Глаза демонов, колдунов,ведьм..

beautiful-burn-burning-eye-devil-eye-Favim.com-115289

В народной демонологии «лицо мифологического персонажа, наряду с другими частями тела, – знак принадлежности к „иному миру”, отражающий ущербность и неполноценность нечистой силы» . Соответственно, в число аномалий входит, с одной стороны, отсутствие какого-либо компонента
глаза – ресниц, бровей, век: «У кого нет ресниц, тот считается чертом
или во всяком случае подозрительным человеком, так как “у нехорошего
нет ресниц”» … Поляки считали, что человек без
бровей «нехороший» (niedobry, to jest już nie człowiek), в некоторых
районах Польши отсутствие бровей приписывалось упырям .. Русские крестьяне полагали, что черный младенец с глазами навыкате, без век, с копытами на ногах рождался от союза женщины и огненного змея (симбир.) .
С другой стороны, отклонением от нормы может считаться избыточность какого-либо признака (избыточность вообще является характерной чертой демонов – ср. волосатость, громкий голос, огромный рост). Густые, иногда сросшиеся на переносице, брови характеризуют южнославянскую вештицу (ведьму) (Виноградова 2000: 238). «Человеку с густыми сросшимися бровями приписывают необычайное могущество: он колдун и может высылать из своих бровей на врага какое-то демоническое существо» . Нависшие над глазами мохнатые брови использовались и в святочных масках для создания
облика демона .. Демоническим признаком являются
огромные длинные веки: так в Полесье смерть описывается как
чудовищная женщина с огромными веками .
Ресницы мифологического персонажа, как и его глаза, могут
представлять опасность для человека. Например, ресницы ведьма
использует для наведения порчи: у польских поморов ведьма ночью
кропит своими ресницами посевы и тем самым делает жито
непригодным .
Еще одной характерной приметой демонических существ являются
закрытые глаза. Это касается, прежде всего, персонажей, генетически
восходящих к душам умерших (русалок и др.). Закрытые глаза
воспринимаются как признак «покойницкой» природы существа (о
зрении этих персонажей .
Аномалии также проявляются в особенностях строения элементов
глаза. Наиболее детально разработаны представления, связанные со
зрачком человека и демона. Многим славянским традициям известно
убеждение, что в зрачках глаз находятся «человечки». Оно нашло
отражение также и в терминологии зрачка . Зрачки мифологического персонажа (особенно это актуально для колдуна или ведьмы) отличаются от зрачков обычного человека тем, что в них «человечек» отражается в перевернутом виде. «Пачём ведьму узнать. …Хто знаить, чилавечки у глазах ня будуть галоўками, а кверьху нагами». «Зрачки – человечки. У ведьмы человечки кверху ногами» . Сибиряки в качестве внешнего признакаведьмы называют перевернутое отражение человека или предмета в ее глазах (в зрачках) . Тульские крестьяне полагали: если смотреть в глаза колдуну, то увидишь, что в зрачках у него люди отражаются вверх ногами . Перевернутость, «инаковость», вообще является характерной
чертой демонов, природа которых принципиально противоположна
человеческой. В Пермском крае верили, что колдуна можно узнать по
тому, что он не смотрит в глаза собеседнику, чтобы не показать, что
собеседник отражается в его глазах кверху ногами .
. Ср. укр. поговорку о бесстыжем человеке: «у него в очах чоловiчки догори ногами стали» .
Вместо человечков у ведьмы в глазах можно увидеть отражение
козла, животного, связанного с нечистой силой: кашубы считают, что у
ведьмы (чаровницы) красные, дикие глаза, а в глазах вместо зрачков –
козел или черт с рогами . Подобное же верование отмечено и у поляков в районе Познани . Ср. рус. архангел. название зрачка чёртыш.
Зрачки колдуна могут характеризоваться полным отсутствием
изображения: «Если собеседнику удастся заглянуть в глаза чародею, то в
его зрачках он не увидит отражения своего лица, они будут оставаться
темными» . «Бабы называют глаза колдуна пустыми, без мальчиков» (рус. владимир.) . Отмечаются отклонения в строении и форме зрачков также и у людей, обладающих способностью к сглазу: поляки в Познаньском воеводстве «урочными»(przyrocznemi) называют такие глаза, в которых зрачки не совсем круглой формы, а в Серпецком повете «урочливых» людей распознают по тому, что белки их глаз крест накрест пересекают жилки (Barthel de Weydenthal)

Довольно широко распространены у славян верования, связанные с
огненной природой глаз и зрачков демонов: глаза светятся у русских и
белорусских домовых (как и у немецких кобольдов), у балканских славян
были зафиксированы предания об огненных глазах вил, у чехов – о таких
же или подобных им глазах дивьих людей – населяющих край земли
инородцев, у лужичан – чаровниц, у поляков – упырей и богинок, а даже
водяных. Часто можно услышать о светящихся или огненных глазах
черта . В облике трупа с горящими глазами и огромными, часто железными зубами представлялся упырь . Горящие глаза, наряду с едва заметными рожками и копытцами, выдают черта, принявшего облик человека . В космогонической легенде, записанной в Кемском Поморье, бесы
предстают как существа «с рогами, с собачьими ушами, тремя хвостами
и огненными глазами» . Горящие глаза отличают славянских демонов болезней, например, у русских холера имела вид черной старухи с горящими глазами, у которой голова начинена пузырьками с ядом . Ярко горящие глаза
приписывались гуменнику на Русском Севере .
Овинник может иметь вид огромного черного кота с горящими глазами
(рус., белорус.) . Сербский вампир может показываться в виде
лисицы с горящими глазами . О колдунье в Верхокамье говорили: «скоко замечали люди, идешь вот всё ей, если ей не нравится, не нравится ей, дак она вспыхнет глазом-ту, ой, Господи!».
Мотив «огненности», «светоносности» может выражаться в
сравнениях глаз:
– с огнями: «поляки в окрестностях Ченстоховы рассказывают про
горящие огнем глаза волка, которые баба принимает за церковные свечи»
. Горят огнем и глаза хозяина-покровителя волков (ц.-белорус.). «Иду: кошка черная бежит, глаза – как огни. Хотела ее схватить – никого не стало». «Домовой – старик в красной рубахе с „огневыми” глазами, со свечкой в руках» . «Огненные струйки» можно заметить в глазах колдунов и ведьм .
– с углями: распознать лешего можно по тому, что его глаза – как раскаленные угли . Черти являлись к колдуну перед смертью в образе черных ворон или кошек с горящими как угли глазами . Упырь представляется с глазами, как раскаленные угли, и с длинными, как у собаки, зубами .Черт – синее, черное мохнатое существо, с крыльями и хвостом, с когтями, рожками и копытцами, глаза его горят, как угли . Глаза лешего зеленого цвета или горят, как угли .
Овинник может описываться как громадный черный кот «с глазами как
угли» . Раскаленные угли напоминают глаза волколака .
– с искрами: в русской быличке повествуется о мужике, который
«женился на красавице писаной, только глаза у нее были странные:
черные, а в глазах словно искорки бегают. Как взглянет, так мороз по
коже пойдет» (в ходе сюжета выясняется, что она была связана с
«нечистым») .
– со светом: «Маўки – деўки таки ўсе ў белом, лохматые, глаза
светятся…» . «У шуликунов глаза светят, зубы светят, они в ступе летают» (Мифологические рассказы 1996:
№206).
– со звездами: «Леший огромен, „с глазами как звезды”, ходит с
ветром» . Водяной – горбоносый старый старик, волосы до пят, всклокочены, бородища до пояса, глаза искрятся, как звезды, то затухнут, то загорятся .
– с солнцем: у нави глаза «красные как солнце» .
– с горящими в темноте кошачьими глазами: на Урале один из
сторожей заколдованных кладов – земляная кошка. Ее образ «навеян
природным явлением – мерцающими (как кошачьи глаза) сернистыми
огоньками, выходящими из земли» . По мнению К. Мошиньского, огненные, пламенные, светящиеся как у кошки глаза являются одной из самых распространенных черт демонов . Глаза демонов сравниваются с кошачьими глазами не случайно: облик кошки могут принимать различные мифологические персонажи – вампир, змора и др. Глаза кошки так или иначе имеют демоническую сущность: согласно польской легенде, во время
всемирного потопа дьявол проник на ковчег в облике мыши. Кошка
поймала и съела ее, тогда сатана, будучи не в силах выйти наружу, влез
кошке в глаза (краков.) .
– с драгоценными камнями (о кладах): «Горный может быть и
обычным человеком, но с горящими глазами, напоминающими блеск
подземных сокровищ, минералов» . «Клад-оборотень можно узнать по светящимся глазам: это горит золото, драгоценные камни, заключенные в нем» .
Огненная природа глаз мифологических персонажей соотносится с
представлениями об огненной сущности самих демонов (ср. огненный
змей, блуждающие огоньки на могилах и др.), их «огненность» является
в какой-то мере отражением их «адского», демонического
происхождения. В случае с демонами-хранителями кладов огненность,
кроме вышеуказанного значения, приобретает функциональный смысл:
указывает на причастность демона к подземным сокровищам, блеск
которых отражается в его глазах. И в том и в другом случае глаза
отражают внутреннее содержание (с различной степенью
конкретизации), то есть выступают в роли «зеркала души» субъекта.
Огненность глаз демонов также может опосредованно проявляться в приписывании им красного цвета, который напрямую соотносится в
одних случаях с огнем (признаки «огненный» и «красный» могут
выступать параллельно), в других – с кровью. Красный цвет – самый
распространенный в описаниях глаз демонов. «Кровавые» глаза
являются одним из признаков чаровницы ,вампира (укр., болг.). «Кровавые», косые, впалые глаза, по мнению сербов и черногорцев, отличают ведьму . Карпатская босорка ночью приобретает вид безобразной старухи с красными злыми глазами . В пермской быличке колдун, знающийся с чертями, описывается следующим образом: «у чертиста шары красные, прямо он не глядит» . Лужичане, поляки, белорусы и украинцы очень часто приписывают красные глаза колдунам и ведьмам (обычно злым людям). То же самое можно
наблюдать и у немцев, где подобными глазами наделяются карлики и
другие демоны . Красные глаза, красный длинный язык и бледная кожа отличают польскую полудницу .
Красные, большие (с ладонь величиной) глаза у русского водяного
(красными глазами наделяется водяной и в представлениях поляков). В облике рыбы или рака с красными глазами укрывается от грозы черт (белорус.) . На Русском Севере красные глаза приписывали шуликунам: «Пугали, циликуны приедут, наденут шапки красны, в роту красно, в носу красно и глаза-ти красны, в роту как огонь горит» (Мифологические рассказы 1996:№ 215). Белорусы считали владельцем и распорядителем клада
мифологического персонажа Деда: он ходит по дорогам с сумою в
облике нищего с красными огненными глазами и рыжей бородой. Согласно белорусским легендам, демоны, охраняющие клады, имели «красные огненные глаза» . У словенцев под именем nâvje или mâvje выступают души
некрещеных детей, представляемые в образе больших черных птиц с красными глазами, острыми когтями и загнутым клювом .
По представлениям поляков, образ черных птиц с красными глазами
может принимать черт . В западной и южной Болгарии, Македонии и южной Сербии вытаращенные красные глаза, в числе прочих аномалий, характеризуют караконджула .
Красные глаза типичны для демонов болезней: в Мазовии, в районе
Пултуска, разновидность гриппа, так называемая испанка, появляется в
образе худой очень некрасивой молодой девушки с волосами, как лен, с
красными глазами .
Красные глаза нельзя назвать отличительным признаком какой-
либо определенной группы демонических существ, скорее они
выступают в качестве маркера, свидетельствующего о принадлежности
существа иному миру. Следует отметить, что красный цвет вообще
является цветом демонов (для севернорусских быличек характерен образ
лешего в красной рубахе), согласно черногорским верованиям, у ведьм,
приходящих в храм, красные зубы, и священник может это увидеть. Кашубы считают, что ведьма очень любит красный цвет и потому одета во все красное: красные рукавицы, красные штаны и
т.д. . Красный цвет любят богинки и дивожоны(польский Спиш).
Гораздо реже в описаниях глаз демонов встречается зеленый цвет
(иногда он также сопровождается признаком огненности). Глаза зеленого
цвета могут быть у лешего (ю.-рус.), русалок, вил, водяных . У змея-человека глаза зеленые и светят, как у кошки. И, напротив, ребенок, рожденный с зелеными глазами, может впоследствии стать вештицей (ведьмой; серб.) .
Совсем редко встречаются другие цвета глаз, чаще всего они
распределяются по функциональному признаку: русалки иногда
описываются как существа с голубыми глазами (отражение воды, с которой они связаны), полевик предстает с разноцветными глазами
(отражение многоцветия полевых цветов): согласно южнорусским
представлениям, полевик является воплощением поля – он наг, его тело
черное, как земля, глаза разноцветные, а вместо волос голова покрыта
длинной зеленой травой (орл.), борода у него из колосьев .
Глазами разного цвета также наделены западно- и южнославянские
«дивьи люди»: правый глаз у них черный, а левый – синий .
Глаза демона могут характеризоваться также неопределенным
цветом, как мутные. Вид седой старухи с мутными глазами имеет
сербская Несрећа (Недоля ). Мутные глаза, напоминающие
цвет воды, у полесского и словацкого водяного .
Цвет глаз играет важную роль в представлениях о сглазе. Так,
например, у восточных славян повсеместно распространено мнение, что
темные глаза могут нести в себе опасность, характеризовать человека как
урочливого. У южных славян и на Балканах, напротив, негативно
оцениваются светлые глаза. Цвет глаз, отличающийся от цвета глаз
преобладающего в той или иной среде этнического типа, воспринимается
как признак чужого. Ср. характерное для русских Европейского Севера,
Урала, Сибири название мифических инородцев, которые часто
представлялись слепыми, ослепшими, – чудь белоглазая (реже
одноглазая). Хотя здесь речь идет не о цвете глаз, а о слепоте, нельзя не
отметить особое внимание к глазам инородцев, которое нашло
отражение в эпитете этнонима. В полиэтнических регионах
распространено представление, что именно среди представителей
соседнего этноса преобладают колдуны и люди, способные к сглазу (что
подтвеждают, в том числе, сведения, собранные во время полевой
работы в районах Кировской области, где в одной зоне проживает
русское и марийское население . Е.Л. Березович, исследовавшая русский диалектный фразеологизм берестяные глаза в контексте близких фразеологизмов и народных представлений, заключает, что в языке белые глаза «рисуются как глаза мертвых, слепых, „вылинявшие”, вытаращенные, невыразительные, бесчувственные, непроницаемые, отстраненные, неподвижные – и вместе с тем страшные, отражающие бешенство, гнев, злобу, страх, ненависть, безумие, неудержимость и др.» .
Аномальным может быть не только цвет, но и размер глаз демонов.
Признаком существа иного мира, как правило, являются чрезмерно
большие глаза. «В бане обдериха, говорят. Это всё тоже пугали.
Волосами-то завесилась, зубы-то длинны, глаза-то широкие»
(Мифологические рассказы 1996: № 196). Обдериха в полночь может
«кошкой повидеться, глаза широкие» . Большие красные глаза у водяного . Баба Яга в сказках описывается так: «сама дурная, большущая, рожа мохнатая, глаза по яйцу, космы распущенные, шелудивая» . Потомки змеев, а также
подменыши [дети, которых подменила богинка] обычно отличаются
очень большими глазами . Русалка «страшная, з рогамы, з глазамы большыми, волосы длинныи» . Змора может представляться в облике жеребенка с огромными, как две лампы, глазами (хорв.) . Большие глаза и у русского
банника: «Один торговец, поздно вернувшись в субботу домой, решил
помыться. Налил в таз воды, влез на полок. А из-под полка вылез
огромный страшный черный мужик с глазами с чайные блюдца». У южных славян можно услышать о больших глазах упырей, демонов куриной слепоты, показывающихся в облике большой черной курицы и т.д. Поляки некогда говорили о глазах богинок, что они большие, «как тарелки» .
Сравнение глаз с посудой – тарелками, блюдцами, плошками – является
довольно характерным для описаний демонов не только у славян, но и у
других народов, в том числе, например, южной Сибири . Ср. также рус. поговорку: У страха глаза, что плошки, а не видят ни крошки (у страха глаза велики) – в которой размер глаз сопоставляется с посудой.
Часто большой размер глаз сопровождается пучеглазостью (глаза
навыкате, выпученные). Леший представляется с белыми выпуклыми
глазами (з.-рус.) . По поверьям Орловщины леший пучеглаз. Сына богинки и стригона легко было различить, так как у него были выпученные глаза, низкий лоб, заросший до самых бровей густыми волосами . Богинка и русалка
характеризуются большой головой, выпученными глазами, крючковатым
носом . Вылупленные, похожие на рыбьи, глаза у польского и словацкого водяного . На Русском Севере полевика представляли с глазами навыкате, рожками и длинным хвостом с кисточкой на конце, которой он поднимает пыль, если не хочет, чтобы его видели . Выпученные глаза приписывались лужицким карликам . Мамуна – безобразная старуха с непомерно
длинными руками, с выпученными глазами и большими зубами
(Польские Татры, Новотарский повет) . Демоническим
признаком также считаются впалые, глубоко посаженные глаза:
южнославянская вештица часто изображается с глубоко сидящими
глазами, злобным взглядом .
Глаза демона могут быть непарными по размеру: например, у
лешего правый глаз неподвижен и больше левого . Размер глаз даже у одного и того же мифологического существа может варьироваться, но в любом случае они маркированы как глаза необычного, аномального размера. Например, у богинки по различным описаниям глаза могу быть или маленькие, или большие навыкате; они обладают завораживающим взглядом, которым заманивают рожениц .
Огромное внимание в народной демонологии уделяется такой
аномалии, как кривизна, причем кривой может обозначать как ‘одноглазый’, так и ‘хромой’. «Кривизна», «неправедность» – вообще
основная отличительная черта нечистой силы. Б.А. Успенский отмечает,
что этимологически слово кривой связано со значением ‘левый’:
«поскольку леший и родственные ему представители нечистой силы
связаны как с левым началом, так и с одноглазостью и хромотой, слово
«кривой» как признак существа такого рода стало означать “одноглазый”
и “хромой”» . Один глаз (как одна нога, одна рука и т.д.) выступает в качестве
признака получеловека, недочеловека, свидетельствует о
принадлежности к иному миру или пограничной зоне. Одноглазыми, как
правило, представляются всевозможные дивьи люди, сказочные народы,
которые, по поверьям, населяют край земли. Одноглазость часто характеризует сказочных персонажей, таких как Баба яга, Лихо одноглазое и пр. Одноглазыми могут быть и мифологические персонажи: одноглазая
вештица стережет пещеры и пропасти с ветром , караконджул
представляется одноглазым, одноногим, с рогами и хвостом . Одноглазыми могут быть колдун, ведьма. Часто мотив одноглазости связан с таким способом распознавания ведьмы, как причинение ей увечья. Так, чтобы распознать ведьму в облике животного, забравшегося в хлев в купальскую ночь, старались вилами пробить ей лапу или выколоть глаз. Если на следующий день одна из соседок хромала или оказывалась кривой – сразу становилось ясно, что именно она и есть ведьма . Одноглазым был и русский леший:
«Леший имеет сплющенное, ребром вперёд, длинное лицо, длинную
клинообразную бороду, один глаз и одну ногу пяткою вперед»
(Никифоровский 1907: 69). Одноглазым представляли черта, беса: бес
может быть хромым, кривым („об едином глазе”)» . По некоторым болгарским поверьям, змей похож на крылатого ужа, покрытого чешуей, имеет один глаз на лбу .Белорусы рассказывают, что скрытые клады являются в образе
одноглазого старичка; когда он бегает по болотам, его единственный
глаз светится как неверный огонек .
При этом оппозиция «кривой – прямой» пересекается с оппозицией
«левый – правый». Связь «кривого» и «левого» проявляется в том, что у
кривых (одноглазых) мифологических персонажей единственный глаз
часто оказывается именно левым. Оппозиция «правый – левый»
(«добрый – злой») в отношении глаз прослеживается также в
представлениях о глазах животных. Ср. записанное в украинском
Полесье (на Житомирщине) поверье о бешеной собаке, правый глаз
которой закрывает Бог, а в левом находится черт: «Як скаженний собака
бiжить, то звирни юму в правий бiк, бо вiн правим гоком ни бачить, юму
затулив те гоко Сус Христос, а в лiвому – чорт сидiть i ни затулив, то вiн
на його (гоко лiве) бачить i як будиш з лiвого боку стояти, то вiн може
вкусити» .
С другой стороны, чертой демонов является дубликация
(четырехглазость), которой наделяются в народном представлении
некоторые мифологические существа (как вредоносные, так и
защитники, охраняющие человека от нечистой силы). По белорусскому
поверью, человек, обратившийся в волка по собственному желанию,
обладает двумя парами глаз – на лице и на затылке . Две пары глаз характеризовали польского волколака . Удвоение заслуживает особого внимания в связи с негативной семантикой числа два в традиционных народных верованиях. Две пары глаз свидетельствуют о двойственной природе существа, обеспечивают ему как бы двойное зрение, что позволяет видеть не только реалии этого мира, но и объекты, относящиеся к миру демонов, которые не видны глазу обычного человека или животного. Так, способностью видеть невидимое словенцы наделяли собак с «двойными глазами» – со светлыми пятнами над глазами .
Встречаются единичные свидетельства о многоглазых
мифологических существах: например, в виде копны сена со множеством
глаз может явиться полудница (архангел.) .
Особого внимания заслуживает такая аномалия, как косоглазие,
которое, по приписываемым ему свойствам, во многом соотносится с
кривизной. «Облик косого нечистого духа (как и „кривого”) отличен от
человеческого, „неполон”, принадлежит иному миру (черт часто крив:
одноглазый, хромой). Косой дьявол не только необычен, уродлив, но и
лжив, неправеден, неистинен, „перекошен” и внешне и внутренне». Косыми, опасными глазами, способными причинять ущерб всему живому, наделяется святой Касьян. С одной стороны, это связано с негативным отношением к високосному году (память св.Касьяна празднуется 29 февраля), с другой, немаловажную роль сыграло народно-этимологическое сближение имени Касьян с прилагательнымкосой. Причем часто эти два мотива смешиваются: неблагополучие високосного года объясняется именно действием «немилостивого» взгляда св. Касьяна. «Касьяна считали одноглазым, косоглазым, от его„глаза” не отчитают ни попы, ни бабки-знахарки не отшепчут». Согласно русской легенде, некогда память
Касьяна праздновали ежегодно, и от этого в мире было много бед, так
как Касьян «имеет глаз и своим глазом косит»: чтобы уменьшить
причиняемое зло, Бог дал Касьяну один праздник через три года, 29
февраля (смолен.). Касьян ходит по свету раз в четыре года, и от его
взгляда творится всякое зло . «Как Касьян немилостиво на баб взглянул, только и слышно: то там, то тут баба родами умерла»,
«Касьян немилостиво на мужиков глянул – только и слышишь, что
мужик опилси» (ярослав.) .
С другой стороны, косые глаза субъекта могут стать основанием для причисления его к категории опасных существ. Так люди с косыми
глазами подозревались в способности к сглазу (Barthel de Weydenthal
1922). Косые глаза послужили одной из причин мифологизации зайца
и во многом обусловили возникновение связанных с ним поверий.
Беременным женщинам запрещается есть зайчатину (рус., босн.), а также
смотреть на зайца, иначе ребенок родится с косыми глазами (белорус.
брест.), будет спать с открытыми глазами (полес.). С магической силой
заячьих глаз связано и использование мочи зайца для лечения глазных
болезней (пол. тарнобжег.).
Признаком демонического существа становится также необычное,
аномальное расположение глаз. Веретiльниця – это гадюка без головы и
хвоста, с ртом и глазами, расположенными под животом (Остерский у.
Черниговской губ.). Локализация глаз на затылке и связанная с этим инверсия движения у рака (рак пятится назад) повлияли на использование рака в магии и народной медицине . В белорусской этиологической легенде эта особенность рака объясняется следующим образом: «Гэто Бог пораздавав вочи ўсим. Дык вот ён давав, давав, уси пораздавав, – осталися тольки одны вочи,
маленькия, чорныя. Тоды Бог кажець на рака: нá табе их, рак! А рак
усердзився: „да! куды мне их такéя? у зад уторнуць” Дык Бог и здзелав
вочи отзаду. Ён и цяперь их там носиць» (Сенненский у. Рясненской
вол.) . Вообще, перевернутость (позиция «наоборот») выступает как аномальный признак, который связывается с потусторонним миром и со смертью . Ср. сербское проклятие, в котором врагу желают, чтобы у него рот, челюсти, глаза и ноги обратились на затылок, назад . Аналогично в
болгарском проклятии: Очитѣ на тило да му стоятъ! (Чтобы ему
вывернуло глаза на затылок!) . Ср. рус. диал. фразеологизм на леву сторону глаза выворачивать ‘умереть’ , псков. глазы опрокинулись (о слепоте).

Иногда мифологические персонажи отличаются каким-либо
несоответствием, т.е. им приписываются глаза (или другие части тела)
иного существа (животного). Например, василиска поляки представляют
с глазами жабы. Зап.-сл. полудница изображалась существом с
коровьими глазами . Глаза русского лешего напоминают глаза совы и светятся (карел.). В окрестностях Загреба змеиный король – это огромная змея с петушиными ногами и глазами. Водяного представляют в виде огромной щуки с телячьими глазами . Домовой мог показываться в виде
белки с необычными глазами: «Домовой: белка и белка! Но большая.
Глаза светлые, как у кролика глаза» (Мифологические рассказы 1987: 73,
74). В медведе-оборотне демоническое существо выдают человеческие
глаза .
Таким образом, глаза, с одной стороны, выступают как маркер,
позволяющий судить о демонических свойствах своего обладателя
(человека или животного), с другой – демоны в традиционных
представлениях очень часто наделяются аномальными глазами. Те или
иные характеристики глаз не закреплены за каждым конкретным
мифологическим персонажем: даже в рамках одной и той же традиции
демон может описываться по-разному, поэтому целесообразно рассматривать именно систему аномалий в целом, а не аномалии в применении к отдельно взятым персонажам.

взято из книги Ясинская М. В.  ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГЛАЗАХ И ЗРЕНИИ
В ЯЗЫКЕ И ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ СЛАВЯН

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: