Волчьи праздники -луперкалии

lupercalia22

Каждый год с 13 по 15 февраляримляне отмечали  праздник Луперкалии в гроте Lupercal (от лат. lupa — волчица), посвящённый богу плодородия Луперка. О истоках этого праздника учёные спорят до сих пор. По одной из самых распространённых версий фестиваль связан с греческим фестивалем Пана, проводимым в Ликее, а по другой — с богом Фавном из-за обряда плодородия.

lupercalia15

В древнем Риме февраль был официальным началом весны и считался месяцем ритуальных очищений. В это время в домах осуществлялись ритуальные уборки: дома подметались, посыпаясь затем солью и пшеницей, называемой „спелт“.

По сведениям Плутарха в его „Сравнительных жизнеописаниях“, очистительные жертвы — для того, чтобы оживить плодородие земли, стад и самих людей — приносили в священном гроте Луперкаль у подножия Палатинского холма, где, по преданию, жила некогда волчица (по-латыни — lupa..), выкормившая братьев Ромула и Рема.

Каждый год молодежь собиралась в этом гроте, священники приносили в жертву козла — для плодородия и собаку,щенка —  было специально оговорено, что это должна была быть не взрослая собака — для духовного очищения..Наиболее полные из сохранившихся описаний праздника говорят о том, что эта была древняя традиция. Плутарх был уверен, что традиция приносить в жертву щенка была позаимствована у греков.Он пишет, что греки приносили щенков в жертву так часто, что у них существовало даже специальное слово для этого: periskulakismoi («очищение с помощью щенка»). Кровь предназначалась для ритуального орошения посевов. Юные жрецы  нарезали шкуры полосками, окунали их в священную кровь, и начинали свой ритуальный бег вокруг Палатинского холма, шлепая кожаными ремнями женщин.

Те же, приветствуя такие прикасания, охотно подставлялись, веря, что очистительные удары исцеляют от бесплодия и способствуют вынашиванию плода и легким родам.

Но, оказывается, этот языческий „волчий“ праздник плодородия и изобилия не заканчивался этим благочинным ритуальным действом. Луперкалии это еще и время буйства чувственных вакханалий: обнаженные мужчины (но в набедренных шкурах) дарили грубые ласки встречным женщинам — целовали, стегали ремнями, желая им быть плодовитыми.

Женщины после тоже раздевались донага и предавались плотским утехам.Согласно «Иллюстрированной истории Рода», написанной Уильямом М. Купером, главной частью фестиваля Луперкалий были голые люди, несущие ремни из кожи козла, которые бежали мимо женщин и били их. Это стало очень распространенным ритуалом в Риме, в котором участвовали даже члены знатных семейств
Согласно летописям, обнаженным бегал и древнеримский деятель, триумвир, трижды консул Марк Антоний (по материалам LacusCurtius. Roman Religion — The Lupercalia 1875)

lupercalia01-1 lupercalia01

lupercalia11 lupercalia07

Оказывается, накануне Луперкалий, 14 февраля, в Древнем Риме отмечался праздник в честь Юноны, богини брака, материнства и женщин она же — богиня „лихорадочной“ любви Juno Februata, Юно (Джун) Фебруата.

Почему?..

В античное время детская смертность была очень высока, В 276 году до н. э. Рим чуть было не вымер в результате «эпидемии» мертворождений и выкидышей. Оракул известил, что для повышения рождаемости необходим обряд телесного наказания (порки) женщин с помощью жертвенной кожи. Люди, которые по каким-либо причинам имели мало детей или не имели вообще, рассматривались как проклятые и прибегали к мистическим обрядам, чтобы обрести способность к деторождению.

lupercalia19 lupercalia18

lupercalia04 lupercalia05

По другим сведениям праздник Луперкалий проводился в честь бога Фавна (Луперк — одно из его прозвищ), покровителя стад, который отмечался ежегодно 15 февраля. И это был праздник изобилия. За день до Луперкалий отмечался праздник Римской богини брака, материнства и женщин Юноны и бога Пана. В этот день девушки писали любовные письма. Письма помещали в огромную урну, а затем мужчины тянули письма.

lupercalia02 lupercalia06

Девушка, имя которой вытягивал мужчина, становилась его сексуальным партнером на целый год до следующих празднеств. Таким образом, у людей праздник ассоциировался со свободной любовью и сексом. Холостякам, выбиравшим себе пассию до следующего 14 февраля, ничего не оставалось, как уповать лишь на удачу. По крайней мере, пара должна была провести этот праздничный день вместе, танцуя и веселясь. Если судьба оказывалась благосклонной к случайным партнерам, жребийный союз перерастал в брачный.

lupercalia08 lupercalia09

Кстати… Согласно мифам, Пан — веселый бог, сопровождаемый нимфами, бродивший по горам и лесам, плясавший и игравший на свирели. Представлялся грекам внешне безобразным, покрытым волосами, с рогами, козлиными копытами, бородой и хвостом. А потому вызывал ужас, и именно отсюда выражение „панический страх“.

lupercalia12 lupercalia10

Праздник был популярен даже в христианскую эпоху, что очень не нравилось церкви. В итоге в 494 году церковь очень ловко подменила Луперкалии праздником святого Валентина, который был якобы казнён на день раньше Луперкалий – 14 февраля.

lupercalia03 lupercalia14 lupercalia21

lupercalia16 lupercalia17

Эти празднества стали так популярны, что даже когда многие другие языческие праздники были отменены с приходом христианства, этот еще долгое время существовал. Сохранилось письмо от папы, датируемое 496 годом, о замене фестивалей, в которых он напрямую запрещает проведение Луперкалий из-за проводимых во время их языческих церемоний. Интересно что же ему не понравилось? Может критика в свой адрес? Луперкалий сопровождался специальными песнями. Тексты песен со временем были утеряны, но у нас есть достаточно много описаний, чтобы получить довольно чёткое представление о них. Во всяком случае, у нас нет ни одного упоминания об этих песнях, которое не содержит слов «распущенные» или «непристойные».

В V веке нашей эры люди на празднике исполняли грязные и пошлые песни, которые описывали всё плохое, что сделали их соседи. Если бы вы с кем-либо закрутили роман или вас застали в борделе, ваши соседи во время Луперкалия спели бы во всеуслышание громкую песню о ваших сексуальных похождениях, и видимо похождений высшего духовенства так же. Они то себе в них никогда не отказывали. Идея состояла в том, чтобы пристыдить людей за недостойное поведение. Но, по мнению Папы, песни заходили гораздо дальше простой критики. Видимо, когда римлянам давали возможность высказаться о своих соседях, они немного увлекались.
Плутарх упоминал еще один своеобразный ритуал, который можно было наблюдать во время праздника в честь Люперка: один из жрецов прикасался окровавленным кинжалом ко лбам юношей, а другой же убирал следы крови с помощью клочка козьей шерсти смоченного в молоке.Пока кровь и молоко стекали по головам, юноши должны были изображать истерический смех.
«Затем многие благородные юноши и самые достойные мужчины начинали бегать голыми по городу, – пишет Плутарх. – Всех, кто им встречался, они хлестали мохнатыми ремешками». Перед «забегом» этих голых мужчин обмазывали маслом. Представители нижних слоёв общества не допускались к выполнению данного ритуала( видимо что бы «кровь» не портили ); его участниками могли быть только представители высшего класса и самые достойные мужчины города. Бегать по улицам голыми и обмазанными маслом разрешалось только таким мужчинам, как Марк Антоний)))).имеются свидетельства о его личном участии в забеге.
Кстати, эти ремешки называли «februare». В честь них позднее был назван месяц февраль.

В программу Луперкалия входил и пир. Несмотря на то, что пир подразумевает огромное количество блюд и напитков, нельзя сказать, чтобы еда на празднике Луперкалий была обильной. Древнеримский поэт называл порции «мизерными» – и не без причины.
Священники готовили внутренности жертвенных козлов на ветках ивы и кормили ими толпу людей. Однако угощение не ограничивалось только этим. Девственницы-весталки также пекли «солёные пироги»…. В течение всего оставшегося дня люди Рима напивались до беспамятства.
Как и каждый настоящий праздник, Луперкалий имел свои классические истории. Одной из них была история о Фавне, которую Овидий назвал «смешной старой сказкой». Однажды Фавн увидел Геркулеса, который гулял со своей любовницей, и решил: «Она будет моею!» Однако это был Рим, так что, он вовсе не собирался писать ей любовные записки и звать на свидание. Вместо этого, он решил дождаться момента, когда девушка заснёт, пробраться в дом и оторваться по полной.
Фавн пробрался в дом девушки, не зная, что перед сном она накрыла Геркулеса своими собственными одеждами. Он стал ощупывать тело под одеждой девушки и, почувствовав, что что-то не так, отшатнулся назад. Согласно описанию Овидия, «раздвинув ноги, он обнаружил там змею» – и, похоже, тогда более или менее сообразил, за что схватился.
Геркулес проснулся. Фавн упал, и всем сразу стало понятно, что он пытался спрятаться после неудачных сексуальных посягательств на любовницу Геркулеса. Но никто особо не расстроился. По словам Овидия, «Геркулес рассмеялся, и его девушка засмеялась тоже».
Согласно Овидию, мужчины бегают голыми по городу во время Луперкалия в память о неудачной попытке Фавна. «Таким образом, бог возненавидел одежду, которая обманывает глаз, и приказал посвящённые ему обряды исполнять голыми».
Во время Луперкалия римляне рассказывали историю про Фавна, но на самом деле праздник был посвящён вовсе не этому богу. Праздник назывался Луперкалием, обряд совершался в Луперкальской пещере и жрецами-луперками. Очевидно, он был посвящён богу Луперкусу. Дело в том, что никто, включая жрецов-луперков, на самом деле не знал, кем был этот самый Луперкус-волк.( н мы то вполне можем педположить , что это был Апполон)

Существовал целый культ, посвящённый этому богу, но никто не знал, чем он занимается. Луперкалий был древним сельским божеством, но никто не мог вспомнить, когда начали проводить в честь него праздник, не говоря уже о том, почему. Люди просто повторяли то, что делали их прародители. Потеряв связь между Аполлоном богом-волком, богом убийцей и разрушителем и его светлой стороной бога покровительствующего музам.Когда нам ясен облик бога, то понятен и выбор щенка , как жертвенного животного, а именно проводника для душ юношей участвующих в ритуале.
Одно из важнейших событий в жизни Юлия Цезаря произошло во время Луперкалия. Именно в этот день Марк Антоний возложил на его голову венок и предложил Цезарю трон. Если вы вспомните это, то вы поймёте, что данное событие выглядело немного не так, как нам обычно рисовало наше воображение. Историки совершенно определённо заявляют, что Цезарь наблюдал за проведением торжеств, когда всё это случилось. Но он смотрел не за тем, как люди едят; мы специально упомянули, что он смотрел на голых обмазанных маслом юношей, которые бегали по улицам. Как раз в этот момент подошёл Марк Антоний, чтобы предложить ему трон. В отличие от Цезаря, Марк Антоний был не просто зрителем, он был участником. Плутарх описывает его как «одного из бегунов, совершавших священный ритуал»: это означает, что он подошёл к Юлию Цезарю вовсе не в тунике. Антоний подошёл к нему абсолютно голым, с лохматой плетью в одной руке и лавровым венком в другой)).
В последний раз Луперкалий — «волчьи свадьбы» праздновали в конце V века. К тому времени христианство стало в Римской империи господствующей религией, и Луперкалий был одним из немногих древних праздников, которые всё ещё продолжали отмечать. Папа Геласий решил покончить с этим, заявив, что это было языческим ритуалом, наполненным жертвенной кровью и прославляющим секс.
Во всяком случае, прекратилось проведение основной части ритуала. Несмотря на то, что мы не знаем всех деталей того, как он отмечался в V веке, нам известно, что папа бросил вызов римлянам, которые жаловались на то, что без «голых бегунов» праздник нельзя считать полноценным, и не хотели отказываться от этой традиции.

Римляне были не слишком рады отказу от праздника, поэтому вскоре появился новый праздник – День Святого Валентина. Ну, формально папа заменил Луперкалий на чуть менее популярный «Праздник Сретения Пресвятой Девы Марии», но, в конце концов, он стал называться Днём Святого Валентина.
Праздник получил такое название потому, что мужчины с именем Валентин умерли в 14 февраля. Это был день смерти двух разных Валентинов, причём один из них был обезглавлен и объявлен святым.
За прошедшие с того времени полторы тысячи лет многое изменилось. Женщины перестали бросать в ёмкость таблички со своими именами и стали получать открытки. Мужчины,некоторые, вместо того чтобы бить женщин плётками, стали дарить им цветы.

по материалам : https://kulturologia.ru/blogs/130217/33447/
https://bubligum9000.livejournal.com/23692.html
http://zagopod.com/blog/43389522909/Dikie-faktyi-o-Luperkalii-%E2%80%93-%C2%ABpraroditele%C2%BB-Dnya-Svyatogo-Valentin

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Большая Советская Энциклопедия
Мужской журнал MENS.BY
http://bubligum9000.livejournal.com

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: