Боги древности,продолжающие жить рядом с нами

uQ6qjAHYtkY

Боги древности, продолжающие жить рядом с нами, дарящие нам свою любовь частенько даже когда мы их не замечаем. Пора вернуть им доброе имя . Сейчас многие стараются вернуться к корням Рода,к верованиям предков. Вот и я хочу вспомнить ))..вернее напомнить ,тем кто забыл старых Богов. Особо любим мною Бес..Бог ,чьи изображения были не только в виде статуэток,амулетов,но и на многих домашних предметах.Имя этого бога произошло от слова «беса», обозначающим одну из крупных кошек, Cynaelurus guttatis. Шкура этого животного составляла его одеяние и «вполне возможно, что его называли по имени животного, в которое он, согласно представлениям египтян, иногда воплощался».

.Бог пришедший в Египет вместе с людьми еще с земель Нубии маленький лев)изображался с львиными ушами и хвостом..а проще домашний черный кот).-он же домовой…В Египте он стал компаньоном, а иногда и мужем Бастет -богини кошки , карлик (или великан), повелитель змей в тиаре из перьев или листьев, которого в ранний период даже помешали среди звезд, идентифицируя как созвездие Змееносца. (изображался с двумя змеями в руках ,образ позднее украденный и переданный Гераклу,которого оставили с теми же пропорциями ,змеями,но без бороды и объявили младенцем))Бес был популярен не только как душитель змей, но и как охотник,ловец львов, кабанов и антилоп. Эти способности сделали его не только защитником от зверей и духов, но и вообще отвратителем от зла, известен как Бес-Аха («Бес-воин»).( ну мы помним основные подвиги Геракла?))
С этим божеством была связана богатая мифология, но поскольку она большей частью существовала в устной традиции, до нас дошли только отрывки историй, посвященных Бесу. Во всех сценах, изображающих Беса, он присутствует при рождении царя или бога солнца. Одно из древнейших изображений бога Беса найдено на барельефе храма, построенного царицей Хатшепсут около 1600 г. до н. э. . Фигура Беса изображается во всех «домах рождения» египетских храмов. «Его также изображают держащим на левой руке Гарпократа, молодого бога солнца, и дающим ему пищу из свой правой руки, или же он несет ребенка на своем плече»( прообраз святого Христофора). Однако покровительство Беса предполагало не только обеспечение ребенка пищей, но и его развлечение. Поэтому Бес часто изображался смеющимся над ребенком, танцующим нелепые танцы и играющим для него на арфе, что сделало его со временем богом танцев, музыки и веселья, известного в этой ипостаси как Бес-хит («Бес танцующий»).
Этот бог любил женские искусства — плетение венков, приготовление косметики и пр.
По этой причине изображения Беса наносили на деревянные подголовники для сна, помещали над дверями, украшали ими спальные места, прикрепляли к зеркалам и коробочкам для румян (мази и румяна служили не только заботе о красоте , но также защитой от злого взгляда).Амулеты, изображавшие этого кривоногого карлика пользовались особенной популярностью.
К тому же Бес был любителем выпить хмельное и часто изображался сосущим через соломинку пиво из больших кувшинов.
Отличительной чертой изображений Беса было представление его в фас, а не в профиль, как других богов. Подобные «амулеты в виде Беса или его гримасничающего лица с высунутым языком найдены во многих районах древнего мира, включая территории Северного Причерноморья, Средней Азии, Урала и Сибири».
Важнейшими атрибутами Беса являются бант са (символ защиты), нож как средство обороны и музыкальный инструмент, звук которого должен был отпугнуть злых духов. Образ уродливого Беса с, в перьевых тиарах, часто изображавшегося с высунутым языком, самый распространенный, на сохранившихся предметах быта . Первоначально эти существа носили львиную шкуру, от которой позже остались только уши зверя и хвост. Изображения карликовых человечков похожих на позднейшего Беса, встречаются уже на глиняных сосудах Додинастического периода. Во время 18-й династии были популярны изображения крылатого Беса. Со времени Нового царства Бес часто носит на груди голову и лапы пантеры. «С старческими добродушными немного карикатурным лицом образ Беса стал собирательным, с ним также стали связывать солнечных львов, и его стали считать одним целым с богом Сепдом, владыкой Востока, покорителем горных племен Синайского полуострова».
Считали также этого бога владыкой Пунта, «т. е. южных стран на обоих берегах Красного моря». Однако «вся его внешность и одеяние указывают скорее на какую-то африканскую и, несомненно, негритянскую страну к югу от Египта, которая была местом, где он появился». Возможно его прообразом были какие-то боги, имевшие вид карликов, «чьими моделями, похоже, были не родившиеся или рахитичные дети».или реальные карлики. Вытесненные хамитскими племенами с южных границ Египта, эти негритянские племена ушли на юг, а поскольку «цивилизация этих хамитских народов зависела от цивилизации египтян… они почитали не первоначальный образ Беса, а ту его форму, которая затем пользовалась поклонением в Египте».
В подземном царстве образ Беса-карлика меняется на образ Беса-человека нормального роста или даже великана. Здесь он выступал как мстительное божество, угрожающее грешникам вырезать их сердца своим ножом.
Египетский бог Бес мог быть и женского пола. Самыми древними карликовыми божествами являются Бесы женского пола. «Обнаженная богиня Бес… появляется не только в самом позднем периоде, когда мы находим мужское и женское божество этого типа среди богов, имеющих в основном звездный характер, но также на магических жезлах XII династии».
По неизвестной причине в период пирамид не было официального культа этих богов, не найдены изображения Беса на магических предметах, и даже позднее Бес пользовался почитанием только простого народа. Лишь после 1000 г. до н. э. образ Беса приобрел широкую популярность .».
С Двадцать шестой династии культ Беса приобрел такую популярность, что многие имена собственные стали сочетаться с его именем. С ним стали связывать солнечных львов и в конце концов полностью смешали с Гором с ястребиной (соколиной) головой. Все, кто носил его изображение в качестве амулета, находились под его защитой.

Геродот называл охранные амулетные фигуры Беса на носу финикийских кораблей «представителями Гефеста» (то есть Птаха из Мемфиса), называя их Pataikoi, или «маленькие Пта». В Италии эти лица на сундуках называли Лари,отсюда еще одно название сундука — ларь,..ларьчик. Его изображение должно было охранять содержимое,чаще всего женские украшения, драгоценности ,а также косметику и одежду.Лары в Италии считались духами-защитниками дома, — т.е.домовыми.

Амулеты, изображавшие этого кривоногого карлика пользовались особенной популярностью. Подобные «амулеты в виде Беса или его гримасничающего лица с высунутым языком найдены во многих районах древнего мира, включая территории Северного Причерноморья, Средней Азии, Урала и Сибири».

00000

Далее материалы о Бесе взяты из работ выдающегося египтолога В. Солкина.

00000бес и бесит

Бес собирательное название различных карликовых божеств, отождествлявшихся друг с другом и считавшихся хранителями домашнего очага, защитниками от злых духов. Бес изображался с короткими ножками, большой головой, искривленным гримасой лицом и высунутым языком, львиными ушами и гривой, в высокой короне из перьев. В руках Бес часто держит тамбурин, магические ножи или защитный амулет са. Вероятно, культ Беса происходил из Нубии и был связан с Пунтом, владыкой которого называют бога-карлика некоторые тексты.

Несмотря на грозный внешний вид, Бес считался милостивым и благим божеством, защищающим семью, покровительствующим деторождению и сексуальной силе. В своем неистовом танце ипостась Беса – Хати изгоняет злых духов из дома; во дворах некоторых египетских храмов для защиты от демонов ночи часто устанавливали четырехгранные каменные блоки с полихромными изображениями стоящего Беса. Его образ часто присутствует на рельефах маммизи – храмовых помещений, в которых проходили таинства рождения божественного младенца – Хора, Ихи или же самого фараона. Колоссальными изображениями Беса были украшены пилястры храма Тахарки (XXV династия) в Гебель Баркале.

0000000бес

Бесы и Таурт. Фрагмент подлокотника парадного кресла принцессы Сатамон. XVIII дин. Каир, Египетский музей.

Огромное количество изображений Беса дошло до нашего времени на предметах быта – подголовниках, косметических сосудах и ложечках, опахалах и зеркалах, кроватях и стульях. Подобно Таурт, он очень часто изображался на амулетах, которые, согласно египетской традиции, приносили удачу и отгоняли злые силы, отпугивали змей, призраков и дурные сны. Иногда Бес даже изображался в облике одного из своих многочисленных воплощений – сжимающего в руках ядовитых пресмыкающихся духа Аха, чье имя переводится как «боец».

00000

Изображения Беса сохранились на росписях дворца Аменхотепа III в Малькатте, в домах мастеров из поселка Дейр эль-Мединэ и эль-Амарны, возможно в тех комнатах, которые были связаны с женщинами и деторождением.

В тексте Лейденского демотического папируса (I, 348) говорится, что для того, чтобы помочь роженице, необходимо изготовить глиняное изображение карлика – т.е. Беса. Текст отождествляет саму женщину с богиней Хатхор, к голове которой привязывалась изготовленная фигурка. Над изображением перед этим четырежды произносилось заклинание, говорящее о «добром карлике», которого послал своей дочери Ра, чтобы помочь успешно разрешиться от беремени.

Бес издревле был связан с магией и ритуалами по изгнанию злых сил. Сохранились даже картонажные маски, которые одевал маг для наилучшего осуществления той или иной цели во время магической церемонии. Полукруглыми костяными магическими жезлами с изображениями Беса маг или жрец обводил брачное ложе, создавал защитное пространство вокруг беременной женщины или маленьких детей; на подобных жезлах также часто изображены лягушка Хекет, усер – иероглиф силы, знак магической защиты са. Супруга Беса, Бесит, изображавшаяся в маске и с львиными ушами была также тесно связана с оборонительной магией. Статуэтка Бесит, сжимающей в руках металлических змей, была найдена в безымянной гробнице 17 в. до н.э. под Рамессеумом в Фивах, в которой помимо образа богини находились другие магические атрибуты и жезлы, а также свитки с заклинаниями.

Сексуальный аспект культа Беса стал особенно популярен в эпоху Птолемеев. В некрополе Саккара были обнаружены особые подземные помещения, стены которых были украшены объемными изображениями Беса и обнаженных богинь; здесь проводили ночь паломники, жаждущие исцеления либо скорейшего рождения потомства или же вещего сна. Одновременно Бес почитался как бог жизненной силы, отождествлялся с Шу, наполняющим вселенную «дыханием жизни». В римское время Бес также часто воспринимался как воинственное божество, изображавшееся в доспехах, с мечом в руках. Оракул бога Беса, «спутника Осириса» до IV в. н.э. процветал в Абидосе.

00000
В процессе отождествления Беса с другими богами-защитниками, возникает образ вмещающий в себя десять божеств (собственно Беса, Аха, Амама, Хайета, Ихти, Мефджета, Менева, Сегеба, Сопду и Тетену) в едином божестве, которое известно под именем Бес Пантеос (Βησά Παντεός).

В процессе христианизации Египта Бес стал восприниматься как носитель злого начала, с которым никогда не ассоциировался в древнем Египте. В одном коптском тексте даже повествуется о том, как с Бесом боролся некий ретивый отшельник. Забавный карлик, охранитель домашнего очага и храмов предстает здесь в образе чудовища, отпугивающего своим обликом путников, проходящих ночью у руин древнего святилища. Несколько христиан своей молитвой пытаются уничтожить «демона». Конец текста утерян, но можно предположить, что в итоге последователи торжествующей религии наверняка «изгнали» древнего бога из его собственной обители. Удивительно, но эта история о Бесе пережила не один век. Еще в XIX веке, местные жители рассказывали иностранцам, приезжающим в Луксор о карлике, танцующем ночами в развалинах Карнакского храма Амона.

Итифаллический четырехкрылый четырёхрукий Бес Пантеос, с хвостом сокола и головами животных, олицетворяющих богов Аха, Амама, Хайета, Ихти, Мефджета, Менева, Сегеба, Сопду и Тетену. Бес стоит на свернувшейся змее, кусающей свой хвост.

00000

Ещё одно изображение Беса Пантеоса на папирусе VII-IV вв. до н.э. из Бруклинского музея в Нью-Йорке. Здесь он стоит напротив Нехебкау (nḥb kȝw, «объединяющий души»). Считалось, что Нехебкау охраняет вход в подземное царство, а также является спутником бога Ра, защищающим его в ночном плавании. Он присоединяется к свите Ра и сопровождает Владыку всего сущего через все двенадцать долин Дуата. На папирусе изображён, по-видимому, момент восхождения обновлённого (новорожденного) солнца, которое Нехебкау держит в руках. Т.е. это момент передачи полномочий по защите солнечного божества от Нехебкау к Бесу. Бес Пантеос на этом папирусе имеет одну пару рук, но зато – восемь крыльев. И, помимо птичьего хвоста, у Беса наличествует ещё и крокодилий хвост.

БЕС ПАНТЕОС РЕСИХТОН

00000

Односторонняя гемма-талисман, желтая яшма (12 x 9 x 3mm). Мичиганский университет (Ann Arbor, University of Michigan, Special Collections Library).
Крылатый Бес Пантеос с двумя скипетрами, один из которых обвивает змея, на голове – модиус; PHCIXΘWN

Американские учёные (в стиле своих британских коллег) не ищут простых путей, и предлагают читать надпись не так как есть, а интерпретируя её следующим образом: ρησιχθων → ῥηξίχθων (т.е. «сокрушающий землю» или «сотрясающий землю»).

ῥῆξις (-εως) ἡ разрыв, трещина (νέφους Arst.).
ῥηξήνωρ (ῥηξ-ήνωρ), -ορος ὁ прорывающий ряды мужей, т.е. сокрушитель врагов (эпитет Ахилла Hom., Hes.; эпитет Аполлона Anth.);
ῥηξίνοος (ῥηξί-νοος) надламывающий разум; ex.: (Διόνυσος Anth.)
ῥήξω fut. к ῥήγνυμι
ῥήγνῡμι, редко ῥηγνύω (fut. ῥήξω, aor. ἔρρηξα, pf. 2 ἔρρωγα; pass.: aor. 2 ἐρράγην с ᾰ, fut.ῥᾰγήσομαι) пробивать, ломать, сокрушать, взламывать, разрывать, вспахивать;

Возможно, подобная ассоциация возникла из аналогии с эпитетом Посейдона – Эласихтон (ἐλασίχθων, «сотрясающий землю»), или с чем-то похожим.

σεισίχθων (σεισί-χθων) -ονος adj. потрясающий землю (эпитет Посейдона) Pind., Luc.
ἐλελίχθων (ἐλελί-χθων), gen. -ονος сотрясающий землю; ex.: (Ποσειδάων Pind.; Βάκχος Soph.)

Версия, безусловно, очень интересная. Только непонятно, почему нельзя прочитать надпись без интерпретаций, а ровно так, как оно написано, т.е. не с корнем ῥηξ-, а с корнем ῥησι-? Ибо тогда вдруг выяснится, что Бес Пантеос не «сокрушитель», а совсем даже наоборот – «изрекший Землю», т.е. сотворивший её словом. В позднейшие времена Бес, как «Всебог» (Παντεός), вполне мог рассматриваться в качестве Творца (δημιουργός).

ῥῆσις (-εως), ион. -ιος ἡ
1) речь, слова; ex.: ῥῆσιν λέγειν ἀμφί τινος Aesch. и ῥήσεις ποιεῖν περί τινος Plat. – вести речь о чем-л.;
ἡ ἀπό τινος ῥ. Her. чья-л. – ответная речь;
2) заявление, указание; ex.: (Λακεδαιμονίων Her.)
3) выражение, изречение; ex.: (Εὐριπίδου Arph.)
4) сказание, предание; ex.: (παλαιαὴ ῥήσεις Pind.)

Производные слова с корнем ῥησι-:
ῥησικοπέω (ῥησῐ-κοπέω) высекать фразы, т.е. произносить речь Polyb.
ῥησιμετρέω (ῥησῐ-μετρέω) мерить, т.е. рассчитывать, взвешивать свои слова Luc.

Ещё одно интересное созвучие к надписи на гемме: Ἐρυσίχθων – «хранитель земли» (от ἐρύομαι). В первую очередь оно интересно тем, что изначально Бес и выступал как бог-охранитель от злых духов (и злых людей).

ἐρύομαι, ион. εἰρύομαι
1) тащить, вытаскивать, извлекать;
2) стаскивать, спускать;
3) притягивать, привлекать;
4) совлекать, сдирать;
5) натягивать;
6) выводить (прочь), уводить;
7) уносить, удалять;
8) уводить от опасности, избавлять, спасать;
9) освобождать от рабства, выкупать; ex.: (τινα χρυσῷ Hom.);
10) защищать, прикрывать; ex.: εἰρύσατο ζωστήρ Hom. – пояс защитил (от раны);
11) отражать, отбивать; ex.: (ἔγχος Hom.);
12) (пред)отвращать; ex. (Κῇρα μέλαιναν Hom.);
13) препятствовать, мешать; ex.: κραδίῃ χόλον ἐ. Hom. – подавить в сердце гнев;
14) охранять, стеречь;
15) хранить, соблюдать, чтить; ἐ. ἔπος Hom. – соблюдать наказ
_______________________________

Цит. по: Солкин В.В. Бес // Древний Египет. Энциклопедия. М., 2005.

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: