Арнакуагсак («старая женщина из моря») — в эскимосской мифологии была одним из основных морских божеств. Арнакуагсак проживала на дне океана. Она повелевала морскими млекопитающими и была ответственной за то, чтобы охотники могли добыть достаточное количество пищи, чтобы народ оставался здоровым и сильным.Она сидит в своем доме перед лампой; из лампы непрерывно стекает жир, который она собирает в особый сосуд. Из этого сосуда или из тьмы своего жилища она посылает наверх всех зверей, которые служат человеку добычей; если же она прекращает свое занятие, наступает нужда и голод. Её почитали в основном в Гренландии, однако она полностью эквивалентна канадским Седне или Арнапкапфаалук и аляскской Нерривик.
В эскимосской мифологии Седна (на инуктитуте Санна, Самна — ‘тот нижний’, ‘тот под чем-либо’) — великий дух, возможно, богиня, хозяйка морских животных, особенно млекопитающих (тюлени, моржи и т. п.). Живёт в Адливуне, эскимосском царстве мёртвых, и управляет им. Часто является мифической создательницей или разрушительницей всего сущего. Под разными именами встречается почти у всех групп эскимосов. Известна также как Арнакуагсак, или Арнаркуагссак (Гренландия) и Нерривик, или Нулиаюк (Аляска).
Хотя Седна, как иногда считается, господствует над арктической частью Канады, под другими именами она известна среди многих племён эскимосов. Одним из примеров этого является Арнапкапфаалук (большая плохая женщина) (или Агнакапсалук.
Арнапкапфаалук была морским божеством медных эскимосов из района залива Коронейшен. Занимая в эскимосской мифологии то же положение, что и Седна, в той части, что касалось управления морскими животными, она заметно отличалась от неё, что видно по переводу её имени. Арнапкапфаалук не была благодетельным божеством, как Седна, а, наоборот, внушала охотникам страх. Вместо того, чтоб снабжать медных эскимосов нерпами и прочими морскими животными, она скрывает их. Нарушение табу или другие неблагоразумные поступки могли привести к неудачной охоте.
Перечень из более двадцати таких «владычиц моря» приводят в своей книге З. Нунгат и Е. Арима. Лингвистический анализ названий этих мифических персонажей показывает, что это не личные имена, а слова пространственно-указательной ориентации (кроме Седны существует Кавна ‘та внизу’, Агналук Таканналук ‘женщина нижняя’, Арнакуагсак ‘старая женщина из моря’) или характеристики персонажей по каким-либо внешним или качественным признакам (кроме упоминавшейся Арнапкапфаалук (Агнакапсаалук) это, например, негивик (ныгывик) ‘мясное блюдо, место для мяса’).
Согласно одному из мифов, Седна, подобно ундине, была дочерью бога-создателя Ангуты и его женой. Она была такой большой и прожорливой, что ела все, что находила в родительском доме, и даже сгрызла одну из рук отца, пока тот спал. Согласно другим версиям мифа, она взяла себе в мужья пса.Что то из этого и пргневило ее отца.
По мифам некоторых эскимосских групп, Седна повелевает не только морскими животными, но и речными рыбами, и оленями карибу, и птицами. У медных эскимосов и у нетсилик Седна считается самым всесильным и могучим из духов. Она правит и погодой, и загробным миром, и многим другим. Как и иные женские божества, Седна враждебна мужчинам. По одним мифам, у неё совсем нет мужа, по другим — мужчина, находящийся у неё в подчинении, это кобель, с которым Седна поселилась на острове и родила детей, ставших прародителями индейцев и белых людей, а также злых духов, собакообразных монстров (2: с.482). Вероятно, это монстры, известные как адлет.
Ангута так рассердился, что выбросил её из каноэ. Она уцепилась за его борта, но Ангута обрубил её пальцы один за другим. Она утонула и попала в царство мертвых, став владычицей глубоководных чудовищ, а её огромные пальцы стали тюленями, морскими львами и китами, на которых охотятся эскимосы.
Другие мифы утверждают, что Седна была красивой целомудренной девушкой, невинно завлечённой замуж злобным птичьим духом. Когда отец попытался спасти её, дух разозлился и вызвал ужасный шторм, угрожавший уничтожить его людей. В отчаянии отец бросил свою дочь в бушующее море.
Различные легенды дают разные объяснения её смерти от рук отца. Иногда она невинная жертва, иногда оказывается, что она заслуживает наказания за жадность или какой-нибудь плохой поступок. Однако все истории сходятся на том, что она сошла в глубины океана и стала владычицей морских существ. Так или иначе, она стала жизненно важным божеством, истово почитаемым охотниками, зависящими в добывании пищи от её доброй воли.
Седна — в мифологии инуитов морское божество, хозяйка морских животных
Седна. Статуэтка Флойда Куптаны
В мифологии эскимосов (инуитов), живущих от Гренландии до Чукотки, есть образ морской богини-покровительницы всех, живущих в море. Эскимосы Баффиновой земли зовут ее Седна («она там внизу»), эскимосы нетсилик — Нулиаюк («женоподобная»), эскимосы Западной Гренландии — Арнаркуагссак («старая женщина»), Восточной Гренландии — Имапинуа или Сассума Арнаа («мать моря»), эскимосы иглулик — Уинирумайуитук («не желавшая мужа»), медные эскимосы — Арнапкапфаалук или Агнакапсалук («большая плохая женщина»). Также среди ее имен отмечаются такие как Нерривик («место мяса»), Кавна («та внизу»), Агналук Таканналук («женщина нижняя»). Ее боятся больше всех других божеств, так как хотя она и посылает людям пищу и изобилие, но и лишает их всего, если разгневается.
Несмотря на различие в именах, образ Седны одинаков повсюду. Ее представляли в виде старой женщины, живущей на дне моря и повелевающей морскими животными, которых она время от времени даёт людям. Если люди грешат, их грехи как грязь запутываются в волосах Седны, тогда она гневается, держит моржей и тюленей вдали от берега и в эскимосских селениях наступает голод. Необходимо вмешательство шамана, чтобы её умилостивить (2: с.482).
Источники
Добавить комментарий