Сказка о мертвой царевне

82895849

«Сказка о Мертвой Царевне»
«Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.»
Всем известна эта печальная картина: в горной пещере, подвешенный на чугунных цепях к шести столбам, колышется хрустальный гроб. Сюжет «умершей,но остающейся живой»известен многим народам, он присутствует и в сказках в «Тысяче и одной ночи», и в «Пентамероне» Джамбатисты Базиле,и в драме Шекспира «Цимбэлин», и в немецкой версии братьев Гримм — «Белоснежка и семь гномов» . 
Пушкинский вариант «Сказки О Мертвой Царевне»,отличается от европейского,но зато имеет множество параллелей со сказками «О Бабе-Яге». В этих,казалось бы не связанных сюжетах есть общее, это по сути обряд воздушного захоронения. Обряд очень древний ,основанный на идее мировой горы как оси мира, соединяющей нижний и верхний миры. 
Обряд существовал и продолжает существовать у многих народов. Подобные обряды по сей день проводят жители Китая, Индонезии и Филиппин. Так хоронят или всех от малых детей до стариков,а также царей,шаманов и даже священных коней., или только особо значительных «избранных» членов общины. 
Воздушное погребение может быть самостоятельным обрядом ,а может входить частью в так называемый «двойной обряд погребения», при котором после очистки костей от плоти происходит второе погребение — уже костей…Отзвуки этих ритуалов сохранились не только в виде черепов нам кольях забора окружавшего избушку Бабы-Яги,но и в «Песни о Вещем Олеге»,где он приходит к черепу своего коня.О символизме голов,черепов и костей — это отдельная тема.
Вернемся к спящей в гробу царевне, во всех вариантах сказки она оживает. В древнем до шумерском мифе о боге Луны ,говорится что мертвая Луна проводит три дня в глубине мировой горы ,в пещере, не живая и не умершая,лишенная своего света но восстанавливая силы и вновь воскресает ,оживает,прорастает как семя в виде мирового дерева и вновь возникает в виде тоненького серпа на его вершине. Смешение мировой горы и мирового дерева в одном сюжете ,процесс «воскрешения» от лучей солнца проникших в пещеру .нашли отражение не только в сказках,но и в христианской символике, череп Адама в глубине горы над ним крест, на котором распяли Иисуса..,это изображение можно найти на христианских иконах .

В соответствии с традициями мокшан (мордва) умерших хоронили ,завернув в луб,повешенными на дереве. Из четырех близко растущих деревьев делали маленький сруб с крышей,пеньки оставляли высокими,иногда расчищая корни,что придавала схожесть с лапами такое захоронение называлось урля или уркспря. А если вспомнить описание «избушки на курьих ножках» и «бабы яги – костяной ноги», у которой «нос уперт в потолок, голова – в стену, ноги – в дверь», то становится ясно, что речь именно о воздушном погребении. Тогда понятен и суеверный страх, охватывающий добрых молодцев перед случайно обнаруженной и вроде бы безобидно лесной «избушкой»
.В одном центральном улусе Якутии на несколько сел окрест лишь один мужчина проговорился ученым, да и то, будучи нетрезвым,где находится могила шаманки. По его наводке ученые нашли богатый арангас женщины, одни массивные золотые перстни чего стоили! Но радость была недолгой. Один из участников экспедиции сошел с ума, а другой оглох. Неприятности разного рода прокатились и по жителям окрестных сел.
Также известно, что обряд воздушного погребения существовал у некоторых племён индейцев Северной Америки. Тело усопшего помещали на специальный помост, который либо находился на дереве, либо был приподнят на шестах на высоту примерно трёх метров. Рядом с помостом размещали его оружие и еду на весь путь в другой мир .
Геродот в своей «Истории» описал погребальный обычай кушитов (жителей Эфиопии) в VI в. до н.э.: «Сначала тело покойника высушивают по египетскому способу или как-нибудь иначе. Затем его покрывают гипсом и со всех сторон разрисовывают красками, так что мумия по возможности правильно передает черты умершего. Наконец, мумию помещают в полый столб из прозрачного камня… Находящаяся внутри столба мумия ясно видна, но не распространяет дурного запаха и вообще не производит отталкивающего впечатления. При этом мумия выглядит совершенно похожей на покойника. Целый год родные покойника держат этот столб в доме, предлагают ему долю при каждом угощении и приносят жертвы. Затем столб с мумией увозят и ставят за городом»
Была ли «Сказка о Мертвой Царевне» изначально сказом о мертвой шаманке? Классическое воздушное погребение,богатое убранство «царевны»присутствие образов и символов ,таких на пример как зеркало,классический инструмент шаманки, пес ,охраняющий свою хозяйку, да и сами семь богатырей….Где то очень далеким отражением звучат мотивы мифа о «Мертвой Луне» погребенной в пещере ,внутри горы,о семи духа и герое ,возвращающем из «пленения» к жизни…..Мы видим лишь образы ,отраженных образов….

Сказка о мертвой царевне: 6 комментариев

Добавьте свой

  1. Ой ой, как интересно. Меня тоже занимает этот сюжет. Но вот не знаю, о могиле ли он хрустальной по правде, или это какие то фрейдовские рассказы о сексуальности, о до поры до времени замороженных девушках?

    Нравится 1 человек

    1. В наше время его можно трактовать как угодно. На пример в Танцующая с волками,она дает свое психологическое восприятие сказок,чем они могут быть полезны современным женщинам,не обращая внимания о чем они были в древности и какой посыл несли тогда. Раз они дожили,значит нужны и на этом этапе )

      Нравится 1 человек

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: