Благой и Не Благой (Нечестивый) дворы фэйри

 

6z8CBpeHmKEАвтор — Morgan Daimler (с) 2016
Перевод — Анна Ласомбра (с) 2018

«Исходя из многочисленных свидетельств, обитателей Волшебной страны можно условно поделить на два двора – Благой и Неблагой. Это деление часто упрощают до «добрых фэйри» и «недобрых» или, как пишет Ф. Мариан Макнилл (F. Marian McNeill), «существ благих» и «тварей нечестивых» (‘gude wichts’ and the ‘wicked wichts’ ). Изначально представление о двух дворах существовало только в поверьях Лоулэнда – низинной южной Шотландии, позднее же распространилось повсеместно (McNeill, 1956). Но мне кажется, мы теряем тонкие нюансы различия между двумя Дворами, когда пытаемся свести их к столь прямолинейно грубым терминам как «хороший»/ «плохой» (еще хуже, когда оперируют терминами «добрый» и «злой»). При этом многим современным людям трудно понять даже концепции «благой» и «нечестивый».

(Иногда считают, что эти представления могут уходить корнями в германо-скандинавский миф, в представления о Дёкальфар и Льосальфар (Dökkálfar и Ljósálfar), темных и светлых альвах, тем более, что представления о двух дворах преимущественно были распространены в Шотландии и Северой Англии, где скандинавское влияние было сильно. Впрочем, иногда считают, что представления о двух Дворах — местные, и скорее перекликаются с общими для кельтов представлениями о тёмной и светлой половинах года, и о королях-управителях этих двух периодов времени.
Время Двора Неблагого — зима, тёмное время, от Самайна до Бельтейна, время холодов, бесплодной земли и голых ветвей. С Дикой Охотой приходит Неблагой двор, сея страхи и ужас и забирая человеческие души. Другие его названия — Тёмный престол, Зимний Двор, Тёмный Двор.
Время благого двора — лето, светлая половина года, от Бельтейна до Самайна, время солнца, зелени и тепла. С Бельтейна начинается время выездов Благого Двора, время кавалькад ши, к которым порой примыкают прекраснейшие из смертных, чтобы навсегда покинуть свой мир и остаться в волшебной стране. Другие его названия — Пресветлый, или Сияющий престол, Летний Двор, Светлый Двор, Золотой Двор.
Иногда говорится, что Дворами правят короли, иногда — что королевы; сейчас чаще склоняются к Светлой Королеве и Тёмному Королю, хотя в традиции существовали и Пресветлый Король Лета, и Королева Тёмного Двора. Говорится порой, что Дворы враждуют, хотя чаще находятся в состоянии крайне хрупкого перемирия.
Традиционно считается, что к Благому Двору относятся дружелюбные фэйри, которые живут в мире с людьми и нередко помогают им, а к Неблагому — фейри злобные, от которых хорошего ждать не приходится, но фейри есть фейри, и поэтому в сказках описано множество случаев, когда светлые фейри жестоко шутили над людьми, и когда фейри Неблагого Двора помогали людям (кстати, многие домашние духи традиционно относятся именно к Неблагому Двору).
Представления о Двух дворах очень красивы, и сейчас часто используются в фэнтези-литературе, играх etc. https://mu-mla.livejournal.com/358832.html)

kb7dQSEr8EE

Давайте разберемся, что означает благой/нечестивый и как традиционно воспринимались оба двора, а также – вероятно – придем к изначальной идее существования обоих как единого явления.

Слова seelie и unseelie пришли к нам из шотландского, самого по себе являющегося сплавом множества языков, бытующих в землях Лоулэнда. И хотя сегодня нам привычнее всего видеть написание «Seelie», в старых текстах это слово появляется в вариантах написания seely, seily, sealy, из которых чаще всего употребляется форма seely (DSL, 2016). В шотландских словарях термин часто связан с фэйри и употребляется как прилагательное для характеристики равно как Двора, так и для описания нрава отдельных фэйри. Значения seelie варьируется в диапазоне «счастливый», «благословенный», «радостный», «благоприятный», «добродушный», а также имеет оттенок смысла «дарующий [добрую] удачу»(DSL, 2016; Jamieson, 1808). По контрасту, unseelie – также пишется oonseely, onseely, unsealy, или unseely – означает «опасный», «несчастливый», «неблагоприятный», «нечестивый», «богопротивный» (DSL, 2016). Слово unseelie, в форме unsely, можно проследить назад в прошлое вплоть до XVI века, когда оно употреблялось в значении «несчастный» или «скверный», но обычно применялось к временам, местам или животным (DSL, 2016). По крайней мере, мне не удалось найти более старые цитаты, где это слово бы употреблялось применительно к фэйри».
______________________________________________________________________________
В шотландском фольклоре различались seelie wichts и unseelie wichts (благие и нечестивые), и в этом контексте слово wicht выступало синонимом фэйри. Об эволюции значений и происхождении слова «wicht» всячески рекомендую статью Анны Блейз «Тварюшки большие и малые»  https://darkforest781920670.wordpress.com/2018/05/15/wights-и-vaettir-тварюшки-большие-и-маленькие/

Удача может, вернее, по старинным представлениям, могла быть и недоброй, как бы парадоксально не звучало такое сочетание для современного уха. В сети есть любопытная статья на скандинавском материале, приведу здесь выводы-тезисы. Гуревич А., «Диалектика судьбы у германцев и древних скандинавов»:

1. Удача может быть хорошей и плохой, иначе говоря — «положительной» и «отрицательной». Первая приносит благо, вторая — неблаго; человек, чья Удача — плохая, становится невезучим во всем, к чему прикасается.

2. Удача может быть приобретена, утеряна или изменена. Так, например, по представлениям древних скандинавов, человек, совершивший воровство, переставал считаться мужчиной и терял хорошую Удачу.

3. В древности удача считалась «заразной». Человек с плохой Удачей еще в раннем Средневековье был обречен на одиночество. Мы до сих пор избегаем таких людей, в древности же путники нередко делали крюк, чтобы обогнуть дом или земли человека с плохой Удачей, люди бежали из городов, где правили такие князья, и воины оставляли их дружины, если тому не препятствовали соображения этического характера. Напротив, дом человека с хорошей Удачей всегда полон гостей — каждому хочется побыть рядом с ним, прикоснуться к нему, поговорить с ним, т.е. перенять часть его Удачи. Многие вожди викингов стремились зазвать в свои дружины воинов, известных большой хорошей Удачей. При этом считалось, что Удача не аддитивна, т.е. сколько бы человек не делился с другими своей Удачей — будь она хорошая или плохая — его собственная Удача от этого не уменьшается.

4. Удача вождя распространяется на его людей. Переходя, как то часто бывало, от одного вождя к другому, викинги выбирали хёвдинга, обладавшего хорошей Удачей. Великий Новгород выбирал себя князя, оценивая характер его Удачи; князь, потерявший хорошую Удачу или приобретший плохую, изгонялся. В древней Ирландии существовали специальные ритуалы оценки «истинности» будущего верховного короля, поскольку возведение на престол «не-истинного» короля, т.е. короля, обладавшего плохой Удачей, приводило к неурожаям, падежу скота и кровавым междоусобицам.

5. Удача отчасти наследуется. С этим ее свойством связано существование родовой, или клановой, Удачи, и даже Удачи этноса.

Удача в старые времена, как уже было сказано, представляла собой главную ценность, которой может владеть человек (или род). Удачи, а не счастья или материального благополучия — просили у богов. Удачу берегли как ценнейший их дар. На ее приобретение или улучшение были направлены многие магические технологии.

Нередко такие технологии были связаны с персонификацией Удачи в образе божества, связанного с конкретным человеком. Такой персонифицированный аспект Удачи назывался на Северо-Западе фетч (др. -англо-сакс. fetch), фюльгья (др. -сканд. fylgja) или ведогон (слав.); эти традиционные представления были позднее заимствованы и христианством, где персонифицированная Удача превратилась в ангела-хранителя.

______________________________________________________________________________
— DSL (2016) Dictionary of the Scots Language
— McNeill, F., (1956) The Silver Bough
(4хтомное собрание записей шотландского фолклора)
— Jamieson, J., (1808) An Etymological Dictionary of the Scottish Language

https://vk.com/wall-48379994_1027

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: