызывает ассоциацию с греко-римской богиней фригийского происхождения Кибелой, а судя по близости Чатал-Хююка к Фригии, около 200 км, эта статуэтка может вполне являться прообразом Великой Матери богов Кибелы.


Неолитическая Богиня-мать Чатал-Хююка, возраст 9-7 тысяч лет, Музей анатолийских цивилизаций в Анкаре, Турция 

Мать-роженицу всего живого на планете каждый народ в свое время называл по-своему, в Индии это Великая Мать Адья, у тюркских и монгольских народов – богиня Умай, у индейского народа Кечуа — богиня Пачамама, у предков осетин – Мады Майрам, у славян – Мать — Сыра Земля и т.д. Названия этой силы плодородия в доисторическую эпоху нам не известны. Археологи предполагают, что древние женские фигурки могли соотноситься с какой-то единой Матерью-Богиней или различными местными божествами и были амулетами, оберегающими и приносящими удачу, символами плодородия, а также использовались в обрядах или ритуалах. Но одно можно сказать точно, найденные женские фигурки отчетливо демонстрируют разумность и развитую культуру людей этих очень-очень далеких времен.

 

по материалам :https://matma.ru/venery-paleolita-neolita-doistoricheskoe-pochitanie-materi-bogini/

и http://sbiblio.com/biblio/archive/gimbatus_civ/06.aspx

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: