Смотреть сквозь

government-spying-e1277133356662

Трудно представить более обыденное и непреднамеренное действие, чем  «смотреть». Ежедневно в поле зрения обычного человека попадает множество предметов, и порой он совершенно не контролирует этот процесс. «Смотреть» и «видеть»…

Однако в традиционной народной культуре данное действие, как и многие другие, подвергается определенной регламентации, в ходе которой складывается система запретов и предписаний: кому и при каких обстоятельствах нельзя смотреть на кого (или что), а в каких случаях смотреть необходимо. Действие «смотреть» в качестве особого магического акта выступает и в обрядах.

Прагматика действия «смотреть» напрямую связана с представлениями о зрении в традиционной народной культуре. Смотрение (и взгляд) мыслится как способ контакта между смотрящим субъектом и тем объектом, на который он смотрит, причем воздействие может быть двусторонним  – от субъекта к объекту и в обратную сторону. Это действие производится с целью сообщить объекту, на который направляется взгляд, некие свойства или качества субъекта или же наоборот – получить эти свойства и качества от объекта, а также с целью установить контакт с объектом и таким образом символически овладеть им .

Трудно сказать, что действие «смотреть» обладает своей собственной «независимой магической силой» , так как для этого действия каждый раз оказываются важными участники магического акта (особенно
субъект и объект). Также и другие обстоятельства, сопровождающие магическое действие «смотреть», могут играть существенную роль. Среди описаний магических приемов зрения довольно часто фигурирует такой констант, как «рамка», сквозь (или через) которую смотрит субъект, исполняющий ритуал . Это может быть отверстие, полость, проем, представляющий своего рода окно.

С какими целями используется подобная «рамка» в ритуалах? Какие предметы могут выступать в роли «рамок» и какое дополнительное значение эта «рамка» придает магическому действию «смотреть»?
У действия «смотреть через рамку» можно выделить две основных функции. Первая и наиболее часто встречающаяся  – смотреть с целью увидеть нечто, невидимое в обыденной жизни. При помощи «рамки» человек получает возможность, оставаясь в этом мире, заглянуть в потустороннее пространство и увидеть невидимых демонов или же распознать демоническую природу в существе, принявшем обличье человека, предмета или явления природы (вихрь). Чаще всего речь идет о попытках увидеть покойных предков и способах распознавания ведьм . Стремление увидеть и узнать демона, скрывающего свою сущность, имеет важное  значение: таким образом человек обезвреживает опасность, лишает мифологическое существо вредоносной силы .

Действие «смотреть сквозь» нередко встречается и в гаданиях, при этом его целью также является увидеть нечто недоступное невооруженному глазу: отправитель ритуала заглядывает в иной мир, желая увидеть там свою судьбу, свое будущее.

Вторая функция смотрения через «рамку» – каким-либо образом воздействовать на предмет, на который направлен взгляд (например, овладеть этим предметом, подчинить его, привязать его к себе), или получить от этого предмета определенные его свойства или качества. В роли «рамки» могут выступать не только  самые обычные хозяйственные, бытовые, или обрядовые предметы, но и  предметы, изготовленные специально для данного ритуала.

Из хозяйственных предметов «рамкой» часто служит хомут: чтобы увидеть покойника на сороковой день после смерти, у русских смотрели с печи через хомут (или сквозь решето) на место, приготовленное для покойника . Через хомут можно увидеть лешего или домового , ведьму в купальскую ночь; если подсматривать через хомут за знахарем, можно перенять от него приемы чародейства. Члены семьи покойного колдуна через хомут наблюдают, как черти стягивают с мертвеца «шкуру». Крестьяне в Симбирской губ. полагали, что через хомут, снятый с потной лошади, видно, как черти сдирают кожу с самоубийцы .

В роли «рамки» могли выступать также другие части конской упряжи и даже части тела самой лошади. Распознать лешего в случайном лесном попутчике можно было, посмотрев между ушами лошади (заглянув через правое ухо лошади), сквозь дугу конской упряжи . В подобной функции могла выступать и борона. В Полесье и восточных районах Польши, спрятавшись в купальскую ночь за бороной в хлеву, сквозь ее прутья высматривали ведьму, пришедшую доить чужую корову . Борона специально для этих целей изготавливалась южнорусскими крестьянами из осины, причем делать ее нужно было по четвергам в течение Великого поста. В Страстную субботу следовало спрятаться за такой бороной с зажженной свечой, тогда и в доме и во дворе можно будет увидеть ведьм .

Лешего или домового высматривали через три бороны, поставленные таким образом, чтобы можно было сесть в середине между ними . Пересекающие друг друга крест-накрест прутья бороны или ячейки решета могли осознаваться как оберег от нечистой силы, что давало возможность человеку, подглядывающему за демонами, чувствовать себя в безопасности. В случае с бороной апотропеическую функцию выполняют также ее острые зубья .

Однако смотрение через решето могло быть небезопасным для некоторых категорий людей. Например, боснийцы запрещали беременной женщине смотреть через решето, чтобы у нее не родился ребенок с оспинами на лице . Свойства самой «рамки» (наличие ячеек, неровностей) могли пагубно сказаться на внешности будущего ребенка.

Поляки в районе Спиша изготавливали специальные цедилку и стульчик, работая со дня св. Люции до Рождества, затем с этими предметами они шли в
костел, становились на стульчик коленями или садились на него и смотрели через цедилку. Таким образом они могли увидеть ведьм, стоящих спиной к алтарю . Цедилка выступает в качестве «рамки»  не случайно, она связана с наиболее распространенной вредоносной функцией ведьм – отбиранием молока. «Ежели за время, что пройдет от дня святой Люции до рождественского сочельника, из девяти деревьев — липа, береза, орешник, верба, ольха, бук, ель, терновник, клен — сделать стул, каждый день работая понемногу, да взять его тайком на заутреню, да сесть на него, — увидишь то, что скрыто от других: женщин, которые преклоняют колена, повернувшись спиной к алтарю. Это и есть ведьмы…».

В Моравии со дня св. Люции до Рождественского сочельника строгали специальную поварешку, в которой затем делали дырку. Если смотреть через нее на молящихся в костеле во время рождественской мессы, можно распознать ведьм, потому что у них на головах будут видны подойники .Русские крестьяне полагали, что во время пасхальной заутрени в церкви через отверстие в гробовой доске можно увидеть, что ведьмы стоят с кувшинами молока на голове .Очень интересный сюжет уходящий корнями в египетские изображения богини Исиды. Изображение значка ее имени «престол» на голове трактовалось и как подойник, и как кувшин, сосуд для молока . Трансформация образа Ведьмы Богов, «великой чарами» и  коровы, ее изображали и с коровьей головой и с рогами в составе короны, в ведьму ворующую молоко.

isis_peint-e1322797662933

В функции  «рамки»  могут использоваться и другие отверстия, например отверстие от сучка в гробовой доске или замочная скважина. Гробовую доску можно отнести к числу обрядовых предметов, связанных с покойником и выступающих в данном контексте в функции вторичного обрядового символа. Словаки верили, что, если смотреть через дырку в гробовой доске или через замочную скважину в церковной двери накануне дня св. Люции, можно увидеть в церкви «стриг»  – ведьм, собравшихся со всей округи .

Что такого особенного в дне св Люции?) Имя Люция происходит от латинского слова «lux» — «свет». С праздником в ее честь связана поговорка: «Со святой Люцией ночи убывают». Сейчас его отмечают 13 декабря по новому стилю, но ранее он попадал на День Зимнего Солнцестояния) еще в эпоху юлианского календаря на 13 декабря приходился день зимнего солнцестояния. И  прибывал  свет , день становился длиннее . В данном случае сдвиг даты по календарю изменил энергетическую суть праздника. ( О сути праздника св.Люции  отдельная статья)

Сквозь дырку от сучка в гробовой доске или через замочную скважину можно увидеть, как за каждой танцующей на масленицу в корчме парой скачет дьявол .Явно трактовка возникла под влиянием христианских священников ненавидевших любые виды танцев, и усматривавших в них «бесовские обряды».

.В Полесье через замочную скважину можно было наблюдать, как во время поминальных дней (на «Деды») умершие предки приходят в дом на поминки (Народная демонология Полесья: 26). Украинцы и белорусы высматривали пришедших на сороковины предков через щель от вынутого верхнего дверного косяка .

Реже с этой целью используют другие отверстия.
Типичной «рамкой»  можно считать окно дома. Так, поляки в окрестностях Жешова в день св. Люции на рассвете смотрели через окно, как ведьмы собираются на свой шабаш .В других районах Польши считали, что ведьму можно увидеть через среднее окно дома с тремя окнами . Словенцы верили: если на св. Люцию трижды обойти дом со специальным стульчиком (stolček), в окне дома увидишь врага . Интересен и перечень деревьев, древесина которых обязательно должна была быть использована при его изготовлении.
Взгляд в окно также мог считаться небезопасным. Поляки Краковского воеводства опасались, если кто-то заглядывал через окно снаружи: это могло вызвать сглаз и головную боль (Barthel de Weydenthal 1921:7). В ситуации с окном существенным является также и то, с какой стороны смотрит субъект: изнутри выглядывает наружу или же извне заглядывает внутрь дома. Смотрение в окно часто практикуется в гаданиях. У словенцев на Новый год кто-либо из домашних обегает вокруг дома и заглядывает в дом сквозь окно: если увидит в середине комнаты крест, это значит, что в течение года кто-либо умрет в доме . На Украине выглядывание из окна есть в ритуале на прирост добра в доме, пока старшая из женщин обходит дом с квашней теста, другая выглядывает из окна и идет ритуальный диалог.

Русские девушки на святках заглядывали в окно, пытаясь разглядеть облик жениха .

В качестве «рамки» могла использоваться одежда. Нижние лужичане верили, что, если посмотреть на вихрь через рукав, можно увидеть его в облике зайца. Это о поздней ассоциации христианскими священниками зайцев с бесами, вихрей с чертями. Иногда «рамку» человек создает с помощью своего тела. Русские крестьяне верили, что можно увидеть черта, если, нагнувшись, посмотреть на вихрь между ног . Чтобы заключить «договор» с лешим, также следовало, встав на пень и нагнувшись, посмотреть между ног на восток .  Представляю как это веселило леших))

Взгляд, направленный сквозь такую «рамку», несет в себе опасность. В западной Галиции полагали, что, если человек, наклонившись, посмотрит между ног назад, он наведет порчу на то, на что упадет его взгляд. Например, таким образом можно перевернуть воз с поклажей (Barthel de Weydenthal 1921). Интересно, что аналогичное действие (смотреть, нагнувшись, между ног назад) практиковалось поляками Люблинского воеводства. Однако его целью было, напротив, избавление от сглаза: нужно было посмотреть через расставленные ноги назад и увидеть небо, тогда действие сглаза прекращалось (Barthel de Weydenthal 1921: 37)..И не просто в небо , а в ночное небо с полной луною поэтому собственно и на восток. И это реально работающий метод если исполнитель его мужчина. Женщине достаточно поймать отражение луны.

.В роли «рамки» на Украине часто фигурирует специально испеченный хлеб с дыркой внутри – калач.  А так же бублики с маком и калачи испеченные для защиты рогатого скота. У южных славян встречается поверье, что если на Масленицу испечь калач из остатков разной муки, забраться на дерево и смотреть сквозь него, можно увидеть «вил» . Такой калач обязателен в свадебных ритуалах, может на красной ленте подвязывается к поясу невесты

16427218_1805219539690739_1139068763902550279_n

В качестве окна в другой мир часто выступает отражение – зеркало, водная или другая гладкая поверхность (например, растопленный жир). Вода или зеркало, строго говоря, не являются «рамкой»: невозможно посмотреть !сквозь» них, потому что объект, на который направлен взгляд смотрящего, – это обїективно именно отражение в зеркале, а не предмет за рамкой, но субїективно он воспринимается как находящийся с той стороны… Зеркало функционально очень близко к «рамке», оно также используется для контакта с потусторонним миром, оно имеет определенные границы, а показывающиеся в нем объекты представляются такими же материальными, как и объекты за «рамкой». На Русском Севере знахарь, когда к нему приходили за помощью, по отражению в воде показывал человека, причинившего порчу и сглаз; причем в этот момент можно было отомстить обидчику – ткнуть ему в глаз, и тот получал увечье в реальной жизни, становился слепым . Болгары Пловдивского края, чтобы увидеть души покойников, держали над водой зеркало, пока в нем не появится отражение, или подвешивали зеркало над колодцем, (как входом в мир мертвых ) причем это считалось опасным и для мертвых и для живых . Душа умершего могла попасть в Мир Зазеркалья и не найти обратного выхода, вытягивая энергию из пользующихся потом этим зеркалом в доме. С целью защиты души от пленения , в доме где стоял гроб с умершим завешивали все отражающие поверхности, зеркала в первую очередь. Наши предки не держали зеркала на виду. Они были или на внутренней стороне двери шкафа. или закрывались створками трюмо или крепились с внутренней стороны ларца с украшениями. это и защищало хозяйку от недобрых глаз и способствовало умножению богатства. (о Зеркалах в магическом смысле — это отдельная статья.

Особенно часто зеркало и вода фигурируют в гаданиях. Чешские девушки в Силезии ходили к проруби и смотрели в нее при свете месяца, гадая по тени, за кого им суждено выйти замуж . Иногда в дополнение к отражению использовалось также кольцо: в восточнославянских гаданиях о женихе высматривали лицо суженого через перстень, опущенный в воду
. Здесь «рамка» как бы удваивается; при этом кольцо, символизируя брачные узы, играет особую роль в гаданиях о замужестве.

Аналогичный прием, когда кольцо выступает в роли второй «рамки» (на это раз при смотрении через окно), мы наблюдаем у болгар: когда свадебная процессия подходила к дому невесты,та смотрела на жениха в окно через перстень. Если он в это время глядел в направлении ее дома, это хорошо, если в другую сторону –плохо .

Вторая функция действия «смотреть через отверстие» – магическим образом привязать к себе объект, на который направлен взгляд, проявляется, прежде всего, в любовной магии. Часто для этого используется калач. В Черногории девушка, которая долго не могла выйти замуж, должна была поймать трясогузку, сварить ее и пустить ее кости по воде. Те кости, что поплывут не по течению, нужно было собрать, смолоть, смешать с мукой и воском и испечь из получившейся смеси калач. Если посмотреть через этот калач на парня, он влюбится и посватается . Особой силой соединять любовными узами наделялся свадебный калач. В Болгарии молодожены смотрели через него друг на друга, чтобы «соединиться навеки». Считалось, что если через свадебный калач парень и девушка посмотрят друг на друга, они обязательно поженятся . Болгары из окрестностей Ловеча пекли особый калач, замешанный на молоке кормящих матери и дочери: девушке стоило только взглянуть через отверстие в таком калаче на парня, как он тут же влюблялся .

У болгар в р-не Кюстендила на Преображение женщины, подозревающие своих мужей в измене, протыкали веретеном дырку в подсолнечнике и смотрели через нее на своих мужей, чтобы неверные «преобразились» и вернулись к ним . В последнем случае магия взгляда, при-званная привязать к себе объект, на который направлен взгляд, усиливается этимологической магией: Преображение – преобразиться,‘измениться, поменяться’. Сходные мотивы прослеживаются в магическом приеме, который приводит А.Н. Афанасьев со ссылкой на следственные дела о колдовстве XVII в.: чтобы муж был ласков и не бил жену, она клала за зеркало чудодейственный «корень обратим» и смотрелась в это зеркало, тогда муж должен был измениться по отношению к ней . Напротив, чтобы вызвать у себя чувство ненависти к какому-нибудь человеку, сербы смотрели на него через волчью гортань . Часто именно свойства самой «рамки» (в случае со свадебным калачом – его брачная символика; с волчью гортанью – связь с волком, хищным и «жестоким» животным) определяют смысл ритуального действия.

!Смотрение через» практикуется в хозяйственной магии с целью подчинить себе, привязать к дому или вернуть потерянное животное: так, для того чтобы удержать пчелиный рой, сербы смотрят на него сквозь обручальное кольцо или сквозь обе проймы безрукавки, штанину . Когда к дому приводят только что купленную корову, хозяйка выходит из ворот и смотрит на корову через сито и так взглядом провожает ее, пока та не войдет в хлев. Считается, что это делается для того, чтобы корова была плодовитой .

Заключение домашних животных в круг часто применяется в хозяйственной магии (ср. кормление цыплят из обруча от бочки, чтобы они не терялись, держались дома и др.).

В метеорологической магии болгары использовали обрядовый калач, глядя через который они получали силу прогонять градоносные облака (Агапкина 2012: 80).

«Рамка» могла применяться также и во вредоносной магии, при этом в ход шли «покойницкие» предметы: сербы верили, что можно было вызвать бесплодие у женщины, если посмотреть на нее сквозь круг, сделанный из не догоревших погребальных свечей; это же действие должно было помешать судье вынести обвинительный приговор . Здесь также именно свойства самой «рамки» (связь с покойником и миром мертвых) играют существенную роль в семантике обряда.

«Смотрение через отверстие»» применялось и в других магических целях. Например, в восточной Сербии девушки на Иванов день смотрели через венок на солнце, чтобы быть красивыми и румяными, как солнце . В данном случае субъект действия хочет обрести свойства объекта, на который он смотрит, а «рамка» выполняет лишь вспомогательную функцию  – позволяет сфокусировать внимание на объекте, заключив его в магический круг .

В Индии существует ритуал Карвачот (Karvachot) В этот день все замужние женщины постятся для своих мужей.. В этот день замужние женщины соблюдают пост, отказываясь от воды и еды, тем самым желая мужу долгой и успешной жизни. Пост начинается с восходом луны и длится до восхода следующей луны, когда можно будет провести праздничную пуджу и нарушить пост, приняв сладости из рук мужа. Существуют различные варианты начала поста и его окончания. Например, в Пенджабе, перед началом поста девушка должна принять от свекрови тали (блюдо с едой), а следующей ночью, перед тем, как нарушить пост, она смотрит на луну сквозь сито, а после на лицо мужа..Определенного числа нет, день меняется каждый год. Когда луна появляется, жена молится, «снимает сглаз» с мужа, СМОТРЯ НА НЕГО ЧЕРЕЗ СИТО после того как посмотрит на луну моет ему ноги, муж поит ее водой и кормит. Пост этот за долголетие мужа и для того, что бы он был мужем данной женщины на все 7 жизней. Девушки, которые помолвлены или просто влюбленны тоже часто соблюдают этот пост.  Празднование приходится на месяц Картик по древнеиндийскому календарю (октябрь — ноябрь по Григорианскому календарю). Картик ки чаутх — четвертые сутки убывающей после полнолуния луны, за 9 дней до праздника огней — Дивали Поэтому каждый год это иная дата, что очень правильно. В течение дня девушки расписывают ладони и ступни хной (хна символизирует удачу и процветание), надевают нарядные сари и свои лучшие украшения, ходят друг к другу в гости, встречаются с родственниками. Карва Чаутх приходится на время после сбора урожая и является отличной возможностью навестить друзей и родных. Вечером наступает время пуджы — поклонения богам и приношения им праздничной карвы (карва — глиняный горшок, в который кладут сладости, орехи, синдур, а также украшения) Потом на небе восходит луна, и жена принимает пищу из рук любимого мужа, а так же драгоценности и подарки в знак благодарности.

Карвачот по внутреннему символизму и применяемой энергии аналогичен египетскому ритуалу Подношения Зеркал ( см Луна как зеркало богини )

Итак, «рамка» в ритуалах может выступать как магический инструмент, придающий смотрящему особые возможности  – способность видеть невидимое. Она мыслится как окно, через которое человек может заглянуть в иное пространство. При этом она может служить оберегом, не давая возможности демоническим персонажам обнаружить подсматривающего за ними человека и причинить ему вред. Смотрение через «рамку» в магии применяется с целью овладеть объектом, привязать его к себе, заключив в магический круг.
Чаще «рамка» не играет доминирующей роли, она служит катализатором взгляда, придавая ему магическую силу и способность воздействовать на объект, наделяя взгляд теми или иными свойствами. Выступающие в роли «рамки» объекты – чаще или обычные бытовые (хомут, сито, борона и др.), или вторично используемые обрядовые предметы (гробовая доска, «покойницкие»»свечи, обручальное кольцо и пр.). Реже «рамка» специально изготавливается для смотрения через нее на что-либо (особый калач, борона, поварешка и пр.). При этом уже выбор предметов нельзя считать случайным, они так или иначе вписаны в контекст ситуации и получают особый сакральный статус магического инструмента, а в ряде случаев даже могут играть главенствующую смысловую роль в ритуале.

Специальный сирконстант-инструмент – «рамка» нередко используется визуальной магии , сквозь (или через) которую смотрит субъект, исполняющий ритуал .
Это может быть отверстие, полость, проем, представляющий своего рода
«окно», «глаз». Роль этой «рамки» в ритуалах различна: иногда именно
ее свойства несут основную смысловую нагрузку в семантике
обрядового действия, а иногда она не имеет самостоятельного значения –
лишь усиливает и подчеркивает само действие, позволяет «сфокусировать взгляд» на объекте, «конституировать подчеркнуто условную ситуацию пребывания в ином мире» .

По аналогии с традиционными «рамками», как
опасный может быть воспринят даже взгляд через очки. Одна нянька
сочла опасным человека, который посмотрел через очки на доверенного
ей ребенка

«Смотрение через» практикуется в хозяйственной магии с целью
подчинить себе, привязать к дому или вернуть потерянное животное: так
для того, чтобы удержать пчелиный рой, сербы смотрят на него сквозь
обручальное кольцо или сквозь обе проймы безрукавки, штанину . Русские крестьяне Заонежья в поисках пропавшего животного смотрели в подойник .
Р

 

 

Фото : Чарівна наречена.
Traditional clothes of Borshchiv (Ternopil region Western Ukraine).
© Перепублікація світлин дозволяється лише зі згадкою Автора — Майстерня Треті Півні з прямим переходом на www.facebook.com/TretiPivni
— сUlyana Yavna и Dominika Dyka в Давній народний одяг.

Источник: личная практика и

М.В. Ясинская «Визуальная магия: магическое действие «смотреть сквозь»

http://www.calend.ru/holidays/0/0/2563/ © Calend.ru

Смотреть сквозь: Один комментарий

Добавьте свой

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: