Малиновка огама

• Малиновка (иначе — зарянка,по-английски — robin или redbreast, по-ирландски spideog или brundederg) — одна из птиц, священных для островной кельтской традиции. Она всегда воспринималась как благая и благословенная птица, приносящая добрые знаки, приводящая за собой благоприятные события и творящая добрые дела. Она нередко становилась помощницей героев в их путешествиях, помогая им важным советом за доброе отношение, за проявленную щедрость, за помощь в защите гнезда. Советы, которые дает малиновка, всегда ценны, — она знает многое о потустороннем мире и его жителях, в отличие от героя, и у неё всегда есть совет о том, как победить великана, или перехитрить хитреца, или как вознаградить человека за его добрые качества.
Вообще, представления о малиновке-помощнице, возможно, уходят корнями в то, что малиновка очень мало боится людей и, если человек неподвижен, может подлететь к нему очень близко или даже сесть на него. Кроме того, малиновки славятся тем, что могут устраивать свои гнезда в самых неожиданных местах: в забытых в саду жестянках, мотках проволоки, даже в карманах садовой одежды, и нередко забираются гнездиться и в человеческие жилища.
Во многих ирландских сказках говорится о том, как именно малиновка получила свою красную грудку. Есть два варианта сюжета: в одном говорится, что малиновка отмечена кровью какого-либо священного существа (в кельтском мифе такие отметки есть у многих существ, связанных с Иным Миром), в другом — что красные отметки она получила от огня. В более поздних сюжетах это, конечно, была кровь Христа или девы Марии, в сюжетах более ранних — кровь жреца или волшебного короля, но и в том, и в другом случае малиновка старалась избавить это существо от страданий (выдернуть ранящее его оружие, дротик или шипы) и/или не дать пропасть священной крови, которая капает на землю: малиновка ложилась грудью на каждую упавшую каплю и её перья впитывали кровь.
Вариант с огнем встречается реже, и тут малиновка выступает как помощница: например, есть история о мальчике, который пас свиней в лесу, к вечеру развел огонь и заснул, а огонь между тем почти потух. К нему подкрался волк, и стал тушить остатки огня, чтобы в потёмках съесть мальчишку, но малиновка увидела небольшой уголек и стала раздувать его, маша крыльями: огонь разгорелся, волк вынужден был бежать, но грудка самой малиновки покраснела от огненного жара.
Вообще, малиновка нередко (и не только у кельтов) воспринималась как помощница, причем как птичка, которая заботится не только о живых, но и о мёртвых, укрывая мёртвые тела тех, о ком никто не позаботился после смерти, листьями, и закрывая открытые глаза мертвецов мягким мхом, давая им тем самым покой и возможность уйти из мира живых. Связь с малиновки с достойными похоронами и обрядом перехода была настолько сильна, что, например, в 1695 году, когда хоронили королеву Марию II Английскую, было особо отмечено, что на королевский катафалк слетела малиновка.
При этом интересно, что малиновка (так же как некоторые другие птицы, значимые для кельтской традиции и наделенные определенной магической силой — такие как жаворонок, дрозд, ворон) была способна проклинать, и нередко рассказывали, что если малиновка найдет своё гнездо разоренным, она произнесет проклятие, обращаясь к своему богу, который проучит сделавшего это ребенка, или покарает смертью сделавшего это взрослого. Такие представления о малиновке были распространены во многих частях Европы, и происхождение некоторых болезней, например эпилепсии, дрожания рук, сухоркости и порой даже случайных переломов считалось следствием того, что человек разорил гнездо малиновки или причинил вред ей самой.
Малиновка была достаточно известна и почитаема, чтобы оставить след и в топонимах, например название Graiguenaspideog (Graig na Spideog) в Карлоу переводится как Деревня малиновки, Kylespiddoge (Coill Spideog) в графстве Лиишь — как Лес малиновки, а Turnaspidogy (Tir na Spideoige) в Корке — как Земля Малиновки. Кроме того, малиновка была одной из эмблем клана О’Салливанов, одного из древнейших кланов Ирландии, ведущих своё происхождение еще от сынов Миль Эспейна — людей, вытеснивший Туата де Даннан с ирландских земель. По легенде, один из основателей рода О’Салливанов, Молухра, отдал малиновке свой глаз, за что она впоследствии и помогала ему.
Довольно часто малиновку называют парой (смысловой) к крапивнику: две эти птички связаны со сменой половин года — Мидсаммером и Мидвинтером, праздниками середины лета и середины зимы. Эти праздники не кельтского корня, но на них сместились многие представления и сюжеты с традиционных Бельтейна и Самайна. Чаще говорят, что крапивник важен зимой, а малиновка — летом, но на самом деле обе эти птички могут фигурировать и в летнем, и в зимнем фольклоре, в зависимости от местности и ассоциироваться с Королями Лета и Зимы. Оба эти праздника — праздники перехода, смены состояния, перерождения и возрождения, и малиновка вполне в них вписывается.

© Shellir




Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: