Ошун

82926b56fb27580ae1e62515f5763a58

Богиня Ошун. Часть1

Ошун (предположительно, на языке йоруба —»источник»)
— в мифологии йоруба — богиня пресных вод, женской фертильности, красоты, любви и богатства.
История
Первоначально, Ошун являлась богиней водной стихии пресноводных источников, и её имя исходит от названия реки в Нигерии. Священным центром культа богини был город Ошогбо на юго–западе Нигерии, расположенный вдоль реки Ошун. Последователи культа относили все подношения к реке и просили её о благосклонности. Как богиня воды, Ошун изображалась в облике прекрасной речной девы в дорогих украшениях, и с рыбьими хвостами вместо ног, кокетливо смотрящейся в зеркало. Храм, где находилась святыня, был окутан тайной, а изображение богини покрывала белая ткань. Жрицам–избранницам Ошун давали новые имена, включающие в себя имя богини.
Архетип
Несмотря на то, что существует распространенная ассоциация между реками и женскими персонажами африканской мифологии, Ошун выделяется как хозяйка всей пресной воды и, как следствие, всех рек. Многие исследователи афро–синкретических культов называют Ошун «африканской Венерой». Несмотря на культурные различия между африканской Ошун и римской Венерой, всё же можно усмотреть многие сходные качества между этими богинями на архетипическом уровне.
Ошун связана с драгоценными камнями, украшениями и деньгами. Легенды почти всегда украшают её богатыми золотыми одеждами и драгоценностями, наделяют шармом и магнетической привлекательностью, приписывая функции покровительницы красоты и любви. Подобно капризной, коварной и ветреной Венере, африканская богиня могла соблазнять и ссорить между собой богов и людей, возбуждать ревность и т.п. Это воистину чёрнокожая Венера африканского Олимпа.
Африканские истоки
В Африке Ошун первоначально связывалась с функциями женской фертильности, но позднее, под влиянием афро–бразильских синкретических верований, её образ несколько видоизменился. Первоначально, как и многие другие африканские водные богини, Ошун была покровительницей плодородного женского начала, и её образ почти всегда связывался с материнством, что выражалось обращением «мама Ошун». Материнство являлось её великой силой, и многие женщины, испытывающие трудности с зачатием, просили богиню о помощи. Ритуалы Ошун, как правило, были связаны с продолжением рода.
Культ
Культ Ошун привезли в Новый Свет чернокожие рабы из различных регионов Африки. под влиянием культурного синкретизма её функции материнства были переданы богине Йемайе, а за Ошун прочно закрепилась слава властительницы «дел сердечных» и повелительницы богатства. По одной из легенд, во время путешествия Ошун по морю в Новый Свет, верховный бог, кроме уже присущей женской силы, дал ей право властвовать над чувствами любви и ненависти, а также распоряжаться всеми чувственными удовольствиями и утехами.
Странствия богини
Согласно легендам, Ошун последовала за своими детьми на Кубу и в Бразилию, приняв образ Девы Милосердия в жёлтых одеждах, чтобы успокоить и облегчить их жизнь, подбодрить упавших духом, танцевать и радоваться вместе с ними. Она улыбалась, шутила и смеялась, когда хотелось кричать и плакать, пела и танцевала, дабы заглушить гнев, боль и обиды. Ошун учила радоваться жизни, любить и быть счастливыми несмотря ни на что. Ошун стала символом веселья, музыки, танцев, радости и всех чувственных удовольствий. Кроме всего, богиня также обучала своих детей дару хитрой дипломатии, превратив его в оружие скрытой мести.
Региональные особенности
Существуют некоторые региональные вариации имени богини: Ошун или Осун в Африке, Очун на Кубе, Ошум в Бразилии, Качита в Пуэрто–Рико и в Доминиканской республике, мама Чола или Чола Венге в Конго и т.п. В кандобле банту Ошун известна, как Самба, обитающая в реках, озёрах, прудах и водопадах.
Синкретизм
В афро-католическом синкретизме, Ошун представляет темнокожая Богоматерь де-ла-Каридад-дель-Кобре (Богоматерь Милосердия из Кобре), покровительница Кубы, облаченная в богатые медно–жёлтые и и золотые одежды (любимые цвета африканской богини), украшенные драгоценными камнями. Рядом с церковью Девы де-ла-Каридад-дель-Кобре находились медные рудники («кобре»— «медь» по–испански), где вплоть до 1807 г. трудились сотни и тысячи африканских рабов. Медь, как и золото, являлась металлом Ошун. Медные гроши были первыми деньгами, которые увидели чёрные рабы, привезенные на Кубу. Медь была самым редким и ценным металлом в Африке. Африканские народы ценили медь дороже золота, или обменивали эти металлы как равноценные. Позднее, в Бразилии и на Кубе, Ошун стали ассоциировать с золотом.
Изображение в облике  святой Девы
Пресвятая Дева из Кобре в одной руке держит золотой крест с бриллиантами и аметистами, в другой — младенца Иисуса, а её голову венчает корона с бриллиантами, рубинами и изумрудами. Жёлтый цвет и обилие драгоценностей ассоциируются с деньгами и богатством. Кроме того, жёлтый — цвет эротизма и соблазняющей женственности. Ноги Девы опираются на блестящий полумесяц, концы окружает с обеих сторон серебряное облако, в котором три херувима простирают свои золотые крылья.
И, наконец, многочисленные свидетельства милости и чудес от образа Богоматери де-ла-Каридад-дель-Кобре, напоминают потомкам африканских рабов об их далёкой богине. Так, в результате культурного синкретизма образа африканской богини с католической Богоматерью, воплотились верования чернокожих рабов.

Богиня Ошун. Часть2
«Ла–пута–санта»
В афро–бразильских синкретических культах за богиней Ошун прочно закрепился образ ослепительной, но ветреной красавицы. Её назначение было лишь возбуждать любовь и одаривать различными благами. Про Ошун говорили, что она очень изменчива и крайне лёгкого поведения. Ошун представляла плотскую любовь, и иногда, последователи божества ласково называли её — «рамера» («шлюшка» по–испански), либо «ла–пута–санта» («святая проститутка»).
У Ошун, как у богини любви и красоты, было много мужчин, среди них: Шанго, Орунмила, Огун, Эринле, Аганью, Ориша–Око, Ошоси, и даже, Омулу. Как чёрная Венера африканского континента, Ошун была несравненна в искусстве притяжения мужчин, которыми она умело манипулировала в своих собственных целях.
Другие стороны богини
По афро–бразильским легендам, Ошун стремилась к достижению своих целей любыми путями, используя своё тело, красоту и шарм, а также природную хитрость и дипломатию. Она любила возбуждать ревность у других женщин, и участвовать в различных кознях и интригах. Ошун была милостивой и сострадательной, но, как вода, непредсказуемой, переменчивой и непостоянной. Как многие любили Ошун, так и многие её боялись —обиженной или рассерженной, она становилась жестокой, неумолимой, мстительной и злопамятной, насылала болезни и различные несчастья. Но всех, кто относился к Ошун с уважением и любовью, она щедро вознаграждала богатством, счастьем и любовью. Считается, что Ошун любит своих преданных служителей, но может быть жестокой с ними, если они вдруг не оправдывают её ожидания.
Подношения
По традиции, богине Ошун в образе Девы де-ла-Каридад-дель-Кобре принято дарить ювелирные изделия и драгоценности, монеты, свечи и жёлтые цветы (её любимые — жёлтые розы, хризантемы и подсолнухи). Ошун любит духи, дорогие ювелирные украшения, зеркала, красивую одежду, и все, что связано с красотой и очарованием. Её святой день — 8 сентября. Верующие также приносят с собой небольшие камешки медной руды, как символ покровительства и любви Богоматери из Кобре.
Любимые символические знаки
Почитатели Девы де-ла-Каридад-дель-Кобре в её честь носят жёлтые одежды различных оттенков. Следовало носить бело–жёлтые, жёлто–оранжевые или золотые одежды, чтобы почтить присутствие Ошун. Однако, цвета Ошун могут меняться в зависимости от её аспектов или путей. Павлин и гриф являются священными птицами божества. Её день недели — суббота, любимое число — пять.
Украшения
Из ритуальных украшений особой популярностью пользуются ожерелья из стеклянных бусин жёлтого или золотого цвета. Ошун любит все виды золотых ювелирных изделий с драгоценными камнями. В зависимости от различных аспектов, путей и связей с другими божествами, Ошун предпочитает бриллианты, золотистые топазы, рубины, изумруды и т.п. Также используют недорогие украшения с жёлтым бисером, кораллами и янтарём.
Сосуд
По традиции, сила божества заключается в жёлтой керамической миске с рисунками водных животных и растений, куда кладут пять речных камней (отанов), и наполняют её речной водой. Обычно в качестве отанов используют округлые желтоватые камешки песчаника.
Некоторые предпочтения
Ошун любит сладкие фрукты, в особенности апельсины и жёлтые дыни. Ошун не нравится табак, запахи сигаретного дыма и крепкого алкоголя, но иногда она принимает приятные алкогольные напитки, такие как, например, дорогое шампанское.
Особенность
В Бразилии Ошун также почитается в праздник явления Богородицы в городе Апаресида (12 октября).
Образ
В афро–синкретических традициях Ошун стала кокетливой и соблазнительной мулаткой, чувственной, яркой и провокационной. В Бразилии и на Кубе богиню представляют в облике ослепительно прекрасной молодой женщины, выходящей из водопада. Её тело источает золотистое свечение, драгоценные камни множества украшений и брызги воды блестят и сверкают, окутывая фигуру дивным ореолом. На лице божества блаженное выражение удовольствия и наслаждения, она смеётся от счастья, её лицо светится и сияет. Ошун танцует, покачивая бедрами, её гибкое тело извивается и плавно двигается в такт музыки воды. Её красота усиливается кокетством, смехом и радостью, как будто она опьянена самой любовью. В руке богини — зеркало из золота, в которое она смотрится, гордая своей красотой. Ошун любит сидеть в воде у водопада, и расчёсывать свои длинные волосы, цвета тёмной меди коралловым гребнем. Это воплощение эроса, очарования, шарма и магнетизма.
Феминная сила
Ошун является любимой покровительницей и образцом для подражания, как для женщин, так и для некоторых женоподобных мужчин, телами которых она может овладеть в состоянии транса. На Кубе многие гомосексуалисты поклоняются Йемайе, Ошун и различным помба–жирам в связи с присущими им функциям покровительниц женственности, красоты и культа любви.
Некоторые оккультные параллели
В умбанде символы Ошун — сердце и водопад, а обычные астрологические знаки — Рак или Телец. На небосводе богиня Ошун также представляет (как и все девы–богини) созвездие Девы. В умбанде Ошун персонифицирует астральные вибрации планеты Венера, а также силу луны. В эзотерической традиции умбанды архетип Ошун преимущественно связывается с водным знаком Рака, как с чистой, пресной водой озёр, рек и водопадов, и всех пресноводных источников вообще. Так, созвездие Рака указывает на сладкую, текучую, свежую и чистую воду (Ошун), а водный знак Рыб — на солёную, морскую воду, символ зарождения жизни в океане (богиня Йемайя — морская сестра Ошун). Месяцем, во время которого проходил фестиваль Ошун в Ошогбо, был август, когда на небе сияют созвездия Водолея и Рыб — символы божеств, дающих живительную влагу земле.
Психологический архетип Пьера Верже
Французский антрополог и исследователь африканской религии Пьер Верже писал: «Архетип Ошун — это женщины изящные и элегантные, со страстью к ювелирным изделиям, парфюмерии и дорогой одежде. Женщины, которые являются символом очарования и красоты. Сладострастные и чувственные, но более сдержанные, чем Йанса. Они избегают шокировать общественное мнение, которому придают большое значение. Под их соблазнительным и изящным внешним видом скрывается очень сильная воля и большое стремление к социальной мобильности».
Как архетип любви и красоты, Ошун ассоциируется с древней греко-римской богиней Афродитой–Венерой.
Связь с Египтом
Существует версия, что Ошун является аналогом Хатор, египетской богини красоты и любви, музыки и танцев, радости и веселья. Как и Ошун, богиня Хатор связана с зеркалами, косметикой и дорогими ювелирными украшениями и т.п. Существует множество сходных признаков между этими двумя богинями. Хатор покровительствовала медным рудникам, её металлы — медь и золото. Возможно, что чернокожие рабы по возвращению из Египта, принесли с собой верования египетского пантеона.
Систематизированная информация:
АШЕ:
речные камешки в жёлтой фарфоровой миске с речной водой
ПРИРОДА:
реки, ручьи, фонтаны и водопады
АТРИБУТЫ:
зеркало со звездой, расчёска, серьги, кольца, ожерелья, драгоценности, пять браслетов из золота или меди, павлиний веер, павлиньи перья, жёлтые цветы, корона, сердце, тыква, мёд, кинжалы или мечи, улитки, ракушки, креветки, речные камешки, кораллы, два весла, колокольчики, солнце, полумесяц, звезды, косметика, шарфы, предметы женской одежды и туалета
МЕТАЛЛЫ:
медь и золото
КАМНИ:
бриллианты, золотистые топазы, рубины, сапфиры, изумруды, аметисты, кораллы, янтарь
ПАРФЮМЕРИЯ:
«Ж’Адор» от Диор, розы, гортензии, жимолость, плюмерия, нарциссы, лилии
ЦВЕТА:
белый, жёлтый различных оттенков: бело–жёлтый, жёлто–оранжевый, золотой
ЧИСЛО:
5
ОЖЕРЕЛЬЕ:
янтарно–жёлтые или жёлто–золотые и белые полупрозрачные стеклянные бусы
ДЕНЬ РИТУАЛА:
суббота
СИНКРЕТИЗМ:
Богоматерь Милосердия из Кобре, явление Богородицы в городе Апаресида, Богоматерь Непорочного зачатия, Богоматерь из Лурда, Богоматерь из Фатимы, Богоматерь из Гваделупе, юная Дева Мария
НЕБЕСНЫЕ СИГНАТУРЫ:
луна, Венера, Дева, Рак, Телец, Водолей, Рыбы
ПОДНОШЕНИЯ:
апельсины, мёд, дыни, тыквы, папайя, конфеты, варёные яйца, свиньи, козы, жёлтые куры
НАПИТКИ:
родниковая вода, кокосовая вода, белое вино и шампанское
ПРИВЕТСТВИЕ:
Эри йейе о!
В умбанде линия Ошун считается подлинией Йемайи.

Богиня Ошун. Часть 3

Некоторые аспекты богини Ошун:
Ошун Ибу Коле — богиня–птица, воплощающаяся в облике канюка. Хранительница древней мудрости и магии. Это мистическая сила колдуний ийями. Способна, как даровать величайшие жизненные блага, так и отнимать и разрушать. Её ожерелье состоит из гагата, янтаря и коралловых бусин. Ибу Коле любит глинистые и заиленные реки. Её явление вызывает священный трепет у посвящённых. Очень сложна и сурова, и беспощадно наказывает за ошибки и любое неповиновение. Католический образ — Богоматерь из Гваделупе (12 декабря).
Ошун Ололоди. Это кристально–прозрачные и чистые воды естественных речных дамб. Великая прорицательница. Единственная женщина пантеона, владеющая священными тайнами оракула ифа. Её ожерелье янтарно–жёлтого и зелёного цветов, что ассоциирует с мужем — Орунмилой. Сова — посланница Ололоди. Ололоди очень сильна, сурова, отважна и бесстрашна, и способна дать мощный отпор любому врагу. Синкретизируется с католической Богоматерью из Гваделупе (12 декабря). Не разрешается танцевать и петь в её присутствии. Все подношения Ололоди должны парными.
Ошун Йейе Моро, Йейе Каре и Кайоде. Три аспекта персонификации неотразимой силы женского магнетизма, сексуальности, кокетства и обольщения. Чрезвычайно чувственны и обворожительны. Ветрены и легкомысленны. Текучие воды, впадающие в различные водные резервуары. Любят зажигательные танцы до упаду под грохот экстатических барабанов. Славятся своей неразборчивостью в любовных связях. Носят янтарные ожерелья. Эти проявления Ошун призывают в любовных заклинаниях и ритуалах, дабы соединить, либо наоборот, разлучить людские пары. Католический образ — юная Дева Мария, введение во храм пресвятой Богородицы (21 ноября).
Ошун Ошогбо, Фумике и Функе. Эти аспекты представляют женскую фертильность. Это покровительницы беременности и плодородия. Лечат от бесплодия водами своей реки, помогают женщинам во время родов. К ним обращаются с мольбами женщины, желающие зачать ребёнка, а также защитить во время беременности и родов. Их ожерелье из янтаря и кораллов. Синкретизм с Богоматерью Непорочного Зачатия (8 декабря).
Ошун Иджиму, Буми, Абото. Это старейшие аспекты Ошун. Любят светло–голубые и розовые цвета и оттенки. Связаны с древним культом колдуний ийями. Глубокие воды и дно рек. Хранительницы древней мудрости и мистической силы. Дева Мария Гваделупская (12 декабря)

автор Сэм Хейн

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: