Ночь Гиро на Оркнейских островах

 

Ночь выхода
В старые времена на острове Папай бытовала одна интересная традиция, называлась она «Gyro Night» и отмечалась каждый февраль. Однако, последнее упоминание об этом празднике относится к 1914 году, с тех пор он остался лишь в воспоминаниях..
.Фактическая дата прведения не найдена ни в одном сохранившемся календаре, но одна из ссылок указывает, что церемония происходила в первую ночь после полнолуния февраля.Эта дата связывает традицию с христианским праздником Candlemas, а также кельтским праздником Imbolc, событием, обозначающим конец зимы и начало весны.

Хотя мы не знаем точную дату, но у нас есть само описание празднования.В ритуале принимали учасчтие мальчики разных возростных групп и он одновременно служил ритуалом перехода в старшую социальную группу. Мы знаем, что в ночь выхода младшие мальчики острова делали факелы, зажигали их вечером , и отправлялись в ночное время искать Гиро.
Цель их набега заключалась в том, чтобы выманить «Гиро» из их укрытия.
Этими «Гиро» обычно были старшие мальчики,уже проходившие обряд, которые надевали маски омерзительных старух и старые одежды, у них были при себе веревки. Если мальчик с факелом находил «гиро», то она начинала гнаться за ним, пытаясь его поймать и связать. Задача мальчика была убежать от неё.
Происхождение этой традиции неясно. Однако оно повторяет множество иных обрядов инициации по всему миру.Рассказывая об опасном путешествии героя с факелом в глубь пещеры , где находится страшная старуха. Только преодолев свой страх, герой способен совершить трансформацию ужасного образа.
Возможно, что слово «гиро» происходит от скандинавского gygr , что означает гигантскую женщину-тролля.
А возможно это традиция связана с персонажем исландского фольклора, которую зовут Грила. На шетлендских островах есть свой вариант рассказа о Гриле, которая ездит верхом на черном коне с пятнадцатью хвостами и пятнадцатью детьми, сидящими на каждом из хвостов. Позднее её стали называть Скекла.
На шетлендских и фарерских островах традиции, связанные с Грилой и её производными, включали в себя переодевание в женщину-чудовище, облаченную в шкуры животных, солому или водоросли, которая ходит по фермам и требует себе приношений. Даты разнятся, но все они связаны с зимним периодом. Например, на фарерских островах праздник проходит в первый вторник Великого Поста.
Зимняя сказка и возрожденная богиня
Каково же значение этой ужасной женщины? Ключ к пониманию лежит в финальном этапе празднования. В Ночь Гиро на костре сжигали чучело старухи..Например, на Шотландском нагорье и в Ирландии на костре сожигали чучело духа зимы — Кайлач,Каллех или Старухой. Считается, что эта Старуха возрождается в Имболк в форме богини Бригид.Это тоже связывает праздник с кельтским Имолагом, так как он означал окончание зимнего периода.
Уже само по себе то, что эта традиция появилась на острове Папай, достаточно интересно, так как этот остров бл заселен в ране-христианский период. .Имболк был связан с языческой кельтской богиней Бригид и, в соответствии с политикой ранней церкви, поглощения языческих празнествпереводом их в христианские праздники, Бригид стал святой невестой. Её праздник был заменен на Кэндлмасс, а священные факельные огни на свечи. День святой невесты стал приравнен к празднику свечей 2 февраля — празднику Очищения Пресвятой Девы Марии. Таким образом,одновременно прекратились столь частые пожары, которые были неотъемлемой частью языческого фестиваля — в частности,во время факельных шествий, ведущих к костру.
.. Могли ли скандинавские переселенцы впитать существовавшие кельтские традиции, связав их с женщиной-гиром?Но как насчет связи с норвежским праздником? Для этого нам нужно взглянуть на кельтскую идею о том, что возрожденная богиня вышла из кургана.Шотландская поэма о Праздничном Дне

День Невесты начинается
:Это день невесты,
Королева придет из насыпи …
Для норвежских поселенцев обычным жителем курганов было чудовищное существо, известное как драугр.На протяжении веков драугрские верования вырождались в «те из холмов и болота», но оригинальные фрагменты знания намекали на то, что первоначальный обитатель кургана мать драуга , и она страшнее чем ее сын.Имеем ли мы тут ситуацию, когда островитяне приравнивали кельтовскую богиню живущую в насыпи к своими идеями о чудовищном звере, обитающем в горах? И в этом ли причина того, что кельтская ночь Богини стала приравниваться к скандинавской ночи Гиро ?.
К сожалению,учитывая отсутствие другой информации об этой традиции , вольные размышления на эту тему будут не более, чем спекуляцией, и мы их оставим другим
автор Sigurd Towrie

рисунок с сайта http://druidism.ru/noch-giro-na-orkneyskih-ostrovah/

перевод мой

оригинал :

The Night of the Ogress

An interesting old tradition, once celebrated every February on the island of Papay went by the name of «Gyro Night». The last occurrence of Gyro Night, however, was in 1914 and it is now but a memory.

The actual date of Gyro Night is not found in any surviving account, but one reference indicates that the ceremony took place after the first full moon in February.

This date connects the tradition with the Christian festival of Candlemas, as well as the Celtic celebration of Imbolc, an event marking the end of winter and the beginning of spring.

Boyish games

Although we are not certain of the date, we do know that, on Gyro Night, the young boys of the island made torches, which they set alight, before venturing out into the night.

The purpose of their foray was to entice the «gyros» out of hiding.

These gyros were usually the older lads, wearing masks and dressed as repulsive old women. If the torchbearers met a gyro, «she» would pursue the youngsters, striking at them with a piece of rope, or tangle, until they were able to outrun «her».

The origin of this tradition is unclear, but it is likely that gyro derives from the Norse, gygr, meaning a giant, troll-woman.

But what was the significance of this monstrous woman?

The key lies in an account that refers to the burning of a female effigy on Gyro Night. This adds weight to the theory that Gyro Night was connected to Imbolc, the Celtic celebration of winter’s end.

The winter hag and the reborn goddess

The fact that the tradition is only recorded as taking place in Papay is particularly interesting, given the island’s association with early Christianity.

Imbolc was linked to the pagan Celtic goddess Brigid and, in keeping with the policy of the early church to absorb pagan festivals into Christian feast-days, Brigid, became St Bride.

St Bride’s Day became equated with Candlemas on February 2 — the feast of the Purification of the Blessed Virgin Mary. So, the fires that were an integral part of the pagan festival — in particular the torchlight processions leading to a bonfire — were tamed down, with candles replacing the burning brands.

Looking to Celtic tradition, we can begin to see information that appears to shed light on Papay’s Gyro Night.

For example, in the Scottish Highlands, and Ireland, an effigy of the spirit of winter — the Cailleach, or Old Wife — was burned on a bonfire. This wizened crone was thought to be reborn, at Imbolc, in the form of the goddess Brigid.

Did the later Norse inhabitants of Papay incorporate these existing traditions, interpreting the old woman of winter as the ogress-like Gygr? The presence of traditions surrounding Brigid/Bride are also borne out by the occurrence of ‘Bride’ placenames in Papay.

But what of the connection to the Norse ogress? For that we need to look at the Celtic idea that the reborn goddess emerged from a burial mound.

A Scottish rhyme about the Feast Day of Bride begins:

This is the day of Bride,
The queen will come from the mound…

To the Norse Orcadians, the usual inhabitant of burial mounds was the monstrous creature known as the draugr.

Over the centuries, the draugr beliefs degenerated into those of the trows and hogboon, but original fragments of lore hint that the mound’s original inhabitant could often be found with his mother — a beast said to be even more terrible than her son.

So do we have a situation where the islanders equated the Celtic hag in the mound with their ideas of a monstrous ogress dwelling in the howe? And was this the reason the Celtic night of the Goddess became equated with the Scandinavian gygr?

Given the lack of other information about this lost tradition, speculation is all we have left.

Ночь Гиро на Оркнейских островах: 2 комментария

Добавьте свой

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: