Осенний день Госпожи

Девы Домны  -18 лунный день в день ,в который обычно проводилась генеральная уборка в доме ,как подготовка к встрече  осени. Домна в переводе с латыни — Госпожа,  а 21 день — Василиса — Царица, Хозяйка, Госпожа ( день Господынкы — хозяюшки. укринскоязычным это проще и понятнее)  отсюда и Оспожинки, вот и убирали женщины в доме с самого утра ,что бы все спорилось в хозяйстве, что бы пришедшая с осмотром родня не нашла к чему придраться.

Прийдут гости в дом молодой семьи в «Поднесеньев день» .Вся родня и знакомые. После праздничного обильного угощения гости ходили смотреть все домашнее хозяйство. Оценивая хозяйственность молодой не забывали и о муже. хозяин показывал гостям двор , амбары,  сараи с инструментом.

В доме прибирают всю рухлядь, чтобы приобрести благополучие на осень. Мешки из-под картошки, обувь испачканная в земле с огорода, мылись в реке. земля должны вернутся земле. Изношенные прохудившиеся лапти всех членов семьи привешивали у крыш домов,скотных дворов,на плетень.Такие лапти считались верным средством от сглаза,,тогда никто «не изурочит» ни хозяев ни скот,а прошлогодние,что уже совсем негодны стали, снимали и жгли на грядке вместе с прочей, не подлежащей ремонту рухлядью.
У наших предков старые вещи ассоциировались с наступившей осенью, со старением года, увяданием природы, увеличением темного времени суток и надвигающимися холодами. Весной же природа пробуждалась от зимней спячки, дни становились длиннее и теплее. Все это настраивало на обновление и преображение жизни, в том числе и её предметной стороны.
Важно обратить внимание на ещё одну черту земледельческого сознания, сохранявшего взгляд на старое и новое. Старинные порядки, традиционные обряды и старые вещи – все это связывалось со «своим» и воплощало идею надежности. Новое же было непонятным, пугающим и даже опасным. Оно ассоциировалось с молодым, активным, энергичным, но не совсем надежным. По этой причине в крестьянском быту высоко ценились старинные вещи и старые родительские дома. Отживший свой срок предметы не сразу выбрасывали. Их относили на чердак, складывали в сараи. Эти вещи служили своего рода памятью семьи, дома, связью с предками. Они по-своему охраняли жилище и его обитателей.
Вера в защитные функции обуви основана на очень древних знаниях о мане — личной силе главы рода,или племени,царя и т.д, одно прикосновение которого могло исцелять, благословлять .Считалось что при контакте с землей эта сила уходит частично в оставляемые следы..магия следа,такая как выкапывание,высушивание или вбивание гвоздей идет ) из этого понимания личной силы.Соответственно обувь имеющая постоянный контакт с ногами так же заряжается энергией,все знают обычай украсть туфельку у невесты и необходимость ее выкупа в семью жениха.С этим связан также и обычай носить царя или правителя не давая его ногам коснутся земли,в некоторых африканских странах его просто несли на плечах по очереди его воины охраны,такова же и история !красной дорожки!,именно для того ее и стелили, от кареты или палантина до дворца, что б нога не коснулась земли и соответственно никто не смог воспользоваться следом.Медные сандалии бога Догонов не очень вписываются в теорию о изолляции)
Список можно продолжать долго..обычай целовать туфлю папы римского,ну и туфельку дамы),возложение на голову туфли ,что вовсе не считалось попиранием, а одним из видов благословения . Желая оградить дом от сглаза, порчи и всяких ударов судьбы, развешивали лапти и на крыльце дома и — во множестве – на шестах по всему огороду. Крыльцо дома украшалось лаптями, чтобы первый взгляд, считающийся приносящим сглаз, пришелся на лапти, а уж потом, когда вся сила сглаза уйдет в них, обратился бы на хозяев. Лапти оставались «на местах», пока не развалятся, а новые изношенные подкладывались постоянно. В ином варианте в более близкое к нашему веку время старую обувь стали ставить по бокам крыльца, надевать на доски забора. Главное, чтобы за нее чужой глаз «зацепился». Если вы верите в обычаи и обряды старины, желаете испытать их действенность, исполните, как сказано, у себя на даче. А в городской квартире не убирайте перед приходом гостей старую обувь из коридора — она послужит громоотводом в случае сглаза и порчи.
о Хозяине.
Католическая церковь отмечает день Домнина 9 октября.Хоть и его имя переводится как Господин и Хозяин … он довольно «безголовый» в буквальном смысле этого слова,но видимо хозяйственный,он не оставил валяться свою голову где попало.. Св. Домнин был схвачен и казнен на берегу Стироне, на Эмилиевой дороге . По преданию, он подобрал свою усечённую голову и отнёс её туда, где нынче находится собор Сан Домнино .
…очень умиляет обычай появившийся в последние годы)..покупка лапоточков «для домового»,но с освящением их в церкви,даааа..как же так домовой и вдруг в не освященных лаптях будет..

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: