Создайте подобный сайт на WordPress.com
Начало работы

Чаша из черепа

Еще одна идея для туза Чаш..

 

«Использование чаш, сделанных из человеческого черепа, широко известно в различных традициях мира.В культуре воинского сословия известная практика создания ритуального праздничного кубка из головы побежденного врага, предводителя войска противников. Например, печенежский хан Куря, известный тем, что убил киевского князя Святослава и сделал из его черепа чашу.Легенда это или реальность, но обычай был распространенным. Согласно Повести временных лет, Куря сделал из черепа Святослава чашу и пил из него вместе со своей женой. Такой обычай делать чаши из костей черепа убитых врагов был популярен у тюркских народов. Они верили, что таким образом силы и мужество врага переходили на пьющего. Сам хан Куря и его жена пили из этой ритуальной чаши, чтобы рождённый у них сын был подобен Святославу по храбрости.

Или, например, в Песне о Вёлунде из Старшей Эдды, плененный кузнец мстит конунгу Нидуду, убивая двух его сыновей и делая чаши из их черепов.

 

В тексте на древнеисландском головы – höfuð и чаши – skálar, соответственно.

В сфере трансгрессивной ритуальной практики (Путь Левой Руки) наиболее известно использование человеческих черепов в Индии, в Тантризме и шива-шактизме, в сектах капаликов и агхори, а также в тантрическом Буддизме. Из этой традиции получил широкое распространение в современном эзотеризме и сам термин, означающий «ритуальную чашу из человеческого черепа» или просто череп – капала, на санскрите कपाल (kapāla). Также капала (верхняя полусфера) используется для изготовления ритуального барабана дамару, используемого в ритуалах Тантризма, Буддизма и Бон-по (Чод).

В различных учениях капала используется по-разному. Где-то ее используют в качестве сосуда, в котором преподносят дары богам. Для этого ее наполняют, например, вином. Некоторые адепты сами не прочь отведать чего-нибудь из человеческого черепа. Так поступают Агхори – религиозная секта, являющаяся ответвлением индуизма. Они используют капалу и для сбора подаяний, и для медитативных практик, и для приема пищи. Часто чаша капала изображается в руках богов, добрых и злых. В этих случаях ее можно увидеть наполненной кровью, сердцами, языками, ушами демонов. Часто капалы украшают драгоценными металлами и камнями, расписывают орнаментами и священными надписями.

images (5)
Но насколько правомерно использовать термин kapāla для обозначения ритуальной чаши из черепа вне контекста тантрических традиций, с точки зрения языкового пуризма и культурной апроприации?
В контексте Вамачары звучание термина органично, оно отсылает к соответствующим практикам, школам (капалики – собиратели черепов, ср. украшению из голов у Кали) или мифам (об отсечении головы Брахмы). Иными словами, в своем аутентичном контексте слово kapāla образует вокруг себя созвучие ассоциативных полей, символов и сюжетов. Заимствование слова «капала» из этой языковой и ритуальной традиции в контекст Одинизма)), и вообще в германо-скандинавский культурный круг, изолирует его в языке: оно не вызывает аналогичного ассоциативного ряда и выбивается лексически, при его использовании виден факт заимствования и восполнения некой лакуны. Наконец, использование иноязычного термина всегда будет требовать пояснения, которое есть далекий экскурс из германо-скандинавской традиции в даршаны хинду и их тонкости, чтобы просто пояснить употребление одного слова. Путь заимствования легок и не укрепляет ту традицию, в которую оно приходит, но косвенно способствует распространению традиции-донора слова. Ниже мы пройдем иным путем и прольем свет на более аутентичные слова, для обозначения ритуальной чаши из человеческого черепа в практике, тем более что в европейской культуре они присутствуют и так, нужно лишь снова актуализировать их наличие.Санскритское слово kapāla восходит к праиндоевропейскому корню *kapōlo, означающему «голову» или «чашу», и связано с корнем *kaput, от которого происходят: латинское caput (голова [анатомия], глава, главный), немецкое Haupt (главный, голова [должность, чин]) и древнеисландское hǫfuð (höfuð), с аналогичным немецкому значением. Hǫfuð мы встречаем в первой строке 24го стиха Песни о Вёлунде. Отличие последних примеров от капалы в том, что в них пока отсутствует семантика «сосуда», «чаши», но общим для kapāla/caput/hǫfuð является анатомическое значение человеческой головы (черепа) и главы как статуса человека. В польском слово звучащее как   «чашка»czaszka  обозначает именно череп….Для тантрических же практик использовали черепа людей, даже не имевших отношения к религии. В приоритете были головы жертв убийств или казней. Считается, что особой силой обладает капала, изготовленная из черепа незаконнорожденного ребенка восьми лет, который, к тому же, являлся плодом кровосмесительной связи. Не во всех религиях кровосмешение является незаконным, интересно как это влияет на качества черепа.?… Скорее энергетика самой беременной и окружающего общества негативно относящаяся к такому .

С. Старостин приводит пример Блумфилда [Сравнительно-историческое языкознание, 2005, с.36], который указывает, что в средневековых текстах для описания разбивания чьей-то головы в немецком языке появляется слово Kopf, которое восходит к латинскому cuppa – сосуд для питья. От этого же латинского слова ведет свою этимологию современное английское слово cup, чашка. То есть голова воспринимается как сосуд для её содержимого, крови и мозга, которые выплескиваются, если его размозжить. Также этимологию Kopf возводят к прагерманскому *kuppaz, от праиндоевропейского *kup- (словарь Старостина-Николаева), вновь с двойным значением «голова» и «чаша». В словаре праиндоевропейских лексем Старостина-Николаева, возможной этимологией немецких Kopf и Haupt указан уже знакомый нам корень *kaput-. Реконструкция праиндоевропейских корней и лексем допускает дискуссию о родстве значений «чаша» и «голова [как сосуд и часть тела]», но позднее мы уже видим устоявшееся слияние семантик. Голова становится вместилищем органов, а значит и сосудом, из которого можно пить и делать чаши. Пример отсутствия этого слияния есть в той же Песне о Вёлунде, где для обозначения головы используется höfuð, а для обозначения получившихся из черепов чаш слово skálar, форма множественного числа слова skál, означающего «кубок» или тост, застольное восклицание. В русле народной этимологии ему соседствует слово skalli, означающее обнаженный череп.

В итоге мы имеем набор слов, которые равно подходят для обозначения идеи «ритуальной чаши из человеческого черепа» (некоторые даже имеют дальнее родство с исходной kapāla): древнеисландские: höfuð, skál и/или skalli; немецкое: Kopf/Toten Kopf.

Актуализировав термины в нашем знании, мы показали, что в языке нет лакуны, которая заполнялась заимствованием из Тантризма; по крайней мере, оно вызвано не бедностью языка, а скорее культурными факторами (обаяние Азии, soft theology).

Исландские варианты задействуют ассоциативные поля в традиционном контексте, отсылают к сюжету соответствующего мифа. Немецкий вариант, если строго верить Блумфилду, больше связан со Средневековьем. Оба примера локализованы в семантическом поле второго сословия, связаны с местью или баталиями. Здесь мы уже переходим от проблематики этимологии к семантике использования слов и непосредственно самих ритуальных чаш из черепа, в интересующем нас контексте Пути Левой Руки. Здесь путь открыт.

использованы материалы  Askr Svarte

и из недавнего ..

Ученые считают, что обнаружили древнейшие образцы чаш, сделанных из человеческих черепов. Необыкновенную посуду изготовили в конце последней ледниковой эпохи.

Сотрудники Музея естественной истории Лондона провели повторное исследование древних костей, найденных в 1987 году Крисом Стрингером (Chris Stringer) в пещере Гоф в ущелье Чеддар на юго-западе Англии (Сомерсет). Тщательное изучение 37 фрагментов черепов и четырех осколков нижней челюстной кости с помощью 3D-микроскопа показало, что все кости обрабатывались каменными орудиями. Первобытные жители Англии превратили недавно отрубленную голову человека в практичный предмет — чашу или сосуд.

Люди из пещеры Гоф

Жители пещеры Гоф были одними из первых людей, вернувшихся в Британию в конце ледниковой эпохи. До этого остров был необитаем и в течение 20 000 лет полностью покрыт льдом. Но затем наступило потепление, и на освобожденные ото льда территории двинулись по Доггерленду (ныне несуществующей земле, которая раньше служила «мостом» между Британией и Европой) животные и люди.

Датировка костей из пещеры Гоф показала, что люди жили там в течение столетия. По замечанию Стрингера, пещера была хорошо защищена, а если повесить при входе кожаные «занавески», то могла стать довольно уютным домом. Кроме того, она была удобно расположена, чтобы охотиться на проходящих по ущелью оленей и кабанов. А в холмах Мендип жили лошади и северные олени.

В 1900-х годах часть склона в ущелье обрушилась, а пещера стала одной из туристических достопримечательностей. Эти два события привели к утрате ценных для историков предметов материальной культуры местных первобытных жителей. Чаша-череп и другие кости были обнаружены в 1987 году лишь благодаря тому, что они оказались «спрятаны» за большой скалой, которая уберегла их и от обвала, и от любопытных глаз. В 1903 году археологи нашли при входе в пещеру останки так называемого Чеддарского человека, древнейший полностью сохранившийся скелет на территории Британии возрастом в 9000 лет. В 2007 году на стенах пещеры были обнаружены изображения мамонтов, а на полу — искусно сделанный наконечник копья из кости мамонта.

Чаша-череп

Три чаши, две из которых сделаны из черепов взрослых, и одна – из черепа трехлетнего ребенка, нашли среди множества костей животных и людей. На человеческих костях хорошо видны следы ударов острыми орудиями, которые наводят на мысль о том, что мясо с костей сдирали. Затем их сломали, чтобы извлечь костный мозг. Ученые не нашли никаких доказательств тому, что чаши играли роль трофеев и были изготовлены из черепов поверженных врагов. Они склоняются к версии, что изготовление подобных чаш было некого рода ремеслом, а люди, чьи черепа использовали, умерли естественной смертью.

«Наверное, изготовление такой чаши занимало полдня. Очистка черепа требовала определенного умения и некоторого времени», — предположила палеонтолог Сильвия Белло (Silvia Bello) из Музея естественной истории Лондона, которая возглавляла работу. Исследовательница также добавила, что сегодня узнать, как именно использовались эти чаши, невозможно. В более поздние времена в них клали еду, наливали кровь или вино. Некоторые черепа-чаши до сих пор используются в индуистских и буддистских ритуалах. «Для нас сегодня такое использование черепа выглядит, мягко говоря, странно. Я бы не хотела есть кашу из такого сосуда», — с улыбкой добавила Белло. «Мы впервые смогли понять, как люди делали такие чаши. Они не просто брали череп и разбивали его на две половинки, а тщательно обрабатывали кость, чтобы получить нужную форму», — отметила исследовательница.

На выброшенных человеческих и животных костях ученые также нашли царапины от орудий. Многие кости были вскрыты, как будто из них извлекали костный мозг. Только с черепами, судя по всему, обращались бережно. Царапины и вмятины показывают, что череп был аккуратно очищен от мягких тканей вскоре после смерти человека. «Судя по всему, первобытные люди регулярно делали чаши из черепов. Сначала они скальпировали отрубленную голову, удаляли волосы, глазные яблоки, челюстные и лицевые кости, затем выравнивали края будущего сосуда», — рассказал Стрингер.

Каннибализм или ритуал?

Самая маленькая чаша, сделанная из черепа ребенка, вероятнее всего, протекала, так как черепные кости еще не полностью срослись. Зато из других двух черепов можно было есть или пить, в них помещалось около литра жидкости. «Возможно, черепа-чаши использовались в каких-то обрядах. Но нужно учитывать и другой вариант: если пищи в округе не хватало, то люди могли есть и умерших сородичей. Однако надо принимать во внимание и теорию, согласно которой такой каннибализм рассматривался совсем иначе, чем сегодня – это могло быть сделано в честь покойного, чтобы прославить его жизнь», — добавил Стрингер.

Точная копия одного из черепов будет выставлена в Музее естественной истории Лондона с 1 марта в течение трех месяцев.

Статья Белло и ее коллег «Древнейшая датированная чаша из человеческого черепа» («Earliest Directly-Dated Human Skull-Cups») опубликована в журнале PLoS ONE.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: