Кто ходит ночью в гости к нам…Зима,холода

А что мы знаем о персонажах Зимнего Солнцестояния?.Они всегда с мешками…и с детьми…углем и поленьями…Это Крампус, уносящий детей в  мешке, а это Медведь с девочкой в коробе….Вместо унесенного ребенка Крампус оставляет уголь. Крампус — он по описанию страшен и лохмат, с рогами, длинными зубами и хвостом.( Хотя я бы так и козу описала)). Он уносит детей на самую высокую гору в местности и съедает, или бросает в море по другой версии. Оба варианта гора и море собственно связывают образы  с силами Иного мира.И до ныне с длинными розгами, коровьими хвостами и колокольчиками группами и в одиночку крампусы расхаживают по улицам деревень и городов и пугают прохожих — теперь в рамках праздничных развлечений..С горящими углями бегают по улицам сел шуликаны . или сюлюкуны ..как на Украине так и в Сибири и даже Китае. Старуха Гиро с мешком пытается поймать детей отправившихся на ее поиски На Шотландском нагорье и в Ирландии духа зимы называли Кайлач, Каллех или Старухой. Горный тролль Старуха Гирли с кучей детишек гоблинов .

В.И. Даль в славянских обычаях отмечает оба варианта: «Детей пугают и бабайкою, и старухою, и тут сходятся производства от бабы и от бабая».В Болгарии — это кукеры с теми же лохматыми и рогатыми масками,колокольчиками.

fb8455a24df69f3d20-80374218

Теперь они приходят не только в рождество , но и в дни карнавала на Масленицу совместив оба значения праздников зимнего и весеннего…»Вождение козы»  или «быка»на Украине, в Беларуси, в Польше имеют схожую стилистику ритуала. Существо любым способом старается попасть в дом, наказать ленившихся, не только детей но и взрослых. Существо убивают, затем оно воскресает.Атрибуты ряженой «козы» — вывернутый шерстью наружу кожух, деревянная голова с рогами и бородой из соломы или лозы и движущейся нижней челюстью. Череп коня с такой же двигающейся челюстью характерен для образа Серой лошади «сивоЇ кобили» на територии британских островов под именем Мари Луид или «Серая кляча»Образ старого, умершего года Мари Луид отражала в полной мере. Это был череп лошади, посаженный на палку. Белая простыня полностью закрывала изображающего «Серую клячу», с черепа свисали многочисленные пёстрые ленточки, в глаза ему вставляли пуговицы, вместо ушей крепили рабочие рукавицы, а к челюсти приделывали простое устройство, чтобы управляющий лошадью мог этой челюстью клацать. Некоторые набивали череп сеном и насаживали не на палку, а на вилы, что позволяло Кляче крутить головой. Обычно Мари Луид изображал один и тот же «специально обученный» человек, и под его управлением эта зомби-кляча была как живая..Поляки к бороде козы привешивали колокольчик. У белорусов известна «коза» в виде большой куклы на палке..Или чучела огромного соломенного козла в Германии.

Что же поет коза?.А поет она детям .
.» Идет коза рогатая, Идет коза бодатая, За малыми ребятами. Ножками топ-топ, Глазками хлоп-хлоп. Кто кашу не ест? Молоко не пьет?
Забодает, забодает, забодает!»

украинский текст «Рожками заколю, Ножками затопчу, Хвостиком замету,Тут тобІ і смерть»

Другой вариант: » Идет коза рогатая ,За малыми ребятами. Кто не пьет молока, Того пыр под бока!»

То есть вновь мотив не послушных и не угодных детей, в смягченном варианте перешедшем в так называемые «потешки». Кого может» потешить» перспектива козьих рогов воткнувшихся в живот сложно сказать.Одно из исторических названий Йоулупукки, означает «рождественский козёл», в переводе с языка суоми.Это та самая коза , что жила в ледяной избушке, и выгнала зайца из лубяной..она, она…

Что же о бревнах и угле. В  испанской Каталонии. в центре этого праздника располагается антропоморфное полено, которое рождественским вечером бьют, заставляя какать подарками. До такого додумались только в Каталонии, в Арагоне, Окситании, а также в соседней Андорре. Тио де Надаль (Кагатио, или просто Тио, исп. Tió de Nadal «рождественское полено») В начале зимы Тио де Надаль (не путать с испанским слово tio, которое означает «дядюшка») появляется в каждом доме.В прошлом «кагатио» (дословно «какающее полено») представляло собой обычное бревно, которое сжигали в домах, пепел от сожженного бревнышка использовали как защиту от молний, насекомых и т. д. Сжигать «особенное» полено на Рождество — древняя, дохристианская традиция и была связана первоначально с праздником зимнего солнцестояния. Во многих странах, особенно скандинавских и южнославянских, сохранились её пережитки. Во многих областях даже сохранилось отношение к этому полену как к существу.

Тио де Надаль, то есть Рождественский чурбан, — это полый внутри пенёк или обычное полено, которому приделывают из веточек две ножки (или, если кому нравится, — лапки), рисуют глаза, втыкают деревянный нос и надевают на него каталонскую шапочку под названием барретина. За получившимся буратино нужно ухаживать. Сперва его необходимо накрыть одеяльцем, чтобы новорожденный не простудился. Ну и, естественно, кормить. Кормить Тио де Надаль надо, начиная с 8 декабря. Перед ним ставят посуду, куда складывают любимые лакомства чурбанчика. На счастье, он любит всё то, что люди не едят — скорлупу от орехов, кожуру от фруктов и от картофеля. Да, именно с именем этого полена и связано имя Буратино. Ведь его, в виде еще полена принес Джузеппе в подарок своему другу Карло .И это был не просто символический подарок на Рождество, но и дорогой подарок по тем временам. Полено преподносилось не сеньору, как обычно, а бедным людям в качестве подарка на Рождество, или же монахам. Эта традиция существовала в Нормандии, Лотарингии, Бургундии и герцогстве Берри, а полено называлось tréfeu, en latin tres foci.

У кого были камины , топили их хворостом, рубка дров была запрещена , этим занимались отдельно лесорубы выплачивая деньги хозяивам лесов за разрешение на вырубку.Дрова были дорогим удовольствием.

Вечером 24 декабря приходит, наконец, время, когда Тио де Надаль должен отплатить за всю доброту семье, приютившей его. Он должен сходить в туалет. Раньше, когда в домах был очаг, один конец Тио де Надаля клали в него и приказывали ему какать Он никогда не слушался с первого раза, и тогда было необходимо приступить ко второй части ритуала, которая во всей красе и нетронутости сохраняется по всей Каталонии. Крошку Тио де Надаль надо избить. Обычно этим занимаются дети и делают это палками, прутиками, даже деревянными ложками. с криками «кага Тио!» (то есть «какай, Тио!»Тио начинают бить тем самым заставляя его «какать» подарками) , сунуть затем вновь задней частью в камин и идти в соседнюю комнату молиться. .
. Зачем это им надо — легко объяснимо. Дело в том, что Тио де Надаль какает подарками. Не большими и дорогими, а конфетами, орехами, фруктами — всеми теми сладостями, которые вроде и не так важны, но без которых любое Рождество немыслимо. Обычно избиение сопровождается песенками, примерно такими:
Какай, какай,
полено Рождества
Не какай салакой —
Она невкусна.
А лучше конфетами
и даже нугой,
Они сладки и их съедим мы
все до одной.
Этих песенок бесчисленное количество. Между песнями избиения прекращаются, и дети заглядывают под покрывало, чтобы посмотреть что «выкакал» Тио де Надаль. Сигналом к тому, что больше ничего вкусненького Тио де Надаль не подарит, служит как раз то, чего дети не просят.Обычно это селёдка, головка чеснока или луковица. Тио может «покакать» луковицей или головкой чеснока, либо он «пописает» водой на пол. Между песнями дети раньше ходили молиться, а теперь — «репетировать» новые песни, что даёт родителям прекрасную возможность каждый раз подкладывать всё новые подарки под покрывало. Хотя некоторые утверждают, что если Тио де Надаль хорошо кормить и тепло укутывать на ночь, то он прекрасно справляется сам без всякой посторонней помощи
.Тио никогда не «выкакивает» крупные подарки (их приносят Папа Ноэль — испанский Дед Мороз или Волшебные Короли — рождественские волхвы), только безделушки, вафли, халву для детей.

Если вы думаете , что у нас нет и в помине такого полена-буратино, то вспомните Ивасика Телесика или Лутоню ) Кто читал сказки давно , тому напомню .

У старика со старухой не было детей. Однажды зимой старик отправился в лес по дрова. Нарубив дров, старик прихватил с собой еще и лутошку, липовый чурбачок. Дома он положил лутошку под печку (иногда на печку) и через некоторое время деревяшка превратилась в мальчика. (В некоторых вариантах старик специально отправляется за этим чурбачком, потом углем рисует на деревяшке личико, а старуха пеленает ее и укладывает в люльку.) К лету мальчик подрос и отправился на озеро удить рыбу. Старик сделал для него челнок – белый (серебряный), с красными (золотыми) веслами, а старуха дала ему белую рубашку с красным пояском. Днем мальчик плавает по озеру, а вечером подплывает к бережку, чтобы отдать старухе пойманную рыбу и переменить рубашечку и поясок. Баба Яга подманивает его к берегу и уносит в свою избушку. Там она поручает своей дочке изжарить мальчика, но ему удается обмануть Ягишну, сунуть ее саму в печь, выбраться из избушки и забраться на дерево. Яга принимается грызть или рубить ствол. В последний момент героя сказки спасают гуси-лебеди. Пролетающая стая сбрасывает мальчику «по перышку» и он мастерит из них себе крылья (т.е. обращается в птицу), либо последняя птица подхватывает его. Как бы то ни было, герой благополучно возвращается к себе домой.В некоторых вариантах старик специально отправляется за этим чурбачком, потом углем рисует на деревяшке личико, а старуха пеленает ее и укладывает в люльку.) К лету мальчик подрос и отправился на озеро удить рыбу. Старик сделал для него челнок — белый (серебряный) , с красными (золотыми)веслами, а старуха дала ему белую рубашку с красным пояском. Днем мальчик плавает по озеру, а вечером подплывает к бережку, чтобы отдать старухе пойманную рыбу и переменить рубашечку и поясок.В литовском варианте этой сказки, пролетающая вместе с лебедями ведьма, похищает его, приняв за лебедя.

Начало сказки о похождениях Лутошки удивительно напоминает известный почти всем народам Европы обряд сожжения «рождественского полена», которое у южных славян (Болгария, Сербия, Хорватия) именовалось Бадняком: перед Рождеством старший в доме мужчина отправляется в лес за поленом, преимущественно липовым. (Бессонов. 1871. с. 120.) Бадняка встречали хлебом, оборачивали в белое полотно, торжественно устанавливали около очага. Его «кормили», от его имени пели обрядовые песни. В них говорилось о смерти старого Бога и приходе нового — Божича. Затем его клали на очаг и сжигали, сожжение это гарантировало семье здоровье, урожай, приплод скота. Обряд этот, связанный с магией плодородия, был приурочен к зимнему солнцестоянию, после которого продолжительность дня начинает увеличиваться, символизировал умирание «старого» солнца и рождение «нового»

Накануне Рождества на некоторых домах в современном Париже и не только ,можно увидеть изображение – манекен – Деда Мороза, который с мешком, наполненным, как надо полагать, подарками, лезет на крышу. Дети, как мы помним, складывают к рождественской елке носки, в которые он должен положить подарки. Почему Père Noël не заходит в дверь, а выбирает столь замысловатый путь через крышу и каминную трубу, хуже – грязный дымоход? Ответ на этот вопрос кроется в особенностях конструкции старых  европейских домов. Дело в том, что далеко не во всех были окна. Более того, окна в доме считались роскошью, поскольку за окна нужно было платить налог. Налог на окна был одним из самых непопулярных налогов во Франции, где он существовал до 1924 года. Описывая жизнь Монмартра накануне Первой мировой войны, многие авторы упоминают двух чудаков, которые жили в доме без окон, а помещение освещали с помощью отверстий в потолке. Налог на окна они не платили и так экономили. А подарить полено бедным соседям считалось одним из видов благотворительности, его частенько просовывали в дымовое окошко или бросали в трубу. Люди ходили в гости принося с собою поленце..Оно не могло попасть в огонь и сгореть, чаще всего в домах было сыро и холодно.огонь разводили только для приготовления пищи.Семьи спали все вместе в одной кровати. Естественно такое полено не сжигали сразу, его лишь частично засовывали в очаг, пододвигая по мере сгорания, на старые угли.Такие же обычаи топить целыми длинными ветками были да и по сей день есть и во многих восточных странах.где ветки просто пододвигаются по мере сгорания. Огонь и тепло были подарком в самую длинную ночь, а не наказанием грешников , как позднее изображали христианские проповедники.

А так как каминная труба была единственным местом где можно было проникнуть в дом, то через нее могло проникнуть все что угодно..Тот же серый волк в сказке о трех поросятах, пролезая в трубу , упал в кипящий котелок. Дровосеки и более продвинутые )) угольщики, а уголь носили в мешках, были частым гостям в зимние дни .Черный угольщик с мешком, вполне мог дополнить образ персонажа наказывающего нерадивых в домашних работах.

Были  в домах, у кого были свои дома, очаги, праобразы нынешних каминов, где варили еду, печей и плит в нашем понимании и близко не было.Из хвороста на каменной плите разводили не большой костер, поэтому оно и называется «плита».

Вот и приходиться старику лезть через дымоход – единственное альтернативное отверстие в жилищах стародавних времен.

В наших сказках девочку в коробе носит медведь.Медведь это и воплощение Велеса, и предок, и дух из Иного Мира.

Ну и как то рядом образы первых людей сделанных Одином  из найденных кусков деревьев .Ясеня — мужчина, ольхи — женщина ( или ива )

На британских островах если окна и были то настолько маленькие, ведь стекол тогда не было, что бы туда не могла пролезть рука….И от гоблинов защита заодно,считалось , что они могут всунув руку ухватить ребенка и утащить его. То есть не только ночью на улице, но и в собственном доме детей могла подстерегать опасность. Как со стороны чужих, так и со стороны своей же семьи.

В некоторых частях немецких и австрийских Альп бродит ужасающий персонаж, который может быть либо дружелюбным, либо жестоким. Возможно, Фрау Перхта пришла из языческих верований, которые доминировали в этом районе до прихода христианства, но она сохранила свою роль и в современном мире.
Фрау Перхту часто изображают как старуху с мордой животного, одетую в длинную мантию. Под мантией она скрывает острый нож. В течение 12 дней Рождества Фрау Перхта бродит по домам. Если она встретит ребенка, который хорошо себя вел, тогда она может почувствовать желание оставить ему небольшой подарок. Если она обнаруживает непослушного ребенка, то достает нож.

Как Перхта судит о том, что ребенок был непослушным?

Она смотрит на вашу пряжу. Если вы не спряли всю шерсть или лен в нить к концу Двенадцатой ночи, тогда фрау Перхта убьет вас своим ножом. Вытащив ваши внутренности, она наполнит вас соломой и зашьет. Это дает совсем другое ощущение наполненности после рождественского обеда.

В любом случае в дни Перехода когда грань тонка между жизнью и смертью  между миром живых и миром мертвых,  из Иного Мира появлялись не всегда добрые гости.

И это еще не весь перечень…

по материалам Виккипедии,

Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. а. Зимние праздники. М. 1973. б. Весенние праздники. М. 1977. в. Летне-осенние праздники. М. 1978.

http://ronkinv.narod.ru/gaga.htm

Кто ходит ночью в гости к нам…Зима,холода: 2 комментария

Добавьте свой

  1. Уведомление: Маланка — ЛУННЫЙ ДОМ

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: