«Коляда, коляда…»

Обходные обряды зимних праздников у разных народов
Колядование, или колядки — одна из самых, пожалуй, ярких и узнаваемых традиций рождественских праздников. Люди (как правило, молодые) ходят по домам в необычных костюмах, часто созданных своими руками, поют под окнами и просят их угостить (изначально, кстати, за отказ могли как-нибудь и навредить). Не правда ли, очень напоминает ставший в последнее время популярным Хеллоуин? И это, в принципе, неудивительно, поскольку оба эти действа имеют похожее происхождение: так называемый «обходной обряд».

b90d387c1180dca4bc3b090bb1ns

«Обходной обряд» характерен для многих народов, особенно славянских. Он имеет древнее, ещё дохристианское происхождение и связан.. с культом предков, с народными представлениями о том, что в определённые дни (и ночи), а вернее кануны, сумерки, время «щели между мирами», на землю приходят умершие предки проверить своих потомков на щедрость,хлебосольность. Это могли быть и духи — дружественные людям или не очень, которых следовало «задобрить». В любом случае, духи ли это предков, или другие потусторонние персонажи, разочаровывать их крайне не рекомендовалось: иначе семье не видать удачи. Поэтому приходилось «перестраховываться» и угощать всех. Дни таких «посещений», как правило, совпадали с важными моментами годового цикла (зимний и летний солнцевороты), сезонными работами (посев, сбор урожая) или просто значительными событиями жизни (например, свадьба). Большая часть обходных обрядов приходилась, однако, на зимнее время — именно они нас и интересуют. Тем более, что при общей схожести они имеют много разных интересных форм и вариантов.

Вопреки устоявшемуся представлению, закреплённому и в кинематографе (вспомним знаменитую «Ночь перед Рождеством» М. Ромма), обходить дома начинали ещё в предрождественский период. В дни адвента (предрождественского периода у католиков, или рождественского поста управославных) в определённые дни по домам ходили ряженые «андреи», «варварки», «николаи», «люции» (иногда их сопровождали и другие маски).

f0e5557f19af4b9bc78ccab887eg

«Барбурки» («варварки») в белых одеяниях и с веточкой вишни (Моравия, 1910 г.)

Особенно интересной была процессия на «Миколаев день» (день св. Николая — 6 (19) декабря) в Чехии и Словакии. В ночь с 5 на 6 декабря «Микулаш» в длинном одеянии, с картонной «митрой» на голове, обходит дома в сопровождении других ряженых. Обычно это «ангел» в длинной белой рубахе, а также «чёрт» в длинном кожухе, вывернутом мехом наружу. Ангел с Микулашем раздают подарки, а чёрт символически «наказывает» непослушных детей. Компанию им могли составлять конь, медведь, коза, ворон, аист, цыган, доктор, трубочист и другие персонажи.

a05fe35fe2c97ed8a5f115b5d0dh

Процессия Микулаша в Чехии (начало ХХ века). Здесь компанию св. Николаю составляют медведь, ангел, кобыла, чёрт и смерть.

Но, пожалуй, довольно о предрождественских обходах, перейдём к святкам, то есть, времени от Рождества до Крещения, которое включает в себя и Новый год.

Святочные (послерождественские) колядования назывались «хождением со звездой», или «христославлением». Это наиболее знакомая нам по литературе и кинематографу форма колядования: участники обряда носят макет «звезды» и поют «колядки» — песни, посвящённые Рождеству (или Крещению). Звезду обычно делали из сита (к которому сзади прилеплялась свеча) и разноцветной бумаги.

8ad723fa243c5beebcdc7598b9ju

Н.К. Пимоненко, «Колядки», 1880 г.

Примечательно, что в южных областях «звезда» иногда делалась из выдолбленной тыквы, в которой делались вырезы и куда также вставлялась свеча (ещё одно сходство с Хеллоуином!).

aa431cfd73820a9818681b61cdps

Колядовщики в Могилёвской губернии, 1903 г.

Кроме «хождения со звездой», распространено было «вождение тура» («туроня», как его называли в Польше). Иногда они совмещались:

62b3a28c5b7b6b1e5bbf2406e7wy

«Хождение с Туронем», польская открытка 1937 года. Как видим, звезда здесь тоже присутствует.Хотя «Бык» больше на козу похож, на мой взгляд, но обряд и прада подразумевал быка и даже сцену «убить быка»

В славянской традиции тур, или туронь, — ряженый с маской, напоминающей одновременно и быка, и козу, с открывающейся челюстью, которая могла щёлкать.

c593618a59f09f6a678e91254bd6 (1)

Наряд туроня из Краковского этнографического музея.

Обходные процессии могли проходить во все святочные дни, и в них, помимо туроня, принимали участе ряженые, изображавшие и наших старых знакомых: чёрта, кобылу (коня), козу (козла), медведя… Вот, например, каких очаровашек мне довелось увидеть в городском музее Слупска (Польша):

212fb56279d429c19dee92528954

Единорог — экспонат городского музея Слупска (из моего личного фотоархива)

4f775d408768fd9aa4d4991d41qj

Аист — экспонат городского музея Слупска (из моего личного фотоархива).

Ещё один важный ряженый персонаж — «коник» (или кобыла, кобылка). Мы уже встречались с ним в процессии Микулаша, где он также был неспроста. Конь традиционно являлся символом жизненной силы, здоровья и плодородия. Изначально его участие в процессии (и те ритуальные действия, которые он выполнял) должны были обеспечить хозяевам здоровье и достаток. Причём, различались два вида таких ряженых: изображавших самого коня и всадника на коне, с различным символическим значением.

eb556db1ea2c85664c3b6f9008e2

«Коник» всадник, Прага, 1910 г.

Интересно, что в совсем не славянском Уэльсе главная роль в святочной процессии отводится Мэри Луид (Mari Lwyd) — черепу лошади, украшенному лентами и колокольчиками. Причём имеет место ритуал, весьма схожий со славянским «коником». Процессия (среди участников которой могут быть и всем известные Панч и Джуди) двигается по улицам, пока не выбирает какой-нибудь дом. Тогда она подходит к окну «счастливчиков», стучится в него (зрелище не для слабонервных!), а участники процессии поют песенку и просят впустить их в дом. Хозяева представляют извинения, по которым они этого сделать не могут. Тогда колядующие (будем уж их так называть по привычке) поют другую песенку и снова просят их впустить. Хозяева снова начинают отнекиваться. Так происходит до тех пор, пока хозяева не исчерпают все аргументы и не будут вынуждены уступить. Процессия во главе с Мэри Луид входит в дом, после чего эта милашка начинает скакать по помещению, пугать детей (а порой и взрослых), и, если ей удастся добраться до очага (чему препятствуют хозяева), то мажет всех сажей. В конце концов спутники урезонивают разбушевавшуюся «лошадку», и кончается всё, конечно же, угощением.

c8c98953b879d5aa78d098707fe5

Мэри Луид и её вожатый, Уэльс, между 1910 г. и 1914 г.

Этот обычай жив до сих пор. Вот, совсем недавнее фото современной Мэри Луид: жутковато, не правда ли?

3affe9a08e224c503d16adf2546j

❄️ В Южном Уэльсе есть своя специфическая новогодняя традиция — это шествие ряженых с Мэри Луид (Mari Lwyd) — белой кобылой. Мери Луид — это конский череп, украшенный цветными лентами, а порой и колокольчиками и вечнозелёными растениями, водруженный на шест и укутанный тканью, под которой и прячется тот или те, кто в этот раз играет ее роль. Нередко к нижней челюсти черепа привязывают верёвку или делают рычаг, чтобы она могла клацать зубами.
Шествие с Мери Луид обычно начинается в вечерних сумерках и длится до поздней ночи. Кроме самой Мэри, в шествии участвуют шесть-семь мужчин, порой в масках, чья одежда отмечена такими же цветными лентами, как и у самой кобылы. Кроме них в шествии всегда есть вожак — роскошно одетый, с праздничным посохом или с кнутом, который и выбирает, куда отправится вся компания, и этот же персонаж должен обладать весьма хорошо подвешенным языком, потому что в основном он будет общаться с людьми. Иногда к шествию присоединяются и классические для Британских островов карнавальные персонажи — например, Панч и Джуди.
Как и в других случаях, это маскарадное шествие обходит дома, только если многих других ряженых пускают в дом охотно, с ночным шествием Кобылы все не так гладко: когда процессия стучится в дом, хозяева начинают выдумывать причины, почему компания не может к ним войти, а сами участники шествия доказывают, что все это ерунда, и войти им надо позарез, на улице ужасная стужа, они озябли и продрогли, добрый хозяин в такую погоду и собаки-то на улицу не выгонит, а тут целая Мери Луид, поэтому ему, как человеку доброму, следует впустить их в дом, обогреть у очага, налить по кружечке доброго эля и угостить пирогом. Прелесть заключается в том, что перебранка происходит в стихотворной форме, и не только процессия Мэри может изъясняться песней и стихом, но и хозяин должен делать то же самое. В этом ритуальном споре может выиграть и процессия, а могут и хозяева — тогда они не пускают в дом Мери Луид. Но если все же хозяев убедили, они пускают процессию в дом, взяв с них лишь одно обещание — не касаться их очага. Но, как и в других случаях, хозяева угощают участников шествия и ставят им спиртное, маски же развлекают хозяев песнями и благословляют дом, а сама Мери Луид всячески создает беспорядок и пугает детей, а порой и самих хозяев. Любопытно, кстати, что были и случаи, когда даже если хозяин побеждал, процессия Мери все равно вламывалась в его дом, и это может оказаться тоже частью традиции, т.к. шествие Мери представляет собой древние, могучие и совсем не добрые силы, которые могут такой символической «победы» просто не признать и не принять.
У этого обряда нет точной даты — шествие с Мери Луид устраивают обычно между Рождеством и Новым годом, а иногда обряды Мери могут длиться и вовсе долго – чуть не весь январь. Именно с Рождеством традиция так и не была связана, хотя века с XVII распространилось мнение, что Мери Луид – это каким-то образом сама Дева Мария, хотя скорее всего параллель выстроили на простом сходстве по звучанию их имён и из желания легитимизировать обряд. Сама же традиция — часть общеевропейской зимней традиции ряжений и маскарадов в самое темное и самое страшное время года. Чаще всего учёные соглашаются с тем, что традиция эта имеет дохристианские корни, и связана со смертью, т.к. «белая кобыла» — частый образ смерти и ужаса, встречающийся по всей Европе, то есть Мери Луид представляет собой зиму и старый год, дух которого обходит дома и собирает с людей свою дань: порой малую, а порой страшную.

текст: © Шеллир (Наталья Никольская)
написано в декабре 2015 специально для проекта Огам

И вот мы плавно подходим ко второй половине Святок — так называемым «страшным вечерам». По славянским поверьям, в канун Нового года отворяется некий потусторонний мир и вылезает всякая нечисть. В эту пору обходные обряды (которые и призваны, в том числе, эту нечисть отпугнуть) могли сопровождаться забавными поединками между персонажами (что изначально символизировало борьбу различных сил).

42128f86e54cbf45d6dbf373dc2m

Ряженые, гравюра 1880 г.

Популярны также расцвеченные народным воображением сценки из «священной истории» (отсюда же берут начало уличные «вертепы» Эта традиция тоже жива и по сей день.

Вот мы и подобрались к концу Святок. Ведь День Трёх Царей — это самый их конец, 6 (19) января, Епифания (Богоявление). И вот тут-то на сцену выходит ещё один персонаж.

Перхта, женский дух в белой одежде, символ зимнего солнцеворота, имеющая гусиную ногу… Ну, конечно же, вы правильно догадались, это всем нам знакомая Баба Яга!

Пехтра, Моравия, 1910 г.

Пехтра бродит в Двенадцатую ночь (считая от Рождества, стало быть, как раз 6 (19) января) по домам, желая узнать, были ли дети в уходящем году хорошими, послушными и трудолюбивыми. Если да, то они могли найти утром в носке или в ведре серебряную монету, а если нет… Она могла сделать им что-то очень плохое.

по материалам:
© https://www.livemaster.ru/topic/2690071-kolyada-kolyada-obhodnye-obryady-zimnih-prazdnikov-u-raznyh-narodov

«Коляда, коляда…»: 2 комментария

Добавьте свой

  1. Уведомление: Маланка — ЛУННЫЙ ДОМ

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: